Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Концепции современного естествознания".
Может ли наука при таком положении
действительно содействовать
3. Тем самым я подошел к
подлинным задачам науки.
Вернемся на несколько столетий
назад. В конце средних веков
человечество установило, что, кроме
христианской действительности, сердцевиной
которой является божественное откровение,
есть еще другая действительность,
открываемая в материальном опыте,
то есть «объективная»
Но и эта картина мира была отвергнута в нашем столетии. В той мере, в какой практическая деятельность выдвинулась на первый план в картине мира, основные формы мышления стали терять свое значение. Даже время и пространство стали предметом опыта и, потеряли свое символическое значение. В науке все более и более приходили к выводу, что наше понимание мира не может начинаться с некоторого определенного знания, что оно не может быть построено на каком-то незыблемом основании и что все знание, так сказать, парит над бездонной пропастью.
Этому развитию в области науки, в жизни человека, вероятно, соответствует всевозрастающее ощущение относительности всех ценностей; такое ощущение, возникшее несколько десятилетий назад, в конце концов может легко привести к скептицизму, с его вечным вопросом отчаяния: «Зачем?» Так развивается нигилизм, вера в ничто. С этой точки зрения жизнь представляется бессмысленной или в лучшем случае приключением, которое с нами случается независимо от наших действий. Наихудшей формой нигилизма, с которой мы встречаемся в настоящее время во многих частях мира, является иллюзионистский нигилизм, как назвал его недавно Вейцзеккер, нигилизм, полный иллюзий и самообмана.
Характерной чертой любого нигилистического
направления является отсутствие твердой
общей основы, которая направляла
бы в каждом случае деятельность личности.
В жизни отдельного человека это
проявляется в том, что человек
теряет инстинктивное чувство
Я уже сказал, что такое изменение воззрений людей, по-видимому, некоторым образом связано с развитием научного мышления. Поэтому уместно поставить вопрос: не утратила ли и наука своей регулирующей твердой основы, подобно тому как ее утратили другие области жизни? Необходимо совершенно определенно и ясно подчеркнуть, что {31} об этом не может быть и речи. Наоборот, состояние современной науки является, вероятно, самым сильным из имеющихся в нашем распоряжении аргументов в пользу более оптимистических взглядов перед лицом великих мировых проблем.
Даже в тех областях науки, в
которых, как я уже сказал, мы обнаружили,
что наше знание «парит над бездонной
пропастью», достигнуто кристально ясное
и окончательное упорядочение явлений.
Это упорядочение так ясно и обладает
такой силой убеждения, что ученые
самых различных народов и
рас воспринимают его как несомненную
основу всего дальнейшего развития
мышления и познания. Конечно, в науке
также бывают ошибки, и может потребоваться
много времени, чтобы обнаружить
их и исправить. Но мы можем быть
совершенно уверены, что в конце
концов будет твердо установлено, что
правильно и что ложно. Это
решение не будет зависеть от веры,
расы или национальности ученого; оно
будет определяться высшей силой
и будет принято всеми людьми
и на все времена. Если в политической
жизни людей нельзя избежать постоянной
переоценки ценностей, борьбы одних
иллюзий и ложных идеалов с
другими иллюзиями и ложными
идеалами, то в науке мы в конце
концов всегда можем выяснить, что
имеем дело либо с истинным, либо
с ложным. Здесь имеется не зависящая
от наших желаний высшая сила, которая
решает и судит окончательно. Существо
науки, по моему мнению, составляет
область чистой науки, которая не
связана с практическими
Конечно, вы можете возразить, что эта область недоступна широким массам народа и что поэтому она может оказать незначительное влияние на его поведение. Но массы и прежде никогда не имели доступа к этой центральной области, и, может быть, теперь народ будет удовлетворен -знанием того, что, хотя эти ворота открыты и не для каждого, тем не менее по ту сторону ворот не может быть никакого обмана; там все решает высшая сила, а не мы. В прежние времена люди по-разному говорили об этой центральной области; они употребляли понятия «смысл» или «Бог» или прибегали к сравнению, звукам, картинам. {32} Имеется много путей к этому центру и в наши дни, и наука — только один из них. Однако в настоящее время, может быть, вообще нет общепринятого языка, на котором мы могли бы понятно для всех говорить об этой области; поэтому-то многие о ней ничего не знают. Но от этого существо дела не меняется; мировой порядок, как и в прежние времена, может определяться только этой областью через посредство тех людей, для которых открыт доступ в нее.
Итак, если наука должна способствовать взаимопониманию народов, то этого она может достичь не своим практическим значением, не благодеянием, оказываемым ею, например больным, и не страхом, которым она вынуждает признать политическую власть, но лишь проникновением в эту центральную область, благодаря чему упорядочивается мир в целом, или, может быть, просто вследствие того, что мир прекрасен. Может показаться преувеличением придавать такое значение современной науке. Но разрешите заметить, что хотя мы и имеем основание во многих отношениях завидовать предшествующим эпохам, однако в научных достижениях, в чистом познании мира наше время не уступает ни одной эпохе человеческой истории.
Что бы ни случилось, человечество сохранит в ближайшие десятилетия живой интерес к познанию. Даже если этот интерес будет на некоторое время затемнен практическими результатами науки и борьбой за власть, тем не менее он должен в конечном счете опять восторжествовать и связать воедино народы всех наций и рас. Люди будут счастливы во всех частях земного шара, когда они достигнут нового знания, и они будут благодарны тому человеку, который впервые открыл его.
Дорогие друзья, вы собрались здесь
для того, чтобы в своем кругу
содействовать взаимопониманию
между народами. Нет лучшего пути
осуществить это, чем стремление
с непринужденностью и
|
О соотношении гуманитарного образования, естествознания и западной культуры2
Дамы и господа!
Сегодня мы празднуем столетие школы.
На протяжении столетия талантливые
люди вложили в нее много
Какие же доводы постоянно приводят
представители гуманитарной мысли
в пользу занятия древними языками
и древней историей? Прежде всего,
они справедливо указывают на
то, что вся наша культурная жизнь,
наши поступки, мысли и чувства
коренятся в духовной субстанции
Запада, то есть связаны с тем
типом духовности, который зародился
в античности, у начала которой
стоят греческое {34} искусст
Во-вторых, подчеркивается, что вся
сила нашей западноевропейской культуры
проистекает и всегда проистекала
из тесной связи практической деятельности
с постановкой принципиальных проблем.
Другие народы и культуры были столь
же искушенными в практической деятельности,
как и греки, но что с самого
начала отличало греческое мышление
от мышления других народов — это
способность обращать всякую проблему
в принципиальную и тем самым
занимать такую позицию, с точки
зрения которой можно было бы упорядочить
пестрое многообразие эмпирии и
сделать его доступным
Наконец, в-третьих, справедливо говорится,
что занятие античностью
Мне вспоминается разговор, который 30
лет назад я вел в
Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"