Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Концепции современного естествознания".
Но вполне естественно в то же время спросить, насколько ценны завоевания, достигнутые таким сосредоточением {331} ума на одном частном аспекте, таким ограничением одной специфической частью действительности. Вы знаете, что наша эпоха дает на этот вопрос двусмысленный? ответ. Мы говорим об амбивалентности науки. Мы видим, что в тех частях мира, где осуществилось сочетание науки и техники, материальная нужда бедных слоев населения в значительной мере исчезла, что современная медицина предотвращает массовую смертность от эпидемий, что средства передвижения, техника коммуникаций облегчают жизнь. С другой стороны, наукой можно злоупотребить для создания оружия мощнейшей разрушительной силы; засилье техники уродует и грозит погубить наше жизненное пространство. И даже если отвлечься от этих непосредственных угроз, происходит неблагоприятное смещение ценностных критериев: внимание людей чересчур сосредоточивается на узкой сфере материального благосостояния с пренебрежением к другим основам жизни. Окажись даже возможным применять технику и науку лишь в качестве средств для достижения целей, конечный результат все равно будет зависеть от доброкачественности поставленных целей. Но выбор целей не может осуществляться внутри естествознания и техники; столь важное решение должно исходить, если мы не хотим блуждать в полных потемках, из понимания целостного человека и всей его реальности, а не просто какого-то ее малого отрезка. А к этой целостной реальности относится многое такое, о чем мы до сих пор пока еще не заговаривали.
Здесь прежде всего мы имеем
тот факт, что человек способен
развить свои духовные силы лишь во
взаимоотношении с человеческим
обществом. Именно способности, отличающие
его от всех других живых существ,
— выход за пределы непосредственной
чувственной данности, познание далеко
идущих взаимосвязей—опираются на его
принадлежность к сообществу говорящих
и мыслящих существ. История учит,
что подобные сообщества в своем
развитии всегда приобретали не только
внешний, но и духовный облик, и в
тех духовных образованиях, которые
нам известны, отношение к осмысленной
взаимосвязи целого, за пределами
непосредственно видимых и
Насколько глубоко лицо человеческого сообщества и жизнь индивидуальной личности в нем запечатлены религией, едва ли возможно описать лучше, чем это сделал Гвардини в своей книге об образах романов Достоевского. Жизнь его героев ежеминутно наполнена борьбой за религиозную истину, она до такой степени пронизана христианским духом, что даже не очень важно, побеждают или гибнут эти люди в своей битве за добро. Даже худшие негодяи у Достоевского все-таки еще знают, что есть добро и что есть зло, они измеряют свои поступки ориентирами, которые дала им христианская надежда. В этом свете лишается почвы тот известный упрек против христианской религии, что в христианском мире люди ведут себя так же ужасно, как и вне его. К сожалению, это так, однако христиане всегда сохраняют в чистоте способность, различения добра и зла, а только там, где такое еще существует, жива надежда на улучшение. Где нет уже никаких путеводных ориентиров, там вместе с ценностной шкалой пропадает и смысл наших действий и нашего страдания, и в конечном счете остаются лишь отрицание и отчаяние. Религия есть, таким образом, фундамент этики, а этика — предпосылка нашей жизни. Ведь мы ежедневно должны принимать решения, должны знать или по крайней мере угадывать ценности, в соответствии с которыми мы строим наше поведение.
В этом свете можно увидеть характерное различие между подлинными религиями, в которых решающую роль играет духовная сфера, центральный духовный порядок вещей, и более ограниченными, особенно современными, {333} формами мысли, не идущими дальше очевидного, внешнего устроения человеческого сообщества. Такие формы мысли существуют и в либеральных демократиях Запада, и в тоталитарных государственных образованиях Востока. Здесь, правда, тоже формулируется соответствующая этика, однако нормы нравственного поведения выводятся из того или иного мировоззрения, то есть из опыта непосредственно воспринимаемого, доступного мира. Подлинная религия говорит, наоборот, не о нормах, а о путеводных образах, на которые нам следует ориентироваться в своих поступках и к которым мы в лучшем случае можем только приближаться. И эти путеводные образы возникают не из наблюдения непосредственно воспринимаемого мира, а коренятся в сфере лежащих за ним структур, которую Платон называл царством идей и о которой в Библии сказано: Бог есть дух121.
Религия, впрочем, не просто фундамент этики, она есть прежде всего — и тут опять мы можем учиться у Гвардини, — основа для доверия. Как в детстве, изучая язык, мы ощущаем достигнутое с его помощью взаимопонимание важнейшей составной частью доверия к людям, так из образов и символов религии, являющихся тоже своего рода поэтическим языком, возникает доверие к миру, вера в осмысленность нашего пребывания в нем. Этому не противоречит ни факт наличия многих различных языков, ни то обстоятельство, что мы, по-видимому, случайно рождается в сфере какого-то определенного языка и определенной религии, невольно подпадая под их влияние. Единственно важно то, что мы проникаемся этим доверием к миру все равно благодаря какому языку. Так, для русских людей, которые действуют в романах Достоевского и о которых пишет Гвардини, присутствие Бога в мире есть дело постоянно повторяющегося непосредственного переживания, не дающего угаснуть в них чувству доверия к действительности, хотя внешние бедственные условия существования, по-видимому, неумолимо препятствуют этому.
Наконец, религия, как я
уже говорил, обладает решающим значением
для искусства. Если, как это сделали
мы, называть религией просто духовную
форму, до которой дорастает то или
иное человеческое сообщество, то, само
собой понятно, искусство тоже обязательно
окажется выражением религии. Одного взгляда
на историю разнообразнейших сфер культуры
достаточно, чтобы убедиться в
возможности самым
Впрочем, все сказанное
тут мною о религии для людей
вашего круга, естественно, не новость.
Мой обзор был призван лишь
подчеркнуть, что представитель
естественных, наук тоже должен учитывать
всеобъемлющее значение религии
в человеческом сообществе, если он
пытается продумать соотношение
между религиозной и
Прежде всего важно
понять, что обе стороны должны
были считать себя правыми. И церковные
власти, и Галилей были в равной
мере убеждены, что под угрозой
оказались высокие ценности и
что прямой долг велит их отстаивать.
Галилей знал, как я уже говорил,
что при тщательном наблюдении явлений
на Земле и на небе, будь то падение
камней или движения планет, раскрываются
математические закономерности, позволяющие
увидеть в этих явлениях неизвестную
ранее степень простоты. Он осознал,
что эта простота излучает новую
возможность понимания, что наша
мысль оказывается тут в
Вместе с тем можно
предполагать, что члены {336} инквизиторск
Как расценили бы мы сегодня
тот довод, что не следует слишком
поспешно проблематизировать и расшатывать
тот образ мира, который в качестве
составной части духовной структуры
общества играет важную гармонизирующую
роль в жизни общества? Многие радикальные
умы реагировали бы на этот довод
саркастически; они указали бы на
то, что дело тут идет лишь о сохранении
устарелых структур господства, что
следует, наоборот, стремиться к возможно
более скорому видоизменению
или расшатыванию этих социальных структур.
Но этим радикальным умам следовало
бы задуматься над тем, что конфликт
между естественными науками
и господствующим мировоззрением разыгрывается
еще и в наше время — в
тех тоталитарных государственных
образованиях, где в качестве основы
для всего мышления избран диалектический
материализм. Так, официальной советской
философии оказалось нелегко
примириться с теорией
По существу, дело здесь,
как и при суде над Галилеем,
идет не о выяснении истины, а
о конфликте между духовной формой
общества, которая, по определению, должна
быть чем-то устойчивым, и постоянно
расширяющейся и обновляющейся,
то есть динамичной структурой научного
опыта и научной мысли. Даже общество,
возникшее в ходе великих революционных
переворотов, стремится к консолидации,
к фиксации идейного содержания, призванного
служить долговечной основой
нового сообщества. Полная шаткость всех
критериев оказалась бы в конечном
счете невыносимой. А наука стремится
к росту. Даже если основой мировоззрения
станет естествознание или какая-либо
другая наука — попытку подобного
рода представляет собой диалектический
материализм, — это по необходимости
будет наука прошлых
Оставив в стороне эти
более общие проблемы, следует
еще раз вникнуть в содержательную
сторону суда над Галилеем. Так
ли уж важно для христианского
сообщества было то, что Коперник истолковывал
некоторые данные астрономических
наблюдений иначе, чем Птолемей? Собственно
говоря, для практической жизни отдельного
христианина могло бы быть совершенно
все равно, есть на небе хрустальные
сферы или нет, вращаются или
нет луны вокруг планеты Юпитер,
стоит ли в центре мироздания Земля
или Солнце. Для него, отдельного
человека, Земля так или иначе
всегда занимает центральное место,
она — его жизненное
Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"