Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Концепции современного естествознания".
Бор: «Я убежден, что речь здесь
идет о чистом недоразумении. Нельзя
смешивать в одну кучу разные вопросы,
которые, по-моему, относятся к различным
способам рассмотрения, находящимися
между собой в отношении
— Мы опять, как всегда, слишком легко сбиваемся на гносеологический аспект религии,— заметил я,— а филиппики Дирака против религии касались именно ее этической стороны. Дирак прежде всего хотел обличить лицемерие или самообман, которые слишком часто соседствуют со всяким религиозным мышлением и которые он с полным правом находит невыносимыми. Правда, при этом он превратился в какого-то фанатика рационализма, а у меня такое чувство, что рационализма здесь недостаточно.
— Мне кажется, очень хорошо то,— заметил Нильс,— что Дирак столь энергично указал на опасность самообмана и внутренних противоречий; но, конечно, после этого было также крайне необходимо, чтобы Вольфганг своим остроумным последним замечанием обратил его внимание на то, до чего трудно избежать подобной опасности. Нильс завершил беседу одной из тех историй, которые он любил рассказывать в таких случаях: «Неподалеку от нашего загородного дома в Тисвильде живет человек, повесивший над входной дверью своего дома подкову, которая по старому народному поверью должна приносить счастье. Когда один знакомый спросил его: «Как, ты настолько суеверен? Неужели ты действительно думаешь, что подкова принесет тебе счастье?», он отвечал: «Конечно, нет; но говорят, что она помогает даже тогда, когда в это не веришь».
Проблемы смысла жизни, ее
упорядочения, поиска жизненных
точек опоры являются
Научное самосознание, то есть обращение
науки к самой себе, к вопросам
ее бытийного существования и
соотнесения этого
Для Гейзенберга вопрос о
роли духовных ценностей в
обществе был принципиальным. Более
того, этот вопрос возникал для
него не только в ракурсе
признания важнейшей роли
Гейзенберг прекрасно понимал, что развитие цивилизации приносит с собой как все большее подтверждение этой великой, провозглашенной древними греками, идеи, так и целый ряд аргументов в пользу сугубо утилитарного подхода к жизни людей и общества. Почти полвека тому назад он отмечал тот печальный факт, что среди людей бытует мнение о том, что идея примата духовного над материальным устарела. Как ученый, строго соотносящий свои суждения с фактами, он не отворачивался от жизненных реалий: «…современный человек может возразить, что-де наше время показало, будто все зависит именно от материального могущества, от запасов сырья и уровня индустрии, и материальное могущество сильнее любого духовного. Поэтому стремление научить детей ставить духовные ценности выше материальных, по сути дела, не отвечает духу нашего времени». Возражая такому подходу к жизни общества, Гейзенберг писал о том, что не только в обычных ситуациях, но особенно в критические моменты различного рода крайних противостояний противоположных сил, не может не вставать вопрос о том, что движет человеком в его борьбе, то есть какова идейная основа его действий. И именно в таких условиях особенно важна роль духовных ценностей. Он рассуждал: «Когда стрела слетела с лука, она летит своим путем, с которого ее может сбить только более мощная сила; но до этого ее направление определяется только тем, кто целится, и без наделенного духом и выбирающего цель существа она вообще не может лететь. А поэтому, быть может, не так уж плохо, если мы учим молодежь не слишком принижать духовные ценности».
Идея следования приоритету духовных
ценностей над материальными
представлялась Гейзенбергу реализуемой
только в том случае, если она
является основополагающей в образовательном
процессе. Получив прекрасное гуманитарное
образование в одной из лучших
гуманитарных гимназий, Гейзенберг в
своей речи, посвященной столетнему
юбилею этой гимназии, поставил проблему
о соотношении гуманитарного
образования и современных
Возможно, для многих людей, которые
всю жизнь занимаются практической
деятельностью и не стремятся
содействовать духовному
Гейзенберг вводил в дискуссию
с собой самых различных
Он писал: «Когда в наше время
говорят о ценности гуманитарного
образования, то утверждение о том,
что контакт современной
Это утверждение как бы возвращает меня к тому, с чего я начал. Западноевропейская культура начинается там, где возникает тесная связь между постановкой принципиальных проблем и практической деятельностью. Это было осуществлено греками. Вся сила нашей культуры и поныне покоится на этой связи. Еще и сегодня почти все наши достижения исходят из нее, и в этом смысле выступать за гуманитарное образование – значит просто выступать за Запад, за его культурообразующую силу…
Вера в гуманитарную гимназию есть, стало быть, вера в Запад, в его мышление, его религию, его историю».
Гейзенберг был убежден в
том, что гуманитарные ценности в
обществе могут утверждаться только
на основе образования с соответствующей
гуманитарной направленностью. Он отдавал
себе отчет в том, что само образование
может быть сухим и скучным, что
и учитель, и ученик могут быть
далеко не ангелами. Но при всем этом
качество того или иного образования
не зачеркивает проблему его важности
как такового вообще для человека.
Существуют факты прекрасного образования,
и таким фактом для Гейзенберга
была та гуманитарная гимназия, которую
он окончил и которой он не переставал
восхищаться и воздавать
Он писал: «Образование, если угодно, – это яркое сияние, окутывающее в нашей памяти школьные годы и озаряющее всю нашу последующую жизнь. Это не только блеск юности, естественно присущий тем временам, но и свет, исходящий от занятия чем-то значительным.
Атмосфера бесед о греческих поэтах и римских кесарях, знакомства со статуями Фидия в книгах по истории, музыкальных занятий в школьном оркестре, благодаря которым Гайдн и Моцарт вошли в нашу жизнь, шиллеровских стихотворений, которые способнейшие ученики должны были декламировать с кафедры…Школьные годы образуют цельную эпоху нашей жизни, и все, что бы мы ни делали в это время, так или иначе определено духовным миром, открывшимся нам в процессе обучения в школе. И если мы говорим о влиянии гуманитарной гимназии, не надо думать, что речь идет об одних только уроках, о наших учителях и о большом здании в Швабинге. Влияние это гораздо шире. Когда в эпоху молодежного движения мы отправлялись с друзьями на Остерзее и, сидя в палатке, читали вслух «Гипериона» Гёльдерлина, когда на одной из вершин Фихтельгебирге мы ставили «Битву Германна» фон Клейста, когда ночью у лагерного костра мы играли чакону Баха или менуэт Моцарта – каждый раз нас плотно обступал тот духовный воздух Запада, в который ввела нас школа и который стал для нас жизненно необходимым элементом…»
Чтобы на земле господствовала подлинно человеческая жизнь с ее гуманитарными ценностями, необходимо, считал Гейзенберг, процветание духовной жизни. Счастье человека неразрывно связано с развитостью его души и духовных устремлений.
Он писал: «Мы хотим, чтобы здесь, в Европе, вновь процветала духовная жизнь, чтобы и впредь здесь рождались идеи, определяющие лицо мира. Внешние условия европейской жизни станут счастливее, чем в последние 15 лет, по мере того как мы будем глубже осознавать собственные истоки и обретать пути к устроению гармоничного сотрудничества на нашей части Земли. Этой задаче мы подчиняем всю нашу жизнь. Мы хотим, чтобы вопреки всей внешней смуте наша молодежь вырастала в духовной атмосфере Запада, чтобы она достигла тех животворных истоков, которыми живет наш европейский мир вот уже более двух тысяч лет».
Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"