Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:30, курсовая работа
Понятие «Ноосфера» было введено в начале XX в. Э. Леруа, который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922-1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). С именем Вернадского и связано в первую очередь появление ноосферного учения.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Реальность ноосферы……………………………………………5
Глава 2.Ноосфера - как сфера разума……………………………...........7
Глава 3.Предпосылки образования ноосферы………………………..10
3.1.Биография В.И.Вернадского…………………………………………12
3.2.Учение В.И.Вернадского о ноосфере………………..........................13
3.3.Концепция ноосферы…………………………………………………17
3.4.Человек и ноосфера………………………………………………….. 20
3.5.Тенденции развития ноосферы и задача разумной организации взаимодействия с природой………………………………..........................22
Заключение………………………………………………...........................25
Крупнейшие работы В.И Вернадского…………………………………26
Список используемой литературы……………………………………...27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Реальность ноосферы……………………………………………5
Глава 2.Ноосфера - как сфера разума……………………………...........7
Глава 3.Предпосылки образования ноосферы………………………..10
3.1.Биография
В.И.Вернадского………………………………………
3.2.Учение
В.И.Вернадского о ноосфере…………
3.3.Концепция ноосферы…………………………………………………17
3.4.Человек и ноосфера………………………………………………….. 20
3.5.Тенденции
развития ноосферы и задача разумной организации
взаимодействия с природой………………………………..........
Заключение………………………………………………..
Крупнейшие работы В.И Вернадского…………………………………26
Список
используемой литературы……………………………………...27
Взаимодействие
человечества и живой природы, или
биосферы, - тема, важность которой невозможно
переоценить. От состояния окружающей
среды зависит качество жизни
человека и само его существование
как биологического вида. К сожалению,
зачастую, на протяжении тысячелетий,
homo sapiens пользовался природными ресурсами
во всех разновидностях, забывая о
том, что многие из них невосполнимы
и нуждаются в охране и заботе.
Особенно наглядно такое отношение
проявилось с началом бурного
развития промышленности, науки и
техники. Активное поглощение биоресурсов
сопровождается загрязнением окружающей
среды, делающим невозможным их воспроизводство.
Вырубленные леса, загубленные водоемы,
исчезнувшие и исчезающие виды животных,
новые мутации и болезни, глобальные
неблагоприятные метаморфозы
Для исправления ситуации человеку нужно осознать, что он является оной из составляющих биосферы, и стать таким ее элементом, который разумно взаимодействует с другими, а не «злокачественной опухолью» природного организма, способной привести последний к гибели. К счастью, эта простая, базирующаяся на инстинкте самосохранения идея овладевает умами многих влиятельных и деятельных людей. Всем известны выступления и практические работы выдающихся представителей науки, культуры и политики, экологическое движение «Гринпис». Борьба за охрану окружающей среды стала в принципе такой же неотъемлемой частью духовной жизни интеллигента, какой была на протяжении веков, скажем, борьба с общественным неравенством.
Отрадно отметить большую роль в разработке экологической темы российской науки. Достоянием мировой научной мысли стало, например, учение академика В.И. Вернадского о ноосфере. Процитируем слова этого выдающегося человека: «Человечество, взято в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».
Понятие «Ноосфера» было введено в начале XX в. Э. Леруа, который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922-1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). С именем Вернадского и связано в первую очередь появление ноосферного учения.
Ноосфера
— (греч. nous — разум и sphaira — шар)
— "сфера взаимодействия общества
и природы, в границах которой
разумная человеческая деятельность становится
определяющим фактором развития.
1.Реальность ноосферы
Каждый более или менее образованный человек нашего времени, к какой бы среде деятельности он ни был причастен, слышал это несколько таинственное и манящее какими-то глубинными смыслами и надеждой слово: ноосфера. Широким сознанием оно опознается особой новинкой ХХ века, пожалуй, такой, как для публики прошлого столетия была теория эволюции.
Ноосфера для второй половины нашего века – нередко такая же премудрая и туманная знаменитость, вызывающая некоторый трепет, как для первой половины была теория относительности. Суть идей Леруа и Т. де Шардена заключалась в том, что эволюция в человеке произвела принципиально новое орудие своего дальнейшего развития, подготовленное длительным процессом совершенствования нервной системы; это особая духовно-психическая способность, какой до того в природе не существовало: разум рефлективного типа, обладающий самосознанием, возможностью глубинно познавать самого себя и мир.
Каково же действительное содержание процессов в «области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью? Становление ноосферы и возникновение кризисных ситуаций, угрожающих самососуществованию людского рода – один и тот же процесс. Ноосфера как реальность является искусственной средой, которая теснит и подавляет ареал биологического обитания. Формирование искусственной среды открыло перед людьми небывалые возможности для роста материальной обеспеченности, комфорта и безопасности, подняло новую ступень культурное развитие, но оно же ведет к загрязнению воды и воздуха, опустыниванию почвы, общей деградации естественной среды обитания. По последствиям для человека чрезмерное разрастание искусственного явления оказывается сугубо противоречивым, с неясными перспективами.
Содержание разума должно быть нечто, что воплощаясь, дает орудие. Так как содержание разума – термины и их отношения, то можно сказать: орудия – не что иное, как материализованные термины, и потому между законами мышления и техническими достижениями могут быть усматриваемы постоянные параллели. Не случайно, потребность в обновлении мировоззрения, идеологии, психологии мы сужаем до потребности в «новом мышлении». Духовность начали называть менталитетом, культура сциентизируется. Поэтому, приходится признать, подлинным денотатом ноосферы является искусственная реальность, образующий фактор которой, в широком смысле слово – технология. Основное глобальное противоречие, между естественным и искусственным, между универсумом природы и универсумом деятельности. Оно существовало с момента появления человечества, в настоящее время обострилось до критического состояния.
Мир переполнен нагнетанием различных угроз человеку как биологическому виду. Не будем их приращивать. Все они обобщаются в возможности нарушения экологического баланса планеты, после чего начнутся необратимые хаотические процессы. Наиболее вероятным пусковым фактором может стать истощение озонового слоя атмосферы. Количество фторсодержащих углеводородов в ней продолжает увеличиваться, угрожая здоровью всего живого на земле, в том числе растений. Как бы в ответ на эту и другие угрозы человек уже сейчас старается «защититься» от среды, где он должен жить: в быт входят установки искусственного климата, кондиционеры, ионизаторы и прочие очистители, вплоть до противогазов. Доведение подобных тенденций до логического конца означает замыкание человека в своей квартире или рабочем помещении как в кабине космического корабля. Улицу он перебегает как вражескую территорию.
Ноосфера
как гармония – аналог политической
утопии коммунизма и прочих, более ранимых
мечтаний о рае. В соответствии
с духом времени она опирается на науку.
Так к ней и надо относится,
хотя против надежд и утопий вообще
выступать нет смысла. Они
полезны в той мере, насколько,
смягчая трагические реалии,
помогают жить. Когда же утопия
мешает трезвому взгляду на вещи, то она
может стать опаснее того, от
чего спасает. Нужны реалистические надежды,
функциональные утопии, надежды,
что возможно длительное совместное развитие
биосферы и ноосферы, при
которой скорость преобразования окружающей
среды будет не выше скорости
нашего приспособления к ней. За эти надежды
надо бороться, так как они –
условие выживания человечества.
2.Ноосфера - как сфера разума
Название ноосфера происходит от греческого «ноос» – разум и обозначает, таким образом, сферу разума. Однако представление о ноосфере в настоящее время не является однозначным.
В.И. Вернадский, развивая учение о биосфере, придавал понятию ноосферы глубоко научное содержание, которое должно учитываться в процессе перестройки среды и общества. В этом отношении ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развития и развивая технику до самого высокого уровня ее возможностей, становится крупной планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы вместе взятые. При этом человечество оказывает решающее влияние на протекание всех процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом. Научное и практическое значение деятельности В.И. Вернадского – основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые во всеоружии знаний глубоко обосновал единства человека и биосферы. Сама живая материя как носитель разума составляет небольшую часть биосферы по весу. Возникновение человека и человеческого общества явилось результатом живого вещества в пределах биосферы.
Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:
1. «Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.
2. Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.
3. Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.
4. А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты – биосфера, то вхождение в ходе ее геологически длительного существования нового фактора ее изменения – научной работы человечества – есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – в ноосферу.
5. В
переживаемый нами
После трудов В.И. Вернадского накопился огромный материал по биосфере, по производственной деятельности человеческого общества. В связи с развитием производственных сил возникают новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем:
1. Возрастание механически извлекаемого материала земной коры – рост разработки месторождений полезных ископаемых.
2. Происходит
массовое потребление (
3. Процессы
в антропогенной биосфере
4. В биосфере в массовом количестве создаются вещества, ранее в ней отсутствовавшие, в том числе чистые металлы.
5. Появляются, хотя и в ничтожно малых количествах трансурановые химические элементы (плутоний и др.) в связи с развитием ядерной технологии и ядерной энергетики. Совершается освоение ядерной энергии за счет деления тяжелых ядер.
6. Ноосфера выходит за пределы Земли в связи с прогрессом научно- технической революции.
В связи с потребительским отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства антропогенная нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает биосферу к критическому состоянию. Естественно, что возникает проблема ограничения антропогенных воздействий, которая в наши дни становится чрезвычайно актуальной. Это осознается научной общественностью и многими политическими деятелями.