Предпосылки образования феодальной республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Обширны были колониальные владения Новгорода, они тянулись далеко на север и северо-восток-до Северного Ледовитого океана и Урала.
Новгород был хорошо известен зарубежным странам и поддерживал постоянные торговые отношения со Швецией, с Данией, с Голландией, Ганзейским союзом. Иностранные купцы имели в Новгороде постоянные резиденции - торговые дворы с большими складскими помещениями. Новгородские купцы ходили и на Каспийское море, и Среднюю Азию и даже в Индию.

Оглавление

1. Предпосылки образования феодальной республики……………………...…2
2. Государственное устройство и предложение………………………………...3
3. Право. Псковская судная грамота……………………………………………..5

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

1. Предпосылки образования феодальной республики……………………...…2 

2. Государственное устройство и предложение………………………………...3 

3. Право. Псковская  судная грамота……………………………………………..5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предпосылки образования феодальной республики 

Новгородско-Псковская  земля была расположена на северо-западе Руси. Новгород – один из крупнейших городов древности, торговый и ремесленный центр, стоял на традиционных путях, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским. На территории Новгорода возникло одно из первых государств восточных славян-Славия. Новгородской земле издавна известно земледелие, но в связи с малым плодородием земель большее развитие получили охота, рыболовство, ремесла

 особенно  торговля. 

Обширны были колониальные владения Новгорода, они тянулись далеко на север и северо-восток-до Северного Ледовитого океана и Урала.

Новгород был  хорошо известен зарубежным странам  и поддерживал постоянные торговые отношения со Швецией, с Данией, с Голландией, Ганзейским союзом. Иностранные купцы имели в Новгороде постоянные резиденции - торговые дворы с большими складскими помещениями. Новгородские купцы ходили и на Каспийское море, и Среднюю Азию и  даже в Индию.

Новгородские  земли значительно меньше пострадали от монголо-татарского нашествия, по сравнению другими русскими землями. Но все же платили тяжелую дань ханам Золотой Орды.

Древний Новгород был крупным центром культуры и искусства, развития письменности, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших времен архитектурные памятники, живопись, предметы быта и роскоши летописи, берестяные грамоты, раскрывшие многие стороны жизни новгородцев. Широко распространена была грамотность населения. Известны многие другие документы Новгорода, правовые памятники.

До начала XII в. Новгородская земля была частью Киевского государства. В 1134г., воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя и его изгнания, бояре Новгорода захватили власть и установили свое политическое государство. С этого времени Новгород стал феодальной республикой просуществовавший до XV в. Псковская земля входила в Новгородскую республику до середины XIV в. В 1348 году Псков, крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода, также став феодальной республикой. Среди исторических документов Пскова особое место занимает Псковская судная грамота - довольно обширный кодекс, дающий возможность анализировать институты права не только Пскова, но и Новгорода если исходить из того важного обстоятельства что Новгород и Псков долгое время составляли одно государство с единой в основных своих положениях системах права. 
 
 
 
 

2. Государственное  устройство и предложение 

В Новгороде, а за тем, после получения независимости, и Пскова, государственный строй был отличен от других русский земель, и может быть определен как феодальная (боярская) республика. Новгород не только столица Новгородской земли, но и как бы олицетворения государства, носитель государственного суверенитета “Господин Великий Новгород”. Юридически высшим органном власти считалось вече – собрание полноправных жителей мужского пола. Новгородское вече должно было решать важнейшие вопросы государственной жизни: заключать договор с князем, приглашенным в Новгород выбирать высших должностных лиц города, утверждать законы регулировать отношения с иностранными государствами, назначать посольства, решать вопросы войны и мира, устанавливать повинности горожан и т.п. Имелись вечевая администрация (вечевые дьяки, вечевая изба), вечевые грамоты скреплялись печатью “Господина Великого Новгорода”. Решения на вече принимались единогласно. Это давало возможность боярству отвергать не угодные ему решения добиваться, используя различные методы (и прежде всего экономическую зависимость рядовых торговцев и ремесленников от крупных бояр, купцов) для проведения через вече своей политики.

Вече собиралось по решению боярского совета, князя, посадника, иногда – по инициативе жителей города. Но, не смотря на регулярность созыва вече и довольно четкую организацию его деятельности, реальная власть а Новгороде принадлежала боярскому совету “осподе”. Этот совет формировался из бояр и высших чинов администрации посадника, тысяцкого, “старых” (т.е. то есть бывших) посадников и тысяцких, старост городских концов. Возглавлял совет “владыка” – архиепископ Софийского собора.  Его мог заменить архимандрит – настоятель крупнейшего в Новгороде Юрьевского монастыря. Боярский совет собирался по мере надобности и решал основные вопросы государственнойзначимости, подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики. Боярство и духовенство держало в своих руках не только землю, но и основные позиции в торговле, ремесле, занимались ростовщичельством,. “владыка”имел свой вооруженный отряд. Все это способствовало реальному усилению влиянию боярского совета. Боярство использовало вече в борьбе с княжеской властью, стараясь не допускать её усиления.

Имелось ещё  одно важное обстоятельство – Новгород был не только олицетворением государства, но и центром, столицей огромной земли включавшей большие зависимые, колониальные территории. И зависимое крестьянство, и покоренные народы неоднократно поднимались против власти новгородского боярства.

Победа республиканского строя не привела к ликвидации князя как политической фигуры в Новгороде. Вместе с посадником князь выполнял важные функции – судебная, административная.

Важную роль в политической жизни Новгорода – владыка. Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды он являлся Гловой Новгородской церкви,  Софийского собора, но одновременно и лицом, имевшим значительные прерогативы политической власти.

Во главе управления в Новгороде стоял посадник –  первая по важности должностное лица, избиравшееся на вече из знатнейших боярских фамилий. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя, выполнял вместе с ним все его важнейшие функции: командования вооруженными силами, суд.

Второе по значению должностное лицо в Новгороде  – тысяцкий. Его также избирали на вече из знатнейших и аристократических фамилий. Тысяцкий прежде всего ведал торговлею и судом по торговым тяжбам, но решал и другие вопросы управления, помогая посаднику.

Управление Новгородом строилось следующим образом: город делился на пять “концов” (соответствовавших исторически возникшим посадам): Плотницкий, Словенский, Загородский, Неревский и Гончарский. “Концы” подразделялись на “сотни” (всего их было 10), “сотни” – на “улицы”. Каждый “конец” созывал свои кончанское вече с выборным кончанским старостой во главе. Такая же организация управления существовала и в более мелких административных единицах города. Новгород имел, таким образом, четко организованную систему самоуправления, доставлявшую много хлопот боярскому совету.

Территории Новгородского  государства делились на пять частей, “пятин”, которые подчинялись одному из “концов” Новгорода.

Специальных судебных органов в Новгородской республике не существовало. В качестве судебного органа могли выступать и вече, и боярский совет, и тысяцкий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Право. Псковская судная грамота 

1. Возникновение  Псковской Судной Грамоты. 

Основным источником права в Новгороде и Пскове первое время являлась

Русская Правда, данная Новгороду Ярославом Мудрым и дополненная позже его потомками. Но Русская Правда, написанная еще в первой половине XI в., не могла удовлетворить всем требованиям новгородцев, живших уже в другом столетии. Поэтому Русская Правда постепенно подменялась судебной практикой новгородцев. Кроме судебной практики источниками права служили решения веча, договора с князьями, международные договоры. Все это рождало неразбериху в различных судебных делах, так как договор с князем мог прийти в противоречие с международным договором или с практикой суда. Это все требовало кодификации, которая и была проведена в XV в. Результатом этой кодификации явились Новгородская и Псковская Судные Грамоты, утвержденные

"всем Государем  Великим Новгородом на вече" и "всем Псковом на вече".

Псковская Судная Грамота дошла до нас полностью. Она была утверждена на вече в 1467 г. в Пскове и первоначально состояла из 108 статей, а позже была дополнена еще 12 статьями. 

1.2. Судная грамота  Пскова. 

Судная грамота  Пскова были принята вечевым собранием  города в середине

XV в. Она являлась  основным источником права для  Пскова до его присоединения к Москве. Псковская Судная Грамота была составлена в 1467 г.

"по благословению  отец своих попов всех 5 съборов". Грамота состоит из 120 статей, 108 из  которых были приняты в 1467 г., а остальные были дописаны  позже по решению веча. Некоторые  из этих статей были приняты и выполнялись еще задолго до появления Судной Грамоты.: "Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты...". Князь

Александр - это  князь Александр Михайлович Тверской, изгнанный из Твери и княживший в Пскове с 1327 по 1337 г., а "Костянтин" - Константин

Дмитриевич, брат великого князя московского Василия I Дмитриевича, княживший в Пскове в 1407 и 1412 гг. Кроме грамот этих князей, Псковская

Судная Грамота  основывалась на судебной практике и вечевых документах, принятых ранее: "... и изо всех приписков псковъских пошлин.". Псковская

Судная Грамота  возможно вобрала в себя еще один памятник права - Псковскую

Правду. Об этом памятнике упоминается в договорной грамоте 1440 г. Казимира

Польского с Псковом. 

Псковская Судная Грамота составлена в основном из "псковских пошлин" - юридических  обычаев. Псковская Судная Грамота  трудна для объяснения: в списке немало древнерусских терминов, не встречающихся в других правовых актах того времени, многие предусматриваемые законом случаи рассматриваются очень кратко, намеками. Вместе с Новгородской Судной Грамотой, Псковская

Судная Грамота  очень много места уделяет  судоустройству и судопроизводству, но при этом дает обильный запас  норм и материального права, особенно гражданского. В Псковской Судной Грамоте встречаются обстоятельные постановления о договорах купли-продажи, найма и займа, о торговых и землевладельческих товариществах, о семейных отношениях по имуществу.

Псковская Судная Грамота различает юридические понятия, требовавшие развитого правосознания, предусматривает юридические случаи, какие могли возникнуть в живом и сложном гражданском обороте торгового города. "В ее определениях имущественных и обязательственных отношений сказывается чутье

Правды, стремившееся установить равновесие борющихся частных интересов и на нем построить порядок, ограждаемый не только законами, но и нравами.

Поэтому в ряду судебных доказательств она дает предпочтительное значение присяги, отдавая  обыкновенно на волю истца решить тяжбу этим способом:

"хочет, сам  поцелует или у креста положит", то есть предоставит целовать  крест ответчику, положив у  креста спорную вещь или ее  цену." 

1.3. Правовой  статус населения. 

Крестьяне-общинники - упоминаются под именем сябров (ст. 106). Эта статья свидетельствует о проникновении имущественных отношений в среду общины (появление грамотчика) 

Половник (исполовники) - люди, отдающие своему господину половину урожая (ст. 43). По профессиональному  признаку делились на изорников

(пахарей), кочетников (рыболовов) и огородников (ст. 42). Все они занимали одинаковое положение относительно феодала. Государь имел право отпускать их только в Филипов день (14 ноября). В случае отказа государь лишался части продукта (ст. 42). 

Изорник - скорее всего, безземельный крестьянин, работающий на земле феодала и получающий от него подмогу. От аренадатора изорника отличает покрута, которая делает его зависимым от господина (сильно затрудняет уход). Закуп в Русской Правде работает только на феодала, а изорник - и на себя (отдает лишь часть урожая). Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник - только имуществом.

Изорник зависел  от господина, поскольку получал  от него подмогу (покруту), которую феодал мог потребовал вернуть. Для взыскания  покруты государь не должен был представлять письменный договор, а прибегал к закличу (ст.

44). Если изорник  отрицал покруту, господин должен  был предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51).

Претензии же изорника к господину, основанные на доске - письменном документе - без специального оформления были недействительны (ст. 75).

Господин не мог распоряжаться личностью  и имуществом изорника.

Государь мог  получить покруту, обратив взыскание  на имущество изорника,

(ст. 76). То же  происходило в случае смерти  изорника и отсутствии наследников (ст. 84). К жене и детям переходили долговые обязательства умершего изорника, даже если это специально не оговаривается в письменном документе (ст. 85). Однако за изорником оставалось право ухода от господина

Информация о работе Предпосылки образования феодальной республики