Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:31, реферат

Краткое описание

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Таким образом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 116.63 Кб (Скачать)

- значительный сегмент внутреннего рынка региона;

- гарантированный рынок сбыта продукции за счет реализации товаров своим членам;

       -      гарантированный рынок сельскохозяйственных продуктов у пайщиков и обслуживаемого населения; гарантированный рынок кредитов за счет использования заемных средств пайщиков и населения;

      -   традиционные связи с местными производителями, поставщиками сырья, материалов, населением;

       -   наличие собственной развитой инфраструктуры, в том числе  материально-технической  базы,   создаваемой  на протяжении многих десятков лет;

     -   гибкость реагирования на рыночные изменения за счет наличия малых и средних предприятий;

     -  дифференциация предприятий по масштабам деятельности в соответствии с особенностями сельского расселения, что особенно важно для регионов с экстремальными условиями проживания;

     -    многоотраслевой  характер деятельности,  позволяющий создать интегрированное хозяйство;

     - высокий кадровый потенциал, воспроизводимый в собственной системе образования;

     -    прозрачность учета и отчетности.

 В соответствии с целью потребительской кооперации, определённой действующим законом о потребительской кооперации, - удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов, данная кооперативная система рассматривается как социально-ориентированная система, ориентированная на удовлетворение потребностей своих членов – пайщиков потребительских обществ.

Система потребительской  кооперации России отличается от кооперации зарубежных стран и характеризуется  как самобытная система.

Поэтому в Концепции  выделены преимущества потребительской кооперации страны как самобытной социально-ориентированной системы, к которым отнесены:

собственная социальная база – свои члены-пайщики; кооперативные принципы и ценности, нравственные ценности в бизнесе и жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации;

репутация социально ориентированной  системы, то есть системы, работающей для  повышения материального благосостояния своих членов;

выполнение коммуникационной роли в сельской местности (помимо функционального назначения предприятия торговли и массового питания играют на селе роль общественных центров).

В Концепции развития потребительской  кооперации РФ на период до 2010 года отдельно сгруппированы преимущества которые получают пайщики потребительских обществ: пайщики получают право на экономическое участие и кооперативные выплаты, возможность образования и получения навыков управления, самореализации через участие в общественной и культурной жизни потребительского общества.

Далее в Концепции выделены преимущества для населения, обслуживаемого предприятиями потребительской кооперации: население приобретает качественные и относительно дешевые товары, ряд льгот, разнообразные услуги, сдает для реализации сельхозпродукцию, товары индивидуальной трудовой деятельности по справедливым ценам, не подвергаясь риску обмана, получает возможность трудоустройства. Кооперативные преимущества улучшают жизнь людей повсюду.

Так как пайщики являются частью этого населения, то они также  пользуются всеми теми преимуществами, которые и выделены в Концепции для населения.

В Концепции также выделены преимущества, которые получают от социально-экономической деятельности потребительской кооперации органы местного самоуправления, государство и общество в целом.

Социально-экономическая деятельность организаций потребительской кооперации обеспечивает органам местного самоуправления следующие преимущества: имеют реальную возможность увеличения налоговых: поступлений от организаций потребительской кооперации с гарантией прозрачности учета и отсутствия сокрытия налогооблагаемой базы, используют опыт укрепления демократических принципов в принятии управленческих решений, приобретают союзника в реализации программ социальной защиты населения.

Преимущества социально-экономической  деятельности потребительской кооперации для государства состоят в том, что организации потребительской кооперации являются надёжным партнёром государства в решении ряда проблем, к которым государство привлекает потребительские общества и их союзы. Например, организации потребительской кооперации привлекаются к решению проблем сокращения безработицы и обеспечения занятости населения общественно полезным трудом, усиления общественного контроля за рациональным использованием природных ресурсов, ограничения теневой экономики, обеспечения продовольственной безопасности

В Концепции развития потребительской  кооперации РФ на период до 2010 года выделены преимущества, которые получает общество в целом от социально-экономической деятельности потребительской кооперации:

-потребительская кооперация  содействует устойчивости

социально-экономического развития,

- способствует гармонизации социальных отношений,

- формированию высоких общественных целей и идеалов

Кооперативными преимуществами, точнее преимуществами потребительской кооперации,, должны умело пользоваться все ниже названные субъекты : потребительские общества и союзы потребительских обществ, пайщики, население, органы местного самоуправления, государство, только тогда кооперативные преимущества могут способствовать устойчивому развитию потребительской кооперации, реализации  главной цели её социально-экономической деятельности – удовлетворению материальных и иных потребностей своих членов и в значительной мере содействовать общественному развитию на национальном и международном уровнях.

 

 

 

Заключение

 

           После выполнения курсовой работы  мы пришли к следующим выводам: 

          Основу системы потребительской кооперации образуют потребительские общества. Потребительские общества объединяют разные социальные слои населения на добровольных началах.

          Кооперативные   ценности   отражают   общественные ценности, разделяемые членами кооперативов, работниками кооперативов и лицами, заинтересованными в развитии  кооперативов.

          Кооперативные принципы позволяют  реализовывать кооперативные ценности  в ежедневной социально-экономической  деятельности кооперативов.

         Совершенствование организационного  построения потребительской кооперации  способствует формированию трехуровневой  организационной структуры кооперативной  системы.

        В структуре органов управления  потребительских обществ и их  союзов взаимодействуют органы  общественного самоуправления пайщиков  и органы профессионального управления  менеджеров.

       Полномочия   органов управления  свидетельствуют   о том, что  пайщики принимают решения по  самым разным вопросам хозяйственной  и социальной деятельности потребительских  обществ и их союзов. Потребительская  кооперация действительно является  школой самоуправления для активных пайщиков.

 

 

Список и использованных источников

  1. Теплова Л.Е.  Теория и история потребительской кооперации – Белгород 2009.
  2. Сборник законов о кооперативных организациях Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Рис. 1

Центральный союз потребительских  обществ России – (Центросоюз РФ)


Областные, краевые, республиканские  союзы потребительских обществ


Районные союзы потребительских  обществ (райпотребсоюзы)


Потребительские общества (сельские, городские)


Пайщики

I уровень


 

II уровень


(районный)

III уровень


(областной,  краевой, республиканский)

IV уровень


(федеральный)

Схема четырёхуровневого организационного построения системы потребительской  кооперации Российской Федерации


 

 

Рис.2

Преобразование  райпотребсоюзов и их потребительских обществ в райпо

Р


 

а

 

й

 

п

 

о

Потребительское общество


Потребительское общество


Потребительское общество


Райпотребсоюз



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3

Схема трехуровневого организационного построения потребительской  кооперации Российской Федерации

Центральный союз потребительских  обществ России – Центросоюз РФ



III уровень


(федеральный)


II уровень


(областной,  краевой, республиканский)

I уровень


(районный)

Районные потребительские общества


Пайщики

Областные, краевые, республиканские  союзы потребительских обществ


 
Таблица 1

Организационная структура потребительской кооперации Российской Федерации на 01.01.2007 г.

 

Наименование потребсоюзов

Потребительские общества (без районных и городских)

Городские потребительские общества

Школьные и студенческие потребительские  общества

Потребительские общества, созданные  на базе предприятий потребкооперации

Районные потребительские общества

Итого потребительских обществ

Районные и окружные потребсоюзы

По системе Центросоюза

1489

136

9

902

849

3385

159

По потребсоюзам

Адыгейский

11

-

-

-

2

13

1

Астраханский

36

20

-

-

3

59

5

Белгородский 

8

-

-

1

12

21

-

Воронежский

5

1

-

-

22

28

-

Дагестанский

13

3

-

-

42

58

-

Кабардино-Балкарсикй

9

1

-

-

5

15

-

Калмыыцкий

1

-

-

2

13

16

-

Карачаево-Черкесский

6

-

-

8

2

16

3

Краснодарский

93

8

2

29

18

150

18

Курский

27

-

-

5

-

32

-

Липецкий

8

-

-

6

9

23

1

Орловский

1

-

-

61

22

84

1

Ростовский

22

4

-

7

36

69

2

Северо-Осетинский

1

2

-

-

9

12

-

Ставропольский

89

3

-

4

7

103

10

Тамбовский

22

1

-

-

11

34

4


 

 

 

Таблица 2

Структура органов управления организаций потребительской кооперации системы Центросоюза РФ

 

Цель системы потребительской кооперации: удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов

Уровни управления

 Органы управления

 

 

Организация

Органы кооперативного самоуправления

Исполнительные органы профессионального  управления

Органы кооперативного управления

Высшие органы

Представительные

органы

Структура органов потребительских  союзов

4-й уровень

Центросоюз РФ

Общее собрание представителей потребобществ России

Совет ЦС РФ Президиум ЦС РФ

Правление ЦС РФ

Ревизионная комиссия  ЦС РФ

3-й уровень

Областной союз потребобществ

Общее собрание представителей потребобществ союза

Совет союза президиум совета союза

Правление районного союза

Ревизионная комиссия районного союза

2-й уровень

Окружной союз потребительских обществ

Общее собрание представителей потребобществ союза

Совет союза Президиум союза

Правление районного союза

Ревизионная комиссия районного союза

Структура органов управления потребительских  обществ без кооперативных участков

1-й уровень

Потребительское общество (небольшое)

Общее собрание пайщиков потребобщества

Совет потребобще-ства

Правление потребобщества

Ревизионная комиссия потребобщества

Структура органов управления потребительских  обществ с кооперативными участками

1-й уровень

Потребительское общество (крупное)

Общее собрание уполномоченных потребительского общества

Собрание пайщиков кооперативного участка

Совет потребительского общества

Правление потребительс-кого общества

Ревизионная комиссия потребительского общества

Информация о работе Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов