Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:31, реферат
Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Таким образом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.
Потребительская кооперация
– система потребительских
В законе "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации дано следующее определение потребительской кооперации:
Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Таким образом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.
Потребительские общества
могут учреждать и
Основу системы
В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» изложено следующее определение потребительского общества:
Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В этом пространном определении отражены особенности потребительского общества как потребительского кооператива:
• потребительское общество
- это ассоциация лиц, их
членская организация, которая объединяет
физических и
юридических лиц на основе добровольного
членства. Мо
гут создаваться потребительские общества
только физическими
лицами, или только юридическими лицами;
может
быть и смешанное членство в потребительском
обществе — такое общество создают и физические,
и юридические лица;
• начальный капитал потребительского общества создается
путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
Потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.
Потребительские общества классифицируются на виды по ряду признаков:
а) по территориальному признаку:
б) по социальному или
профессиональному составу
-рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) - рабкооп;
- ученическое потребительское
общество -учпо.
Потребительское общество, созданное
в форме потребительского кооператива,
является юридическим лицом и в соответствии
со статьей 5 закона «О потребительской
кооперации
(потребительских обществах, их союзах)
в Российской Федерации
обладает правомочиями, а именно потребительскому
обществу
разрешено:
- создавать предусмотренные настоящим Законом фонды потребительского общества;
- обжаловать в судебном
порядке акты государственных
органов, акты органов
- осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.
Потребительские общества - первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
Союзы потребительских обществ, как и потребительские общества, являются юридическими лицами.
В соответствии со статьей 32 закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» учредителями союза могут быть только потребительские общества. Поэтому в статье 1 выше названного закона дано следующее понятие союза:
«Районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ».
Члены союза (потребительские общества) сохраняют самостоятельность и права юридического лица.
В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (статья 1) изложено назначение союзов потребительских обществ:
Районный союз потребительских обществ - союз потребительских обществ района, созданный потребительскими обществами для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг.
Областной, краевой или республиканский союз потребительских обществ - союз потребительских обществ области, края или республики, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также; для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг.
Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.
Союз, как и потребительское общество, являясь некоммерческой организацией, может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.
Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становится организованной и более защищенной в условиях рыночных отношений.
По организационному построению система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую вертикальную организационную структуру.
Традиционно в потребительской кооперации сложилась четырехуровневая организационная структура (рис. 1).
Конечно, в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности организационного построения потребительской кооперации. Так, в областном (краевом, республиканском) потребсоюзе могут создаваться городские потребительские общества (горпо), которые являются членами областного союза потребительских обществ. Имеются и другие особенности организационного построения, которые наглядно представлены в таблице 1.
В то же время наблюдается общая тенденция – преобразование четырехуровневой организационной структуры и формирование трехуровневой структуры организационного построения системы потребительской кооперации. В связи с переходом с 4-х уровневой структуры на 3-х уровневую организационную структуру большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы и продолжаются преобразовываться в районные потребительские общества – райпо(рис. 2).
Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений заключается в том, что на основе концентрации капитала создается крупное потребительское общество.
Райпо объединяет пайщиков как любое потребительское общество, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.
Образование райпо способствует формированию трехуровневого организационного построения системы потребительской кооперации (рис. 3).
Переход с четырехуровневого на трехуровневое организационное построение системы способствует сокращению количества потребительских обществ и их укрупнению.
В настоящее время следует рассматривать наряду с положительными и отрицательные стороны процесса реорганизации районнных потребительских союзов и их потребительских обществ как юридических лиц и образование одного юридического тип райпо. Практика показывает, что в настоящее время востребованы небольшие по объему капитала юридические лица. Поэтому в райпо и их союзах создаются новые малые юридические лица, к сожалению, не в форме потребительских кооперативов, в форме некооперативных организаций. Так, в 2006 году по данным Центросоюза РФ в системе потребительской кооперации функционировало 3385 потребительских обществ, 159 районных и окружных союзов потребительских обществ и наряду с ними осуществляли деятельность общества с ограниченной ответственностью, созданные на базе предприятий потребительской кооперации:
- со 100% уставным капиталом потребительской кооперации — 680 единиц;
- с уставными капиталом
потребительской кооперации от
51 до 100% - 141 единица;
Таким образом, система потребительской кооперации представляет собой многоуровневую структуру, состоящую из потребительских обществ и их союзов. Организационное построение системы потребительской кооперации постоянно совершенствуется.
Следует отметить, что потребительские общества не всех субъектов России входят в систему Центросоюза. В тоже время система потребительской кооперации Центросоюза – крупная система, членами которой являются более 3 тысяч потребительских обществ.
Структура органов управления союзов потребительских обществ и их функции
В каждом союзе потребительских обществ (районном, национального округа, областном, краевом, республиканском, центральном) создаются следующие органы управления:
• высший орган управления – общее собрание представителей потребительских обществ союза;
• представительный орган управления – совет союза и президиум совета союза;
• исполнительный орган управления – правление союза;
• контрольный орган управления – ревизионная комиссия
союза.
Высшим органом управления в союзе потребительских обществ является общее собрание представителей потребительских обществ союза.
Общее собрание правомочно принимать наиболее важные управленческие решения, включающие образование, реорганизацию, ликвидацию кооперативных организаций, основные направления их деятельности, избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии, прекращение их полномочий, определение размера взносов членов союза, утверждение годовых отчетов, вступление в другие объединения и выход из них.
Управление в союзе
Совет — представительный орган управления союзом потребительских обществ.
В компетенцию совета входит проведение общих собраний, назначение и увольнение председателя правления и его заместителей, определение полномочий правления и осуществление контроля за его деятельностью.
Информация о работе Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов