Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:18, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что трасологическая экспертиза занимает важное место в расследовании и раскрытии преступлений, что объясняется не только многочисленными решаемыми задачами, которые ставятся перед экспертом, но главное широким диапазоном исследуемых объектов, а также внедрением в практику расследования преступлений новых научных достижений.Целью данной работы является исследование трасологической экспертизы и ее видов, специфика назначения и проведения данных экспертиз.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ………………………………………..5
ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ……………………………..15
2.1. Судебные трасологические экспертизы следов человека………...…15
2.2. Судебные трасологические экспертизы следов животных…………..25
2.3. Судебные механоскопические экспертизы…………………………..28
2.4. Транспортно-трасологическая экспертиза……………………………37
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ….............................................................................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Однако приведенный перечень
не исчерпывает всех тех вопросов,
которые могут возникнуть при
расследовании определенного
Получив постановление о назначении экспертизы и объекты, подлежащие исследованию, эксперт прежде всего уясняет суть заданных вопросов, проводит осмотр объектов, убеждаясь в том, что они соответствуют указанным в постановлении. Успешное проведение экспертизы следов шин во многом зависит от знания экспертом обстоятельств происшествия. В первую очередь нужно установить условия и механизм следообразования, время изъятия и способы фиксации следов.
Изучая условия образования следов, эксперту необходимо установить свойства следовоспринимающей поверхности, определить, груженым или нет было транспортное средство, изменялось ли давление в шинах. Важно знать время, прошедшее с момента образования следов до изъятия колеса или экспериментальных образцов, а также учитывать, насколько интенсивно использовалась шина за истекший период, не подвергалась ли она ремонту.
Предварительное исследование шины направлено на изучение ее основных конструктивных элементов (вида рисунка, шага или ширины беговой дорожки, общих размеров и т. д.), а также на установление ее типа и модели.
Затем эксперт знакомится с копиями следов, представленными на исследование, читает сопроводительные надписи на бирках, определяет качество и количество копий. Если представлены фотоснимки следов, необходимо обращать внимание на их четкость, соблюдение правил масштабной съемки40.
Типичным примером транспортно-трасологической экспертизы по делу является следующая.
В результате столкновения с неустановленным автомобилем был причинен тяжкий вред здоровью водителю мотоцикла "ИЖ" (государственный номерной знак т3543ла 50). При осмотре мотоцикла на правой боковой поверхности мотоколяски была обнаружена вмятина неправильной формы. Через три дня был выявлен автомобиль "ГАЗель" (государственный номерной знак у765на 99). Осмотром автомобиля установлено, что левое крыло имеет потертости и внедрения краски темно-зеленого цвета. На разрешение судебной экспертизы были поставлены вопросы.
В распоряжение экспертов ЭКЦ УВД были предоставлены мотоколяска мотоцикла "ИЖ" № т3543ла 50 и переднее крыло автомобиля "ГАЗель" № у765на 99.
В результате исследования
установлено, что вмятина на правой
боковой поверхности
3. СОВРЕМЕННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ
Рост уровня преступности
в Российской Федерации диктует
необходимость поиска и внедрения
в практическую деятельность по раскрытию
и расследованию преступлений новейших
средств и методов экспертного
исследования следов и вещественных
доказательств. Одним из наиболее разработанных
направлений экспертного
Следует признать, что трасологическая экспертиза со времен первых монографий отечественных криминалистов-трасологов42 до исследований ученых-криминалистов последних лет 43 совершила в своем развитии большой качественный скачок. Еще 30 лет назад экспертами в основном проводились экспертизы по так называемым традиционным трасологическим объектам - следам обуви, орудий взлома, транспортных средств, а также пломбам, замкам и закруткам и т.д. Крайне редко исследовались другие объекты криминалистического следоведения. С развитием теории судебной экспертизы, разработкой научно-обоснованных методик исследования и внедрением современных научно-технических средств и методов в практике трасологических экспертиз стало возможным исследование таких сложных объектов, как микротрассы, следы кожного покрова человека и животных, следы сверления и полного распила и т.д.
Так, современная методика экспертного исследования следов зубов (одонтоскопия) предусматривает использование новых слепочных масс (КОС-3, СИЭЛАСТ, Ортодент и др.) в целях моделирования и получения образцов для сравнительного исследования. Для полного исследования дна следа применяется метод рентгенографии; для установления механизма образования следов и отображения признаков используется аппарат, воспроизводящий движение нижней челюсти - артикулятор; для фиксации моделей челюстей в центральном положении - окклюдатор и т.д.
На современной научно-
Особое значение в расследовании
преступлений придается результатам
криминалистического
Основным техническим средством трасологического исследования микрообъектов является микроскоп. При помощи оптических микроскопов (МБС-10, "ПЕЛЕНГ" и др.) объекты исследуются с увеличением до 100 крат. В поле зрения микроскопа LEICA объекты могут быть исследованы в 200-кратном увеличении и более. Микрочастицы исследуются с применением специальных методов микроскопии: метода исследования микрочастиц в проходящем свете, в падающем свете (методами построения светлого и темного поля), методами исследования в поляризованном свете 44. При помощи растровых электронных микроскопов (РЭМ-200, РЭМ-1000 и др.) удается достичь тысячекратного увеличения. Так, методы электронной микроскопии позволяют проводить экспертные исследования контрафактности продукции: исследуются качество полиграфического исполнения изображений на поверхности CD, DVD-дисков, специальная маркировка по краю отверстия дисков, микротрассы на самих лазерных дисках.
Анализ экспертной практики свидетельствует о том, что, несмотря на значительные позитивные изменения в производстве трасологических исследований, не все возможности данного рода экспертиз используются в расследовании преступлений.
Крайне редко ставятся и квалифицированно решаются следующие идентификационные экспертные задачи:
Из числа диагностических редко выносятся на разрешение экспертов следующие:
Сложность решения процессуальных
задач обусловила дальнейшее развитие
не только технических средств и
методов экспертного
Некоторые ученые отмечают, что "решение экспертных задач в рамках одной отрасли знания уже не обеспечивает должного и качественного экспертного исследования", и "процесс дифференциации достиг такого уровня, что систематизация знаний требует перехода к интеграции"45, предлагая в рамках традиционного рода - трасологической экспертизы выделить новый вид - трасолого-материаловедческую экспертизу механических и термических повреждений, установления целого по частям.
Думается, трасолого-материаловедческую экспертизу лучше отнести к комплексной экспертизе, не выделяя ее как новый вид в связи с тем, что при решении ее задач используются знания и методы не смежных наук, а далеко отстоящих в классификации специальных знаний (трасологии и химии). Такой точки зрения придерживается Ю.Г. Гамаюнова, относящая трасолого-волокноведческую экспертизу установления составного целого, несмотря на решение ею интеграционной задачи, к комплексной экспертизе46.
К комплексным экспертизам относятся: криминалистическое исследование следов механических повреждений на одежде, проводимое экспертом-трасологом совместно с судебно-медицинским экспертом; судебно-взрывотехническая экспертиза47 и т.д.
Интеграционной экспертизой является экспертное исследование установления морфологических свойств преступника в ходе экспертного исследования вещной обстановки места происшествия. И дальнейшая разработка интеграционных экспертных исследований позволит извлекать из объектов больший объем криминалистически значимой информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование трасологической экспертизы и ее видов позволило сделать следующие выводы:
Трасологические экспертизы по объектному основанию классифицируются на пять больших групп (видов): следы человека, механоскопия, транспортная трасология, микротрасология и следы животных.