Трасологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что трасологическая экспертиза занимает важное место в расследовании и раскрытии преступлений, что объясняется не только многочисленными решаемыми задачами, которые ставятся перед экспертом, но главное широким диапазоном исследуемых объектов, а также внедрением в практику расследования преступлений новых научных достижений.Целью данной работы является исследование трасологической экспертизы и ее видов, специфика назначения и проведения данных экспертиз.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ………………………………………..5
ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ……………………………..15
2.1. Судебные трасологические экспертизы следов человека………...…15
2.2. Судебные трасологические экспертизы следов животных…………..25
2.3. Судебные механоскопические экспертизы…………………………..28
2.4. Транспортно-трасологическая экспертиза……………………………37
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ….............................................................................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

трасологическая экспертиза.docx

— 107.52 Кб (Скачать)

 

Фдеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

кафедра криминалистики и  правовой информатики

 

 

 

            Допустить к защите

            «____» _______ 2013г.

 

Научный руководитель

Канд. юрид. наук, доцент

Л.А. Лях __________________


 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (ИЛИ ОТДЕЛЬНЫЕ ЕЕ ВИДЫ) И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ  ВОЗМОЖНОСТИ

 

 

 

 

 

Работу выполнила                                                        Д.В.Башиева

Курс  3   группа  3  (ЗФО/ВПО)                факультет юридический

Специальность                          030501                   юриспруденция

Нормоконтролер         канд. юрид. наук, доцент              Лях Л.А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2013

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ………………………………………..5
  2. ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ……………………………..15

2.1. Судебные трасологические экспертизы следов человека………...…15

2.2. Судебные трасологические экспертизы следов животных…………..25

2.3. Судебные механоскопические экспертизы…………………………..28

2.4. Транспортно-трасологическая экспертиза……………………………37

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ….............................................................................................42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Трасология - раздел науки криминалистики, включающий теоретические основы следообразования, закономерности возникновения следов, отображающих внешнее строение оставивших их объектов, и механизм их образования, приемы, методы и средства обнаружения следов, их фиксации и изъятия, общую и частные методики исследования следов с целью установления обстоятельств, имеющих значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Важнейшей формой практического приложения трасологии как раздела криминалистики является производство трасологических экспертиз.

Трасологическая экспертиза - это специальное исследование, проводимое экспертом-криминалистом в соответствии с законом и составлением соответствующего заключения.

Трасологическая экспертиза относится к криминалистическим, ее цель - получение фактических данных по исследуемым объектам, имеющих значение для расследования преступлений, выявления преступника или судебного процесса. Она основана на достижениях криминалистики и естественно-технических наук, процессуальных нормах, определяющих принципы и условия достоверного решения вопросов.

Содержание трасологической экспертизы имеет свои особенности. Для нее характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологической экспертизы являются фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов.

Она назначается в случаях, когда необходимы специальные познания, т.е. выходящие за рамки общеобразовательной подготовки, для установления некоторых обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления. Факты, устанавливаемые или объясняемые с помощью экспертного исследования, имеют доказательственное значение и используются как следствием, так и судом в процессе доказывания. Главная задача при этом заключается в том, чтобы доказать наличие связи между обнаруженными следами и преступными действиями конкретного лица.

Актуальность  темы обусловлена тем, что трасологическая экспертиза занимает важное место в расследовании и раскрытии преступлений, что объясняется не только многочисленными решаемыми задачами, которые ставятся перед экспертом, но главное широким диапазоном исследуемых объектов, а также внедрением в практику расследования преступлений новых научных достижений.

Целью данной работы является исследование трасологической экспертизы и ее видов, специфика назначения и проведения данных экспертиз.

В данной работе раскрывается понятие трасологической экспертизы, ее предмет и объект, задачи, решаемые трасологической экспертизой, а также частные методики исследования различных объектов: следов человека, следов животных, орудий и механизмов, транспортных средств.

Рассматриваются современные  возможности трасологических экспертиз в расследовании и раскрытии преступлений.

Структура работы включает введение, основную часть, состоящую  из трех глав, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЫ

 

 

Под трасологией  (от франц. trase – след и греч. logos – слово, учение; букв.: учение о следах) понимают раздел криминалистики, относящийся к криминалистической технике, в котором разрабатываются методы и научно-технические средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов, используемых для раскрытия преступлений.

Предметом трасологии, как  и любой области научных знаний, являются закономерности объективной  действительности. Трасология, являясь  внутренне единым разделом науки  криминалистики, изучает следы и  следовое взаимодействие, т.е. в ее предмет  входят закономерности отражения в  следах доказательственной информации и разработка методов и средств  обнаружения, фиксации, исследования следов и их использование в процессе предварительного расследования и  судебного разбирательства уголовных  дел.

Научные основы трасологии используются в производстве судебно-трасологических экспертиз, а сама трасология является базовой наукой для проведения таких экспертиз.

Судебно-трасологическая экспертиза – исследование следов, следообразующих и следовоспринимающих объектов (носителей) и других материалов дела, проводимое лицами, сведущими в трасологии, в установленном законом порядке для определения фактических данных, используемых в качестве доказательств.1.

Источником информации, необходимой  для решения экспертных задач  трасологической экспертизы, являются следы человека, орудий, механизмов, транспортных средств, животных, вещная обстановка места происшествия в натуре или зафиксированная на фотоснимках или в протоколах осмотра. Разносторонность исследований объясняется многочисленными и разнообразными объектами, очертить круг которых практически невозможно. Неслучайно они классифицируются по объектному основанию на пять больших групп (видов), в каждой их них на подгруппы (подвиды).

  1. Следы человека. Информационное поле составляют исследования следов рук человека, ног, зубов (зубных протезов), губ, иных участков головы (кожного покрова), обуви, повреждений на одежде, ногтей и их следов и другие.
  2. Механоскопия. Информационное поле составляют исследования орудий и их следов, узлов, замков, пломб, установление целого по их частям, изделий массового производства и др.
  3. Транспортная трасология. Информационное поле составляют исследования ходовых и выступающих частей, отдельных деталей и их фрагментов.
  4. Микрообъекты. В информационное поле входят микрочастицы, микроследы и микропризнаки.
  5. Следы животных. Их информационное поле охватывает исследование следов ног, лап, зубов, когтей, подков и «тавра», т.е. клейма2.

Набор трасологических объектов не является раз и навсегда определенным, постоянным. По мере развития криминалистики, совершенствования методов экспертного исследования может происходить изменение традиционного «трасологического» набора объектов исследования. Один из ведущих ученых-криминалистов Р. С. Белкин отмечал, что «...объектами судебной экспертизы могут быть материальные объекты и процессы. ...разумеется, при исследовании процессов, явлений эксперт имеет дело с материальными объектами, в которых или с которыми протекали эти процессы»3. То есть сущность объекта криминалистической экспертизы следует понимать более широко и не ограничиваться понятием «вещественных доказательств», таких как вещь или предмет. Например, объектом трасологической экспертизы может быть механизм следообразования, либо процессы, связанные: с передвижением транспортного средства, с завязыванием узлов и петель, с возможностью отпирания замком и повторного навешивания запорно-пломбировочных устройств и др. На сегодняшний день имеется объективная необходимость включения в категорию объектов трасологической экспертизы не только видов технологических процессов, но и конкретных технологических режимов и параметров, без установления которых становится невозможным решение экспертных задач по производственно-технологическим следам.

Предметом судебно-трасологической экспертизы как отрасли знания являются фактические данные, устанавливаемые на основе специальных познаний, закономерности отражения доказательственной информации в следах и разработка методов и средств обнаружения, фиксации, исследования следов и их использование в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел.

Предметом любого трасологического исследования является внешнее строение следообразующего объекта, условия и механизм следообразования и их связь с обстоятельствами расследуемого события.

В процессе производства трасологических экспертиз рассматриваются самые разнообразные задачи. Однако, несмотря на огромное количество объектов экспертизы и вариантов решения задач, все задачи делятся на три группы: идентификационные, диагностические и классификационные 4. Н.П. Майлис выделяет также ситуационные или ситуалогические задачи5.

Идентификационные задачи решаются с целью:

  • определения групповой принадлежности и идентификации различных объектов по их следам-отображениям (например, установления человека по следам его рук, ног, зубов);
  • для установления принадлежности частей единому целому (например, осколков фарного стекла - фаре данного автомобиля)6.

Сфера трасологической идентификации ограничена установлением тождества индивидуально-определенных объектов по их следам-отображениям. Тот объект, тождество которого устанавливается, называется идентифицируемым. Объекты, которые содержат информацию, необходимую для проведения идентификации, — идентифицирующими.

Как правило, установление групповой принадлежности является первым этапом идентификационного исследования, который необходим  для установления тождества. В случае, когда установление тождества по каким-либо причинам невозможно, этот этап можно рассматривать в качестве незавершенного идентификационного исследования, когда выделена группа индивидуально-определенных объектов, в которую входит отождествляемый объект. Другими словами, в процессе установления групповой принадлежности определяется группа предметов или вещей с одноименными отобразившимся в следах признаками.

Как видно, установление групповой  принадлежности исследуемого объекта  не является идентификационной задачей  в строгом смысле этого слова. Результатом исследования считается  отнесение объектов к одной группе. Однако для большинства следов-отображений  заранее определенных классов не существует, что связано с бесконечным  разнообразием параметров следового  контакта. Поэтому эксперт в процессе исследования выявляет принадлежность следов к группе, которую он сам и определяет (например, группа поверхностных следов автомобильной шины шириной 178—205 мм с рисунком в виде пробельных и окрашенных участков размерами от 20 до 25 мм). Это обстоятельство - главное отличие установления групповой принадлежности от классификационных задач7.

Диагностические задачи направлены на:

  • обнаружение и фиксацию следов; определение их пригодности для идентификации;
  • установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление взлома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств, способ вскрытия пломб и т.п.); установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов.

Ситуалогические (ситуационные) задачи решаются в результате комплексного изучения вещной обстановки места присшествия. В исследовании ситуации наряду со следами и иными объектами, составляющим вещную обстановку места происшествия, эксперты используют результаты анализа всех факторов, влияющих на механизм события происшествия (метеорологические условия, освещение, время суток, физическое состояние участников происшествия и др.)8.

Информация о работе Трасологическая экспертиза