Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:18, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что трасологическая экспертиза занимает важное место в расследовании и раскрытии преступлений, что объясняется не только многочисленными решаемыми задачами, которые ставятся перед экспертом, но главное широким диапазоном исследуемых объектов, а также внедрением в практику расследования преступлений новых научных достижений.Целью данной работы является исследование трасологической экспертизы и ее видов, специфика назначения и проведения данных экспертиз.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ………………………………………..5
ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ……………………………..15
2.1. Судебные трасологические экспертизы следов человека………...…15
2.2. Судебные трасологические экспертизы следов животных…………..25
2.3. Судебные механоскопические экспертизы…………………………..28
2.4. Транспортно-трасологическая экспертиза……………………………37
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ….............................................................................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Фдеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра криминалистики и правовой информатики
Допустить к защите «____» _______ 2013г. | |
Научный руководитель Канд. юрид. наук, доцент Л.А. Лях __________________ |
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (ИЛИ ОТДЕЛЬНЫЕ ЕЕ ВИДЫ) И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Работу выполнила |
Курс 3 группа 3 (ЗФО/ВПО) факультет юридический |
Специальность |
Нормоконтролер канд. юрид. наук, доцент Лях Л.А. |
Краснодар 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.1. Судебные трасологические экспертизы следов человека………...…15
2.2. Судебные трасологические экспертизы следов животных…………..25
2.3. Судебные механоскопические экспертизы…………………………..28
2.4. Транспортно-трасологическая экспертиза……………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
ВВЕДЕНИЕ
Трасология - раздел науки криминалистики, включающий теоретические основы следообразования, закономерности возникновения следов, отображающих внешнее строение оставивших их объектов, и механизм их образования, приемы, методы и средства обнаружения следов, их фиксации и изъятия, общую и частные методики исследования следов с целью установления обстоятельств, имеющих значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Важнейшей формой практического приложения трасологии как раздела криминалистики является производство трасологических экспертиз.
Трасологическая экспертиза - это специальное исследование, проводимое экспертом-криминалистом в соответствии с законом и составлением соответствующего заключения.
Трасологическая экспертиза относится к криминалистическим, ее цель - получение фактических данных по исследуемым объектам, имеющих значение для расследования преступлений, выявления преступника или судебного процесса. Она основана на достижениях криминалистики и естественно-технических наук, процессуальных нормах, определяющих принципы и условия достоверного решения вопросов.
Содержание трасологической экспертизы имеет свои особенности. Для нее характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологической экспертизы являются фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов.
Она назначается в случаях, когда необходимы специальные познания, т.е. выходящие за рамки общеобразовательной подготовки, для установления некоторых обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления. Факты, устанавливаемые или объясняемые с помощью экспертного исследования, имеют доказательственное значение и используются как следствием, так и судом в процессе доказывания. Главная задача при этом заключается в том, чтобы доказать наличие связи между обнаруженными следами и преступными действиями конкретного лица.
Актуальность темы обусловлена тем, что трасологическая экспертиза занимает важное место в расследовании и раскрытии преступлений, что объясняется не только многочисленными решаемыми задачами, которые ставятся перед экспертом, но главное широким диапазоном исследуемых объектов, а также внедрением в практику расследования преступлений новых научных достижений.
Целью данной работы является исследование трасологической экспертизы и ее видов, специфика назначения и проведения данных экспертиз.
В данной работе раскрывается понятие трасологической экспертизы, ее предмет и объект, задачи, решаемые трасологической экспертизой, а также частные методики исследования различных объектов: следов человека, следов животных, орудий и механизмов, транспортных средств.
Рассматриваются современные возможности трасологических экспертиз в расследовании и раскрытии преступлений.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованной литературы.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА
Под трасологией (от франц. trase – след и греч. logos – слово, учение; букв.: учение о следах) понимают раздел криминалистики, относящийся к криминалистической технике, в котором разрабатываются методы и научно-технические средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов, используемых для раскрытия преступлений.
Предметом трасологии, как
и любой области научных
Научные основы трасологии используются в производстве судебно-трасологических экспертиз, а сама трасология является базовой наукой для проведения таких экспертиз.
Судебно-трасологическая экспертиза – исследование следов, следообразующих и следовоспринимающих объектов (носителей) и других материалов дела, проводимое лицами, сведущими в трасологии, в установленном законом порядке для определения фактических данных, используемых в качестве доказательств.1.
Источником информации, необходимой для решения экспертных задач трасологической экспертизы, являются следы человека, орудий, механизмов, транспортных средств, животных, вещная обстановка места происшествия в натуре или зафиксированная на фотоснимках или в протоколах осмотра. Разносторонность исследований объясняется многочисленными и разнообразными объектами, очертить круг которых практически невозможно. Неслучайно они классифицируются по объектному основанию на пять больших групп (видов), в каждой их них на подгруппы (подвиды).
Набор трасологических
объектов не является раз и навсегда определенным,
постоянным. По мере развития криминалистики,
совершенствования методов экспертного
исследования может происходить изменение
традиционного «трасологического» набора
объектов исследования. Один из ведущих
ученых-криминалистов Р. С. Белкин отмечал, что «...объектами
судебной экспертизы могут быть материальные
объекты и процессы. ...разумеется, при
исследовании процессов, явлений эксперт
имеет дело с материальными объектами,
в которых или с которыми протекали эти
процессы»3. То есть сущность
объекта криминалистической экспертизы
следует понимать более широко и не ограничиваться
понятием «вещественных доказательств»,
таких как вещь или предмет. Например,
объектом трасологической экспертизы
может быть механизм следообразования,
либо процессы, связанные: с передвижением
транспортного средства, с завязыванием
узлов и петель, с возможностью отпирания
замком и повторного навешивания запорно-пломбировочных
устройств и др. На сегодняшний день имеется
объективная необходимость включения
в категорию объектов трасологической
экспертизы не только видов технологических
процессов, но и конкретных технологических
режимов и параметров, без установления
которых становится невозможным решение
экспертных задач по производственно-
Предметом судебно-трасологической экспертизы как отрасли знания являются фактические данные, устанавливаемые на основе специальных познаний, закономерности отражения доказательственной информации в следах и разработка методов и средств обнаружения, фиксации, исследования следов и их использование в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел.
Предметом любого трасологического исследования является внешнее строение следообразующего объекта, условия и механизм следообразования и их связь с обстоятельствами расследуемого события.
В процессе производства трасологических экспертиз рассматриваются самые разнообразные задачи. Однако, несмотря на огромное количество объектов экспертизы и вариантов решения задач, все задачи делятся на три группы: идентификационные, диагностические и классификационные 4. Н.П. Майлис выделяет также ситуационные или ситуалогические задачи5.
Идентификационные задачи решаются с целью:
Сфера трасологической идентификации ограничена установлением тождества индивидуально-определенных объектов по их следам-отображениям. Тот объект, тождество которого устанавливается, называется идентифицируемым. Объекты, которые содержат информацию, необходимую для проведения идентификации, — идентифицирующими.
Как правило, установление групповой принадлежности является первым этапом идентификационного исследования, который необходим для установления тождества. В случае, когда установление тождества по каким-либо причинам невозможно, этот этап можно рассматривать в качестве незавершенного идентификационного исследования, когда выделена группа индивидуально-определенных объектов, в которую входит отождествляемый объект. Другими словами, в процессе установления групповой принадлежности определяется группа предметов или вещей с одноименными отобразившимся в следах признаками.
Как видно, установление групповой
принадлежности исследуемого объекта
не является идентификационной задачей
в строгом смысле этого слова.
Результатом исследования считается
отнесение объектов к одной группе.
Однако для большинства следов-
Диагностические задачи направлены на:
Ситуалогические (ситуационные) задачи решаются в результате комплексного изучения вещной обстановки места присшествия. В исследовании ситуации наряду со следами и иными объектами, составляющим вещную обстановку места происшествия, эксперты используют результаты анализа всех факторов, влияющих на механизм события происшествия (метеорологические условия, освещение, время суток, физическое состояние участников происшествия и др.)8.