Трасологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что трасологическая экспертиза занимает важное место в расследовании и раскрытии преступлений, что объясняется не только многочисленными решаемыми задачами, которые ставятся перед экспертом, но главное широким диапазоном исследуемых объектов, а также внедрением в практику расследования преступлений новых научных достижений.Целью данной работы является исследование трасологической экспертизы и ее видов, специфика назначения и проведения данных экспертиз.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ………………………………………..5
ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ……………………………..15
2.1. Судебные трасологические экспертизы следов человека………...…15
2.2. Судебные трасологические экспертизы следов животных…………..25
2.3. Судебные механоскопические экспертизы…………………………..28
2.4. Транспортно-трасологическая экспертиза……………………………37
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ….............................................................................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

трасологическая экспертиза.docx

— 107.52 Кб (Скачать)
  • Находился ли данный замок в употреблении?
  • В каком состоянии (запертом или отпертом) находился замок в момент его повреждения?
  • Каким способом открыт (взломан) замок? Явилось ли отпирание замка результатом нанесения ему имеющихся повреждений? К каким участкам замка прикладывались усилия при его взломе? Можно ли отпереть данный контрольный замок без нарушения вложенного под крышку бумажного вкладыша?
  • Являются ли следы на данном замке (запирающем устройстве) результатом воздействия поддельного ключа или отмычки? Можно ли отпереть данный замок при помощи определенного приспособления (отмычки, гвоздя, куска проволоки)? Орудием какого типа взломан замок? Не одним ли способом взломаны представленные замки?
  • Можно ли будет отпереть замок, если ему нанести имеющиеся повреждения?
  • Не снимались ли слепки с замка или ключей?

Вопросы идентификационного характера.

  • Не отпирался ли замок с помощью данного ключа или данной отмычки?
  • Не оставлены ли следы на замке конкретным орудием или инструментом?

Для успешного решения  задач экспертизы в постановлении о ее назначении необходимо отметить, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также указать состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед дверью. В распоряжение эксперта, помимо замка, предоставляются (если они обнаружены) предполагаемые орудия, использованные для его отпирания (ключи, отмычки, куски проволоки, трубки и проч.). При осмотре замков категорически запрещается вставлять ключ в замочную скважину и, проворачивая его, отпирать или запирать замок35.

  1. Трасологическое исследование пломб чаще всего направлено на установление наличия (или отсутствия) факта их криминального снятия.

Однако на практике круг вопросов, ставящихся на разрешение эксперта-трасолога, достаточно объемен и разнообразен. Могут быть поставлены идентификационные вопросы, а также о механизме и причинах возникновения повреждений на пломбах, содержании контрольных знаков, соблюдении (или нарушении) Правил перевозки грузов, об их конкретных проявлениях и т. п.

Примерами таких вопросов могут служить следующие:

  • Нарушалась ли целостность пломбы после первоначального навешивания. Если да, то каким способом?
  • Соблюдались ли правила навешивания пломбы?
  • Какие из имеющихся повреждений могли возникнуть при первоначальном навешивании пломбы?
  • Каково содержание надписей и контрольных знаков на контактных поверхностях пломбы?
  • Возможно ли извлечение бечевы из пломбы без нарушения целостности последней?
  • Составляли ли ранее единое целое отрезки пломбировочной бечевы, выходящие из входных отверстий пломбы?
  • Какие нарушения правил пломбирования могли облегчить на рушение целостности и повторное навешивание пломбы?
  • Совпадают ли способы нарушения целостности и повторного навешивания пломб, представленных на исследование?

Среди идентификационных  вопросов наиболее часто ставятся следующие:

  • Оставлены ли оттиски на контактных поверхностях пломбы, снятой с вагона № 000, матрицами плашек тисков, представленных на исследование?
  • Оставлены ли оттиски на контактных поверхностях нескольких пломб плашками одних и тех же пломбировочных тисков?
  • Каким  инструментом  (тип,  вид)  оставлены  следы-повреждения на представленной пломбе? Оставлены ли они данным инструментом?
  • Использовались ли для повторного пломбирования тиски, которыми проведено первоначальное пломбирование?

Экспертное исследование пломб проводится по общей методике трасологической экспертизы. Необходимой составной частью подготовки экспертов-трасологов, специализирующихся на исследовании пломб, должно быть доскональное знание ими всех нормативных актов, правил и инструкций, определяющих порядок пломбирования и перевозки грузов различными видами транспорта.

Примерная последовательность этапов экспертного исследования пломб  может быть представлена следующим  образом:

  • осмотр объектов и изучение постановления о назначении экспертизы и сопроводительных материалов (копии процессуальных документов, коммерческих актов и т. п.);
  • исследование наружных (контактных и боковых) поверхностей пломбы и бечевы;
  • фотографирование общего вида объектов, поверхностей пломбы, выявленных особенностей и признаков;
  • разрезание (разборка) пломбы;
  • исследование внутренних поверхностей каналов, камеры и армировочной скобы пломбы;
  • фотографирование внутренних поверхностей тела пломбы;
  • сравнение обнаруженных признаков и особенностей исследуемой пломбы с соответствующими характеристиками экспериментальных пломб;
  • анализ результатов проведенного исследования с объяснением взаимосвязи всех установленных фактических особенностей и признаков;.
  • формулирование выводов, содержащих ответы на вопросы, поставленные перед экспертом;
  • составление заключения и оформление фототаблицы36.

При ознакомлении с материалами, представленными эксперту, следует  выяснить все обстоятельства, связанные  с обнаружением и изъятием пломбы, и прежде всего способ ее санкционированного снятия при коммерческой выгрузке (перекус, перебивание бечевы, срывание и т. п.). Необходимо определиться с содержанием  вопросов и компетентностью эксперта в их решении.

Затем проводится осмотр и  тщательное раздельное исследование объектов, представленных на экспертизу: пломб, пломбировочных тисков, предполагаемых орудий криминального снятия пломб  и т. п.

При исследовании пломбы прежде всего определяют ее тип, соответствие размерных характеристик, материала и конструктивных особенностей тела пломбы и бечевы существующим требованиям.

Устанавливают признаки возможного нарушения правил пломбирования (криминального  снятия): слабое обжатие, непараллельность контактных поверхностей, тела пломбы, сдвоенное, нечеткое (нечитаемое), неполное отображение текста и контрольных знаков, смещение оттисков пломбировочных тисков относительно центра контактных поверхностей, неплотное прилегание (смыкание) кромок отверстий, подвижность бечевы и ее узла в теле пломбы, несоответствие материала бечевы данному типу пломбы, отклонение размеров петли бечевы и ее свободных концов от требуемых.

При обнаружении каких-либо отклонений устанавливают их причину  и механизм возникновения. Так, если на отдельных участках контактных поверхностей обнаружена нечитаемость текста, искаженность отображений букв или цифр, возможными причинами могут быть неплотное первоначальное обжатие, повторное обжатие посторонним предметом, использование поддельных пломбировочных тисков и т. п37.

Приведем пример судебно-трасологической экспертизы запорно-пломбировочного устройства38.

На экспертизу были представлены два фрагмента  запорно-пломбировочного устройства, обнаруженные у грузового контейнера, и слесарное зубило, изъятое при  обыске у стропальщика грузового  двора А., а также сравнительный  образец нового запорно-пломбировочного  устройства "ЛаВР" в контейнерном варианте. На разрешение судебно-трасологической экспертизы поставлены вопросы:

  1. Не являются ли фрагменты, представленные на исследование, частями одного запорно-пломбировочного устройства, и какого именно?
  2. Если являются, то каким способом это устройство было вскрыто и с помощью орудий какого типа?
  3. Не была ли вскрыта пломба-запор, части которой представлены на исследование, с помощью зубила, изъятого у стропальщика грузового двора А.?

В результате исследования установлено, что представленные на экспертизу два фрагмента пломбы-запора, являются частями одного запорно-пломбировочного  устройства типа "ЛаВР" в контейнерном варианте. Запорно-пломбировочное устройство "ЛаВР", части которого представлены на исследование, было вскрыто путем разруба стержня-пломбы с предохранительной втулкой с помощью слесарного зубила, изъятого при обыске у А.

2.4. Транспортно-трасологическая экспертиза

 

 

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств назначается в случаях, когда на местах происшествий обнаружены следы оставленные транспортными средствами, чаще всего использующимися как объект или орудие преступления. При производстве данной экспертизы решается весьма широкий круг диагностических, идентификационных и классификационных экспертных задач. К категории диагностических задач относятся установление: места столкновения (наезда), направления движения транспортного средства, возможности перемещения транспортных средств после столкновения, взаимного положения транспортного средства и пешехода в момент наезда (переезда) и т. п. Немаловажной задачей является также и восстановление первоначального содержания уничтоженных или видоизмененных заводских маркировок, нанесенных на различных частях транспортного средства (двигатель, кузов, коробка передач и т. п.).

Идентификационные задачи связаны  с отождествлением следообразующих элементов транспортных средств по их следам. К таким элементам, в первую очередь, относятся следообразующие поверхности колесных шин, другие выступающие элементы ходовой части, а также фрагменты отделившихся деталей, когда решаются задачи по установлению их принадлежности единому целому.

При решении классификационных  задач наиболее часто устанавливается: модель шины, а также вид и модель транспортного средства39.

Следы транспорта обнаруживают в местах дорожно-транспортных происшествий или на местах происшествий, где  транспортное средство использовалось в качестве орудия или средства преступления. Для их обнаружения требуется  хорошее освещение и тщательный осмотр местности.

Следы шин можно обнаружить при осмотре полотна дороги места  происшествия и предметов, обнаруженных на нем, а также обочин, кюветов, подъездов  к месту происшествия и мест стоянки  транспорта.

В большинстве случаев  следы автотранспорта не удается  изъять в натуральном виде. Поэтому  специалисту необходимо их тщательно  изучить и фиксировать на месте  их обнаружения. Для этого следы  осматриваются на возможно большем  протяжении в целях обнаружения  участка с наиболее четким отображением признаков шин. Чтобы установить особенности шин всех колес, надо изучить следы на повороте или  на месте разворота транспорта. Для  выявления частных признаков  шин и определения их устойчивости осмотру подлежит каждый след колеса на протяжении не менее двух его  оборотов. Для следов, оставленных  шинами легковых автомобилей, его расстояние равно 4-6 м, для грузовиков - 6-12 м.

После осмотра места происшествия специалист проводит исследование обнаруженных следов, в результате которого могут  быть предварительно установлены:

  1. Групповая принадлежность транспортного средства:
  • тип (автомобиль, трактор, мотоцикл, повозка и т. д.);
  • вид (автомобиль грузовой, мотоцикл с коляской и т. д.);
  • модель (автомобиль грузовой ЗИЛ-130, автомобиль легковой ВАЗ-2121 «Нива», трактор ДТ-75 и т. д.).
  1. Взаиморасположение транспортных средств перед столкновением.
  1. Повреждение, причиненное транспортному средству в результате происшествия (разбита фара, деформирован бампер и т. д.).
  2. Вещества, попавшие на транспортное средство (пятна крови, краска, частицы грунта).
  3. Направление движения транспортного средства, которое определяют по ряду признаков.

Для решения вопроса о  групповой принадлежности транспортного  средства по следам колес необходимо установить модель шины, количество колес, их колею и базу.

В зависимости от вида следов или других объектов, изъятых при  осмотре дорожно-транспортного происшествия или при осмотре транспортного  средства, на разрешение экспертизы ставят следующие вопросы:

  1. К какому типу (виду, модели) относится транспортное средство, которым оставлены следы колес?
  2. В каком направлении двигалось транспортное средство?
  3. Оставлены ли следы колес или других частей колесами или частями конкретного транспортного средства?
  4. Составляли ли ранее одно целое осколки стекла или другие объекты с частями стекла фар, подфарников, кузова или других частей конкретного транспортного средства?
  5. Оставлены ли вмятины, царапины или другие следы на конкретном транспортном средстве в результате столкновения этого средства с определенным предметом (столб, дерево, перила и т. д.) на месте происшествия или другим определенным транспортным средством?
  6. Являются ли нитки или кусочки ткани или других предметов, обнаруженные на транспортном средстве, частями одежды потер певшего или каких-либо предметов, находившихся на месте происшествия.

Информация о работе Трасологическая экспертиза