Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:18, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что трасологическая экспертиза занимает важное место в расследовании и раскрытии преступлений, что объясняется не только многочисленными решаемыми задачами, которые ставятся перед экспертом, но главное широким диапазоном исследуемых объектов, а также внедрением в практику расследования преступлений новых научных достижений.Целью данной работы является исследование трасологической экспертизы и ее видов, специфика назначения и проведения данных экспертиз.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ………………………………………..5
ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ……………………………..15
2.1. Судебные трасологические экспертизы следов человека………...…15
2.2. Судебные трасологические экспертизы следов животных…………..25
2.3. Судебные механоскопические экспертизы…………………………..28
2.4. Транспортно-трасологическая экспертиза……………………………37
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ….............................................................................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Вопросы идентификационного характера.
Для успешного решения задач экспертизы в постановлении о ее назначении необходимо отметить, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также указать состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед дверью. В распоряжение эксперта, помимо замка, предоставляются (если они обнаружены) предполагаемые орудия, использованные для его отпирания (ключи, отмычки, куски проволоки, трубки и проч.). При осмотре замков категорически запрещается вставлять ключ в замочную скважину и, проворачивая его, отпирать или запирать замок35.
Однако на практике круг вопросов, ставящихся на разрешение эксперта-трасолога, достаточно объемен и разнообразен. Могут быть поставлены идентификационные вопросы, а также о механизме и причинах возникновения повреждений на пломбах, содержании контрольных знаков, соблюдении (или нарушении) Правил перевозки грузов, об их конкретных проявлениях и т. п.
Примерами таких вопросов могут служить следующие:
Среди идентификационных вопросов наиболее часто ставятся следующие:
Экспертное исследование пломб проводится по общей методике трасологической экспертизы. Необходимой составной частью подготовки экспертов-трасологов, специализирующихся на исследовании пломб, должно быть доскональное знание ими всех нормативных актов, правил и инструкций, определяющих порядок пломбирования и перевозки грузов различными видами транспорта.
Примерная последовательность этапов экспертного исследования пломб может быть представлена следующим образом:
При ознакомлении с материалами, представленными эксперту, следует выяснить все обстоятельства, связанные с обнаружением и изъятием пломбы, и прежде всего способ ее санкционированного снятия при коммерческой выгрузке (перекус, перебивание бечевы, срывание и т. п.). Необходимо определиться с содержанием вопросов и компетентностью эксперта в их решении.
Затем проводится осмотр и тщательное раздельное исследование объектов, представленных на экспертизу: пломб, пломбировочных тисков, предполагаемых орудий криминального снятия пломб и т. п.
При исследовании пломбы прежде всего определяют ее тип, соответствие размерных характеристик, материала и конструктивных особенностей тела пломбы и бечевы существующим требованиям.
Устанавливают признаки возможного нарушения правил пломбирования (криминального снятия): слабое обжатие, непараллельность контактных поверхностей, тела пломбы, сдвоенное, нечеткое (нечитаемое), неполное отображение текста и контрольных знаков, смещение оттисков пломбировочных тисков относительно центра контактных поверхностей, неплотное прилегание (смыкание) кромок отверстий, подвижность бечевы и ее узла в теле пломбы, несоответствие материала бечевы данному типу пломбы, отклонение размеров петли бечевы и ее свободных концов от требуемых.
При обнаружении каких-либо отклонений устанавливают их причину и механизм возникновения. Так, если на отдельных участках контактных поверхностей обнаружена нечитаемость текста, искаженность отображений букв или цифр, возможными причинами могут быть неплотное первоначальное обжатие, повторное обжатие посторонним предметом, использование поддельных пломбировочных тисков и т. п37.
Приведем пример судебно-трасологической экспертизы запорно-пломбировочного устройства38.
На экспертизу
были представлены два фрагмента
запорно-пломбировочного
В результате исследования установлено, что представленные на экспертизу два фрагмента пломбы-запора, являются частями одного запорно-пломбировочного устройства типа "ЛаВР" в контейнерном варианте. Запорно-пломбировочное устройство "ЛаВР", части которого представлены на исследование, было вскрыто путем разруба стержня-пломбы с предохранительной втулкой с помощью слесарного зубила, изъятого при обыске у А.
2.4. Транспортно-трасологическая экспертиза
Трасологическая экспертиза следов транспортных средств назначается в случаях, когда на местах происшествий обнаружены следы оставленные транспортными средствами, чаще всего использующимися как объект или орудие преступления. При производстве данной экспертизы решается весьма широкий круг диагностических, идентификационных и классификационных экспертных задач. К категории диагностических задач относятся установление: места столкновения (наезда), направления движения транспортного средства, возможности перемещения транспортных средств после столкновения, взаимного положения транспортного средства и пешехода в момент наезда (переезда) и т. п. Немаловажной задачей является также и восстановление первоначального содержания уничтоженных или видоизмененных заводских маркировок, нанесенных на различных частях транспортного средства (двигатель, кузов, коробка передач и т. п.).
Идентификационные задачи связаны
с отождествлением
При решении классификационных задач наиболее часто устанавливается: модель шины, а также вид и модель транспортного средства39.
Следы транспорта обнаруживают в местах дорожно-транспортных происшествий или на местах происшествий, где транспортное средство использовалось в качестве орудия или средства преступления. Для их обнаружения требуется хорошее освещение и тщательный осмотр местности.
Следы шин можно обнаружить при осмотре полотна дороги места происшествия и предметов, обнаруженных на нем, а также обочин, кюветов, подъездов к месту происшествия и мест стоянки транспорта.
В большинстве случаев следы автотранспорта не удается изъять в натуральном виде. Поэтому специалисту необходимо их тщательно изучить и фиксировать на месте их обнаружения. Для этого следы осматриваются на возможно большем протяжении в целях обнаружения участка с наиболее четким отображением признаков шин. Чтобы установить особенности шин всех колес, надо изучить следы на повороте или на месте разворота транспорта. Для выявления частных признаков шин и определения их устойчивости осмотру подлежит каждый след колеса на протяжении не менее двух его оборотов. Для следов, оставленных шинами легковых автомобилей, его расстояние равно 4-6 м, для грузовиков - 6-12 м.
После осмотра места происшествия специалист проводит исследование обнаруженных следов, в результате которого могут быть предварительно установлены:
Для решения вопроса о групповой принадлежности транспортного средства по следам колес необходимо установить модель шины, количество колес, их колею и базу.
В зависимости от вида следов
или других объектов, изъятых при
осмотре дорожно-транспортного