Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение тактических и психологических особенностей допроса несовершеннолетних.
Задачи работы:
1). исследовать понятие и сущность допроса несовершеннолетних;
2). выявить психологические особенности несовершеннолетних;
3). проанализировать тактические и психологические особенности проведения допроса несовершеннолетних в зависимости от ситуации;
4). рассмотреть порядок фиксации хода и результатов допроса.
Введение
На всех стадиях уголовного судопроизводства важное значение имеет выполнение задач борьбы с преступностью. Достижение этой цели определяется тем, насколько научно обосновано, тактически правильно и в соответствии с уголовно-процессуальным законом проведено расследование. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.
Результативность допросов
во многом определяется неукоснительным
соблюдением процессуальных норм и
умелым использованием следователем тактических
приемов производства этого следственного
действия, особенно при допросе
Различные аспекты допроса несовершеннолетних были предметом исследований многих ученых-юристов, в частности Баева О.Я., Богуш Г.И., Гуковской Н.И., Долговой А.И., Коченова М.М., Миньковского Г.М., Осиповой Н.Р. и др. Все они внесли существенный вклад в разработку указанной проблемы.
Целью настоящей работы является изучение тактических и психологических особенностей допроса несовершеннолетних.
Задачи работы:
1). исследовать понятие и сущность допроса несовершеннолетних;
2). выявить психологические особенности несовершеннолетних;
3). проанализировать тактические и психологические особенности проведения допроса несовершеннолетних в зависимости от ситуации;
4). рассмотреть порядок фиксации хода и результатов допроса.
1. Понятие и
сущность допроса
Современное российское судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права.
С учетом психологических и возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей Генеральная Ассамблея установила «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» в 1985 г., известные как Пекинские правила, которые должны быть учтены в законодательстве каждой страны и применяться при расследовании и в судебном разбирательстве дел данной категории Приняты 29.11.1985 Резолюцией ООН 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.1
Пекинские правила (названные по месту их принятия) действуют наряду с основными процессуальными гарантиями, предусмотренными ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.2
Пекинские правила
устанавливают, что лица, ведущие производство
по этим делам и наделенные властными
полномочиями, должны обладать соответствующей
квалификацией. Указывается, что «любое
дело несовершеннолетнего с самого начала
следует вести быстро, не допуская каких-либо
ненужных задержек». А также и то, что «право
несовершеннолетнего на конфиденциальность
должно уважаться на всех этапах, чтобы
избежать причинения ему вреда из-за ненужной
гласности или из-за ущерба репутации»
Важным международно-правовым принципом мирового сообщества является обеспечение гибкого применения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм в отношении несовершеннолетних, т.е. в каждом случае рекомендуется исходить из конкретных данных о личности и всех обстоятельств дела. Так, в ст. 6.1 Пекинских правил указано, что следует предусмотреть соответствующий объем дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбирательства и на различных уровнях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в том числе при расследовании, рассмотрении дел в суде, вынесении судебного решения и осуществлении контроля за выполнением судебных решений.
Такой же подход к этим вопросам в другом основополагающем международном документе - Конвенции о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году Международные акты о правах человека: Сборник документов. - М., 1998. - С. 31-38.. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Федерация, эта Конвенция, согласно ст. 15 Конституции РФ, имеет приоритетное значение. Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются межгосударственных проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка».
В развитие положений, содержащихся в Конвенции о правах ребенка, принята Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы [Электрон. рес-с]. Режим доступа: www.un.org, свободный.. Пункты 18 и 19 этой Декларации содержат рекомендации, непосредственно касающиеся защиты прав несовершеннолетних. В частности, указано на необходимость делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами или произведено в их собственных интересах.
Многие из положений вышеупомянутых правовых актов выражены в нормах УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г., а дальнейшее их совершенствование должно усилить гарантии прав несовершеннолетнего обвиняемого. В нашей стране принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в последующ. ред.) Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г., положения которого также должны учитываться при производстве по данной категории дел.
Пленум Верховного Суда РФ обсудил итоги судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних и принял Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».3
Производство по делам несовершеннолетних определяется как общими правилами УПК РФ, так и специальными, которые дополняют и развивают общие правила и содержат дополнительные гарантии прав несовершеннолетних (гл. 50 УПК РФ). Эти правила применяются по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста (ч. 1 ст. 420 УПК РФ).
Предварительное следствие и судебное разбирательство ведутся по этим правилам независимо от того, достигло ли лицо совершеннолетия на момент производства по делу. Такой порядок соблюдается и тогда, когда лицо совершило одно преступление в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия.4
Особый порядок производства дел о несовершеннолетних основывается на возрастных, социально-психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - №3. - С. 30. .
Несовершеннолетние, совершившие преступление, обладают всеми нравственно-психологическими качествами, которые присущи лицам данной возрастной группы, а также специфическими негативными свойствами, приобретенными в результате сложившихся условий воспитания. «Эти свойства личности в значительной мере определяют их взгляды, убеждения и поступки».5 Рассматриваемый возраст характеризуется интенсивным развитием личности в физиологическом, психологическом и социальном плане. Процесс развития этой категории лиц протекает неодинаково, противоречиво и представляет собой переход от детства к взрослости, что приводит нередко к острым коллизиям и конфликтам. Разделение подозреваемых и обвиняемых несовершеннолетних в уголовном процессе на возрастные группы носит в практической деятельности условный характер, но оно учитывается в способах и приемах психологического и педагогического воздействия.
Как с точки зрения физиологии, так и психологии рассматриваемая категория - самая неустойчивая в поведении, в выборе средств достижения намеченного, в отношениях с окружающими, наконец, в самоконтроле. Им присуще преувеличенное представление о своих возможностях, а порой чрезвычайно сложно и почти невозможно установить какие бы то ни было пределы в их поведении. В этом случае процесс воспитания в отношении этой категории лиц, с одной стороны, облегчается - несовершеннолетние более, если так можно сказать, податливы убеждению, с другой стороны, затрудняется - несовершеннолетние менее прогнозируемы в своем поведении. Они очень часто сами для себя не смогут пояснить свой поступок (проступок).6
Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать событие в целом, не всегда могут выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интервалов времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, однако весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали. Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.
Поскольку названные и некоторые другие особенности психофизического развития несовершеннолетних проявляются в процессе формирования показаний и в поведении на допросе одинаково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения допрашиваемого.
Итак, особый порядок производства дел данной категории содействует более полному и глубокому исследованию всех обстоятельств совершенного преступления и обеспечению того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего были всегда соизмеримы с его личностью и обстоятельствами совершения преступления. Это полностью относится и к проведению допроса несовершеннолетнего.
Допрос - одно из наиболее распространенных, а в тактическом отношении одно из сложнейших следственных действий. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого (в т.ч. несовершеннолетнего) различается допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. По последовательности проведения - допрос первичный, повторный, дополнительный. По субъекту проведения - допрос, проводимый следователем, лицом, производящим дознание, руководителем следственного органа, судом. Особой разновидностью допроса является допрос на очной ставке.
Каждый из видов допроса имеет процессуальные, тактические и психологические особенности.7
Задача допроса -- получение от допрашиваемого полных и достоверных показаний. Решать ее бывает довольно трудно не только в случаях, когда допрашиваемый не желает давать правдивые показания, но и когда он хочет рассказать правду, однако не может восстановить в памяти прошлые события, или, добросовестно заблуждаясь, дает неверные показания в силу искаженного их восприятия. А искаженное восприятие особенно часто бывает характерно именно для несовершеннолетних.
Допрос - самое распространенное следственное действие, без проведения которого не обходится расследование ни одного уголовного дела, кроме того, это такой источник информации, который позволяет дознавателю, следователю и суду наиболее полно представить событие преступления, все элементы его состава, включая и такие трудно устанавливаемые, как мотив, цель и причины совершения преступного акта. Как известно, цель допроса -- получить полные и правдивые, объективно отражающие действительность показания. Для подозреваемого и обвиняемого показания, кроме того, и средство защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса как следственного действия. В полной мере все изложенное относится и к допросу несовершеннолетних.
Предмет допроса, т.е. круг выясняемых обстоятельств, в общей форме предопределен предметом доказывания. Статья 73 УПК РФ установила, что при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; 3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; 8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Подлежат выяснению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Кроме того, согласно ст. 421 УПК РФ, обстоятельствами, подлежащими установлению по делам несовершеннолетних, являются: 1) возраст несовершеннолетнего; 2) условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 421 УПК РФ). При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Всесторонность и полнота расследования дел о несовершеннолетних включает и установление таких обстоятельств, как жилищные и материальные условия семьи, образ жизни подростка, его родителей или лиц, их заменяющих, условия учебы или работы и особенно проведение свободного времени.
Специфика предмета доказывания по делам несовершеннолетних включает в себя обстоятельства совершения правонарушения, выяснение причин и условий его совершения и социальную адаптацию несовершеннолетнего. С этой целью необходимо установить, почему у несовершеннолетнего возникли противоправные взгляды, привычки, что привело к формированию преступного умысла, что толкнуло на преступление. Это может быть отсутствие надзора и должного контроля за поведением дома и в общественных местах, по месту учебы или работы, упущения в воспитании со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, отвечающих за поведение несовершеннолетнего, отрицательное влияние друзей-подростков, выявление взрослых, склоняющих несовершеннолетнего к пьянству, употреблению наркотиков и к иной противоправной деятельности.
Как и все расследование, допрос несовершеннолетнего производится в строгом соответствии с уголовно-процессуальными нормами, без какого-либо принуждения допрашиваемого в форме угроз, физического или психического насилия либо иных незаконных действий. Допрашиваемые несовершеннолетние, при наличии отмеченных выше общих черт, обусловленных возрастом, отличаются друг от друга по своему психическому складу, воспитанию, образованию и т.д. Не одинаково их отношение к расследуемому преступлению: обвиняемый -- лицо, заинтересованное в исходе дела; свидетели чаще всего стремятся помочь в раскрытии преступления либо относятся безразлично к расследуемому делу и т.д.
Все перечисленное вызывает необходимость индивидуального подхода к допрашиваемому, использованию тактических приемов допроса с учетом особенностей личности. Еще Г. Гросс отмечал, что «допрос несовершеннолетних требует особой осторожности; стремясь выяснить истину, надо всегда принимать во внимание юность допрашиваемого и вести допрос соответствующим образом» Цит. по: Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).8 Для этого лицо, проводящее допрос, должно обладать определенными личными качествами, которые вызывали бы к нему доверие несовершеннолетнего допрашиваемого.
Информация о работе Понятие и сущность допроса несовершеннолетних