Понятие и сущность допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение тактических и психологических особенностей допроса несовершеннолетних.
Задачи работы:
1). исследовать понятие и сущность допроса несовершеннолетних;
2). выявить психологические особенности несовершеннолетних;
3). проанализировать тактические и психологические особенности проведения допроса несовершеннолетних в зависимости от ситуации;
4). рассмотреть порядок фиксации хода и результатов допроса.

Файлы: 1 файл

курсовая по криминалистике.docx

— 71.92 Кб (Скачать)

   Важно определить очередность допроса, если по одним и тем же обстоятельствам предполагается допросить нескольких несовершеннолетних.    Первыми рекомендуется допрашивать лиц, от которых вероятнее всего можно получить правдивые и наиболее полные показания. При этом следователь (дознаватель) исходит не только из осведомленности допрашиваемого в материалах дела, но и из его личностной характеристики, процессуального положения и взаимоотношений с другими участниками процесса.

   План допроса может быть устным или письменным (кратким, сжатым, предусматривающим лишь перечень вопросов, или развернутым). План допроса составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать перечень подлежащих установлению обстоятельств, имеющихся по ним доказательств и формулировки основных вопросов, а также тех, которые связаны с информацией, полученной из оперативных источников. В отношении последних в плане целесообразно предусмотреть момент, когда их лучше задать, что должно этому предшествовать и какие на случай непредвиденных осложнений должны быть приняты меры для сохранения в тайне источника информации.

   Важно заранее смоделировать ход предстоящего допроса, предусмотреть возможное поведение допрашиваемого. В случае дачи заведомо ложных показаний или при добросовестном заблуждении бывает необходимо предъявить допрашиваемому какие-то из имеющихся в деле доказательств. Готовясь к допросу, следователь (дознаватель) производит отбор таких доказательств, определяет порядок их использования и предъявления допрашиваемому.

   При планировании следует учитывать, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Если допрос в силу объективных причин нельзя провести в короткое время, то необходимо запланировать перерывы по 5-10 мин. через каждые 20-40 мин. допроса, в зависимости от возраста допрашиваемого. Нельзя затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомляются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо суждениями следователя.

   Кроме того, при решении вопроса о времени допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следователю нужно помнить, что производство допросов в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ). Перечень таких случаев в законе не приводится, тем не менее ясно, что ночной допрос возможен, когда речь идет, например, о немедленном задержании опасного преступника, в связи с чем необходимо выяснить его личность или приметы. Изучение материалов следственной практики выявило факт встречающихся нарушений указанного требования закона. Так, несовершеннолетних свидетелей Д. и С. допрашивали после полуночи (соответственно, с 1 ч. 00 мин. до 1 ч. 25 мин. и с 1 ч. 30 мин. до 1 ч. 50 мин.), хотя никакой необходимости в этом не было Уголовное дело, рассмотренное районным судом г. Владимира 15.04.2011 г..

    Также не следует вызывать несовершеннолетних на допросы в утренние часы, когда они находятся на занятиях (если только допрашиваемый не учится во вторую смену - здесь следователю необходимо исходить из данных о его личности). В случаях, когда это не вызывается тактическими соображениями, подобный допрос нельзя признать оправданным.

   Итак, подготовка к допросу - одно из основных условий получения от допрашиваемого несовершеннолетнего достоверных и полных показаний.    Суть организационно-подготовительных действий в каждом случае определяется с учетом обстоятельств расследуемого преступления, процессуального положения допрашиваемого, значимости его показаний, технической оснащенности лица, производящего допрос, и других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тактические  и психологические особенности  проведения допроса в зависимости  от ситуации

   Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентированы в ст. 425 УПК РФ, потерпевшего или свидетеля - ст. 191 УПК РФ.

   Особенности тактики допроса несовершеннолетних определяются рассмотренными выше возрастными особенностями их психики, влияющими на характер восприятия, запоминания и воспроизведения проверяемых событий на допросе. При выборе тактических приемов надо учитывать недостаточный уровень развития несовершеннолетнего, ограниченный круг понятий, узость логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний, повышенную склонность к внушению, самовнушению и фантазированию.

   Тактические приемы допроса избираются с учетом таких психологических особенностей личности допрашиваемого, как внушаемость и воображение (склонность к фантазированию).

   Внушение -- психическое воздействие одного человека на другого -- имеет место в основном в тех случаях, когда допрашиваемый при восприятии упустил какие-то отдельные моменты и восполняет их в сознании сведениями из разговоров (тем более неоднократных) других лиц, интерпретировавших по-своему данное событие. Степень подверженности внушению у людей различна: в наибольшей степени внушению подвержены дети. Внушаемость усиливается с ростом доверия, уважения к собеседнику или допрашивающему. Поэтому лицо, производящее допрос, не должно применять использование наводящих вопросов, а также внушающего воздействия на допрашиваемого интонации своего голоса, выражения удовольствия, разочарования или удивления ответом.

    Использование в ходе допроса наводящих вопросов не только опасно для установления истины по делу, но и аморально. Наводящие вопросы действуют внушающее на допрашиваемого, поскольку уже в своей формулировке содержат желательный для допрашивающего ответ. А поскольку несовершеннолетние наиболее подвержены внушающему воздействию со стороны взрослых, запрет использования наводящих вопросов в ходе их допроса особенно актуален.

   Тем не менее изучение следственной практики показывает факт частого нарушения означенного требования. Так, в ходе допроса несовершеннолетнему П. - потерпевшему по одному уголовному делу - следователем был задан следующий вопрос: «В. на момент избиения вас и похищения кроссовок находился в нетрезвом состоянии?». Отметим, что это не простое уточнение, поскольку сам потерпевший П. в ходе свободного рассказа ничего подобного не показал. Также непонятно (во всяком случае, исходя из информации, содержащейся в протоколе допроса), что могло побудить следователя спросить у П.: «Что у вас еще забрал вопреки вашей воле В.?» Уголовное дело, рассмотренное районным судом г. Владимира 09.08.2011 г..

   Помимо наводящих, запрещается задавать улавливающие и безнравственные вопросы.

    У детей склонность к фантазированию особенно резко выражена. Физиологическая основа воображения (фантазии) состоит в оживлении образовавшихся временных нервных связей и преобразовании их в новые сочетания. Элементы воображения могут быть внесены в показания в случаях неполного восприятия предметов или явлений, когда допрашиваемый, стремясь всесторонне охарактеризовать наблюдавшееся событие, восполняет пробелы восприятия фантазированием. Учитывая это, лицо, производящее допрос, должно путем постановки контрольных вопросов выяснять источники осведомленности допрашиваемого о сообщенных им фактах и условиях их восприятия, уточнять, лично ли их наблюдал допрашиваемый или изложил свое умозаключение.

   Влияние указанных выше факторов на формирование показаний велико, и лицо, производящее допрос, должно в ходе допроса с максимальным вниманием оценивать получаемую от допрашиваемого информацию, своевременно менять тактические приемы, запланированные в ходе подготовки к допросу.14

   Несовершеннолетние обычно поверхностно и некритично воспринимают действительность, порой бывают не способны правильно оценивать поступки людей и меру грозящей им опасности. В то же время для них характерны яркость впечатлений и прочное удержание в памяти новых, интересных и необычных событий. Детская непосредственность и бесхитростность, искренность и простота иногда позволяют легче, чем при допросе взрослых, выявлять элементы лжи в их показаниях.

    Для успешного проведения допроса лицо, производящее допрос, должно четко представлять себе психологический процесс формирования показаний.

   Психологи отмечают, что на формирование показаний влияют опыт человека, его знания, представления о конкретном предмете и другие факторы. Большинство людей в основном правильно воспринимают действительность, хотя нередки случаи одностороннего восприятия и искаженного представления о воспринятом. Формирование показаний складывается из восприятия, запоминания и воспроизведения фактов на допросе О восприятии, запоминании и воспроизведении фактов на допросе.15

   На формирование показаний в стадии воспроизведения оказывают влияние многочисленные субъективные и объективные факторы, в частности: 1) психоэмоциональное состояние допрашиваемого в момент воспроизведения (взволнован или спокоен и т.д.). Благоприятствует воспроизведению уравновешенное психическое состояние допрашиваемого, что в свою очередь зависит от таких объективных факторов, как спокойная, неотвлекающая обстановка допроса, правильное поведение допрашивающего лица, деловой тон его разговора и др.; 2) действие так называемой защитной доминанты, которая наиболее часто проявляется у обвиняемых и подозреваемых, хотя не исключается также при допросе свидетелей и потерпевших. Иногда допрашиваемый, желая давать правдивые показания, тем не менее старается придать своему поведению более благовидную окраску; 3) темперамент и характер допрашиваемого.

   Особенности эмоциональной возбудимости и общей подвижности человека (сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика) не только влияют на восприятие и запоминание, но должны учитываться и в момент воспроизведения факторов и явлений при допросе. С меланхоликом следует быть особенно терпеливым и настойчивым. Быстрая смена настроений у сангвиника позволяет избрать наиболее благоприятный момент для выяснения интересующих вопросов. Склонность к быстрым взрывам у людей с холерическим темпераментом обязывает допрашивающего быть внимательным и предупредительным.

    Немаловажное значение для выбора тех или иных тактических приемов допроса имеют индивидуальные особенности характера несовершеннолетнего (замкнутость, разбросанность, хвастливость, беспринципность, нерешительность, трусливость и др.)16.

   Правильность и четкость воспроизведения отложившейся (восстановленной) в памяти информации во многом зависит от способности допрашиваемого правильно излагать свои мысли, отбирать для этого соответствующие содержанию языковые средства. При необходимости следует уточнить значение употребляемой допрашиваемым лексики, уяснить смысл интонации, мимики, жестикуляции, акцента на отдельных словах и выражениях.

   Перед началом допроса допрашивающий разъясняет допрашиваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему по делу.

   На подготовительной стадии следователь (дознаватель) должен установить с допрашиваемым психологический контакт: расположить к себе несовершеннолетнего, преодолеть его недоверие и отчуждение, вызвать на откровенный разговор. Установлению необходимого «контакта» способствует порой отвлеченная беседа на интересную для несовершеннолетнего тему (о книгах, спорте, любимых занятиях, друзьях). Допрос малолетнего свидетеля дошкольного возраста можно начать с любимой для него игры.

   Не секрет, что подросток всегда пытается найти какой-то образец для подражания, пример, которому он мог бы следовать. Поэтому крайне важно, чтобы несовершеннолетний свидетель или потерпевший в лице следователя (дознавателя) увидел не только специалиста высокой квалификации, но и человека широкой эрудиции, разбирающегося в таких областях человеческой деятельности, которые близки допрашиваемому (например, спорт, музыка). Однако установление общности возможно лишь в том случае, если следователь действительно питает интерес к той или иной проблеме, разбирается в ней, знает ту или иную сторону жизни и т.д. В противном случае желание следователя (дознавателя) установить контакт подобным образом может привести его к прямой лжи и лицемерию, что, несомненно, обнаружит допрашиваемый. Целесообразнее в подобных случаях проявить интерес к той области, о которой говорит несовершеннолетний, и если следователь (дознаватель) не знаком с ней (недостаточно глубоко ее знает), сказать об этом допрашиваемому. Такое поведение следователя (дознавателя), свидетельствуя о вдумчивом отношении его к жизни и занятиям несовершеннолетнего, скорее позволит установить с ним контакт.

   Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободный рассказ и ответы на вопросы.

   Форма свободного изложения показаний предпочтительнее по сравнению с вопросно-ответной формой, так как она в большей степени обеспечивает достоверность показаний. Однако рассчитывать на исчерпывающее, последовательное и логичное изложение несовершеннолетним, а тем более малолетним своих показаний нельзя. Их свободный рассказ обычно весьма отрывочен, непоследователен и сбивчив. Лицу, производящему допрос, приходится помогать допрашиваемому восстанавливать утерянную нить изложения, предостерегая себя при этом от случайных подсказок, чрезмерной настойчивости, внушения и наводящих вопросов. Слишком «гладкое», стройное, похожее на заученный урок изложение показаний должно настораживать. Такие показания, как правило, ложны и даются несовершеннолетним под воздействием заинтересованных лиц. Тогда необходимо выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он обсуждал обстоятельства, о которых был допрошен, не подсказывал ли ему кто-либо ответы на вопросы следователя.

Информация о работе Понятие и сущность допроса несовершеннолетних