Понятие и сущность допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение тактических и психологических особенностей допроса несовершеннолетних.
Задачи работы:
1). исследовать понятие и сущность допроса несовершеннолетних;
2). выявить психологические особенности несовершеннолетних;
3). проанализировать тактические и психологические особенности проведения допроса несовершеннолетних в зависимости от ситуации;
4). рассмотреть порядок фиксации хода и результатов допроса.

Файлы: 1 файл

курсовая по криминалистике.docx

— 71.92 Кб (Скачать)

  Допрашивающему надо внимательно следить за поведением несовершеннолетнего на допросе, чтобы оценить, застенчив он или запуган, обидчив или боязлив, откровенен или скрытен. Иногда несовершеннолетний под влиянием уговоров, запугивания или обмана взрослых, из-за боязни мести, нежелания первым «выдавать» своих соучастников, а иногда и совершенно бесцельно искажает реальные факты и события либо вовсе отказывается давать показания. В таких случаях необходимо терпеливо и доходчиво разъяснить ему опасность совершенного преступления и значение установления истины по делу.

   Важную роль в получении от несовершеннолетнего полных и правдивых показаний имеет стадия ответов на вопросы. Содержание и направленность вопросов здесь зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.

   Несовершеннолетнему, который дал правдивые, хотя и неполные показания, следователь задает уточняющие вопросы. При этом они должны быть четкими и доступными для понимания подростка. При постановке детализирующих вопросов нужно учитывать, что несовершеннолетние запоминают информацию выборочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях удается не всегда. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата могут привести к тому, что недостающие детали окажутся вымышленными.

    Задаваемые вопросы должны относиться к делу, формулироваться конкретно, понятно, грамотно, по форме и стилю должны соответствовать уровню развития и знаний допрашиваемого. Они не должны содержать в его адрес угроз и оскорблений, должны находиться в логической связи между собой, каждый последующий вопрос должен вытекать из предыдущего. Вопросы, задаваемые несовершеннолетнему, должны быть простыми, понятными, краткими и конкретными. Если допрашиваемый недостаточно хорошо уяснил содержание вопроса, следует изменить его формулировку, упростить или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов.

   Лицо, производящее допрос, также должно хорошо знать приемы разоблачения ложных показаний. Мотивами заведомо ложных показаний несовершеннолетних могут быть:

- личная заинтересованность, корысть, зависть;

- ложно понятое чувство  дружбы и товарищества (по некоторым  данным - 28,8%);

- родственные отношения  (до 38%);

- хорошие взаимоотношения  с обвиняемым или потерпевшим;

опасение обнаружить свои неблаговидные поступки Михайлов Ю.М. Допрос и очная ставка // Криминалистика / Под ред. Е.П. Ищенко. - М., 2000. - С. 102..

    Нередко побудительной причиной дачи таких показаний является подстрекательство лиц, заинтересованных в исходе дела.

    Для разоблачения ложности показаний обвиняемого могут быть использованы следующие тактические приемы: 1) детализация показаний; 2) повторные допросы об одних и тех же фактах; 3) использование противоречий в показаниях, 4) использование доказательств, а также данных, полученных оперативно-розыскным путем.

   Несовершеннолетний, дающий ложные показания, обычно схематично излагает обстоятельства события. Это объясняется не только сложностью заполнения пробелов вымышленными деталями, но и сознанием, что детальные показания легче проверить. Поэтому несовершеннолетний иногда разоблачает себя тем, что оказывается не в состоянии детализировать свои ложные показания. Если он все же заполняет свои показания вымышленными деталями, повторные допросы его об одних и тех же фактах позволяют выявить неизбежные в таких случаях несоответствия одних показаний другим и разоблачить их ложность…17

   В обширной литературе по юридической психологии, криминалистике описано достаточно большое количество разнообразных методических приемов, используемых при разоблачении лжесвидетелей, в том числе несовершеннолетних.18 Следует подчеркнуть, что применяемые при этом тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения.

   Для проверки версии о самооговоре необходимо при допросах выяснить особенности поведения подростка до совершения правонарушения, что поможет установить, мог ли он по своему характеру, склонностям совершить действия, о которых идет речь.

   Необходимо также установить, в состоянии ли был несовершеннолетний правильно воспринимать обстоятельства, о которых дает показания, выяснить его отношение к обвиняемому и потерпевшему, а также наличие факторов, могущих толкнуть его на путь лжесвидетельства, или, наоборот, подтверждающих его добросовестность и правдивость. Поэтому несовершеннолетний обязан ответить на вопросы, характеризующие его отношение к обвиняемому и потерпевшему, равно как ответить на другие вопросы, имеющие целью выяснить качество его показаний.

    При допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), впервые совершившего преступление, эффективно применение такого тактического приема, как опора на положительные свойства его личности. Практике известно немало случаев, когда следователи, умело используя решительность, честность, стремление быть первым и другие хорошие качества несовершеннолетних правонарушителей, получали от них полные и правдивые показания. Акцент же на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что он замыкается и вообще отказывается давать показания.

   Весь допрос следует вести в спокойной, уверенной манере, избегать грубых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допрашиваемого.

   Оценивать и комментировать вслух ответы допрашиваемого, без надобности перебивать его, неуместно шутить в ходе следственного действия также нельзя.

    У некоторых детей и в школьные годы сохраняются выраженные дефекты произношения, которых они начинают стыдиться примерно с 5 - 6 лет. Такие дети, как правило, быстро замыкаются, стараются прекратить разговор, если обнаруживают, что их недостаток замечен окружающими. Во время допроса не рекомендуется поправлять произношение несовершеннолетнего, переспрашивать его без крайней необходимости.

    В общении с заикающимися детьми следователь должен избегать распространенной ошибки, состоящей в том, что слушатель договаривает слово, которое не может выговорить заикающийся ребенок. Это не помогает, а напротив, мешает допрашиваемому, подчеркивает его дефект, создает барьер в общении Полищук Д.А., Парфентьев А.В. Психологические особенности общения при допросе // Прокурорская и следственная практика. - 2002. - №1-2. - С. 30..

    При допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших особенно) вопросы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередовать с нейтральными либо вопросами, вызывающими у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и внимание по отношению к допрашиваемому. Об этом следует помнить прежде всего при допросе детей, подвергшихся различного рода сексуальным посягательствам или наблюдавшим противоправные, насильственного характера действия своих родителей.19

    Итак, допрос несовершеннолетнего -- активное со стороны дознавателя, следователя, суда действие. Лицо, производящее допрос, -- не регистратор сообщаемых ему сведений. Выслушивая допрашиваемого, оно критически оценивает их и применяет тактические приемы, направленные на получение от несовершеннолетнего достоверных показаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Фиксация хода  и результатов допроса

    Основным средством фиксации показаний допрашиваемого является протокол допроса, составляемый в соответствии со ст.ст. 166, 167 и 190 УПК РФ. Следует отметить, что результаты даже самого успешного допроса не могут быть в дальнейшем использованы, если они не запротоколированы в установленном законом порядке. Любое следственное действие завершается составлением протокола. Нет протокола - нет и следственного действия, а значит, и доказательств. Именно в протоколе фиксируются показания допрашиваемого, даже если допрос стенографируется, записывается на магнитную ленту. Протокол является универсальным и наиболее надежным пока что средством фиксации фактических данных.

    Протокол допроса составляется обычно по окончании устной беседы с несовершеннолетним. Если следователь, дознаватель в самом начале допроса приступает к протоколированию, это отвлекает и настораживает допрашиваемого. Поэтому рекомендуется вначале проводить допрос в устной форме, делая отдельные пометки на листке бумаги, а уже после того, как несовершеннолетний дал показания, перейти к составлению протокола.

   Запись показаний в протоколе производится в первом лице и по возможности дословно. Желательно, чтобы протокольная запись показаний сохранила речевые особенности несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон.20

    В протоколе максимально полно должен быть отражен весь процесс допроса. Показания записываются в той последовательности, как их излагает допрашиваемый в свободном рассказе, а затем в ответах на поставленные вопросы. При этом фиксируются не только ответы, но и формулировки заданных ему вопросов. Правдивые показания допрашиваемый может дать не только тогда, когда он этого сам желает, но и под влиянием предъявленных ему доказательств. Ложные показания иногда даются на поставленные допрашивающим наводящие вопросы. Выявлено это может быть при объективном отражении в протоколе всего хода допроса, в том числе заданных вопросов.21

   Следователь, дознаватель может, уведомив допрашиваемого, применить звукозапись (ч. 4 ст. 190 УПК РФ). По сравнению с протоколированием она точнее и полнее воспроизводит не только смысловое содержание показаний, но и особенности интонации, акцента и семантики слов. Анализ записанного на аудионоситель допроса дает возможность более объективно оценить отдельные детали показаний, допускаемые допрашиваемым противоречия.

   Проанализировав практику, можно сказать, что звукозапись целесообразно применять как в процессуальных, так и в организационно-тактических целях.

   Свойство звукозаписи передавать не только содержание показаний, но также индивидуальные речевые особенности допрашиваемого используется в тактических целях. Допрашиваемые строже относятся к собственному поведению, следят за своей речью. Гораздо реже, чем в случаях фиксации их показаний только в письменном протоколе, они изменяют свои показания в судебном заседании. Это объясняется тем, что допрашиваемым трудно противоречить собственным звучащим показаниям.

    Решая вопрос об использовании при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших аудио- и видеозаписи, следователь руководствуется не только правовыми, но и нравственными нормами. Указанный способ фиксации, достаточно полно и точно отражая речевые особенности допрашиваемых, позволяет к тому же на любом этапе расследования проверить правильность тактики получения показаний и, в частности, выяснить, не задавались ли несовершеннолетнему наводящие вопросы. Кроме того, наличие фоновидеограммы часто исключает необходимость последующих допросов и очных ставок, которые оказывают сильное травмирующее воздействие на психику не достигших 18 лет (особенно малолетних).

    Из сказанного, однако, не следует, что звукозапись имеет какие-то процессуальные преимущества перед обычным письменным способом фиксации показаний. Не правы те, что считает, что, например, признание обвиняемого, записанное на соответствующий носитель, может иметь большую доказательственную силу, чем то же признание, зафиксированное обычным способом. Здесь, как и во всех других случаях, значение доказательства определяется, в первую очередь, его соответствием объективной действительности, а не способом закрепления.

   Koгда в процессе производства следственного действия применялись киносъемка, звуко- и видеозапись либо составлялись чертежи, рисунки, диаграммы, планы и схемы, в протоколе обязательно нужно отражать, какие именно технические средства применялись, условия и порядок их использования, а также полученные результаты. Кроме того, в протоколе должно быть отмечено, что перед применением технических средств об этом был уведомлен допрашиваемый и все иные лица, участвующие в производстве допроса. Результаты применения названных технических средств - киноленты, фонограммы допроса, кассета либо диск видеозаписи, чертежи, рисунки, диаграммы, планы и схемы прилагаются к протоколу допроса.

    По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому несовершеннолетнему для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

    В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.

   Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола. Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его подписания лицами, участвовавшими в допросе, удостоверяется в порядке, установленном ст. 167 УПК РФ.

    По окончании допроса с протоколом вправе знакомиться защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Он может сделать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ). Таким же правом обладает педагог или психолог, участвующий в допросе несовершеннолетнего, причем это право следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 5 ст. 425 УПК РФ).

    Указанными правами защитник, а также педагог или психолог обладают и в суде при допросе несовершеннолетнего подсудимого (ч. 6 ст. 425 УПК РФ). Отметим, что в судебном следствии до начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись (ч. 2 ст. 280 УПК РФ).

    Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе знакомиться с протоколом допроса, в котором они принимали участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (п. 4 ч. 2 ст. 426 УПК РФ).

    Итак, в соответствии со ст. 190 УПК РФ ход и результаты допроса несовершеннолетнего отражаются в протоколе допроса, составленном с учетом общих правил составления протокола следственного действия, предусмотренных ст. 166 и 167 УПК. При этом учитываются особенности допроса как следственного действия.

Информация о работе Понятие и сущность допроса несовершеннолетних