Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:10, дипломная работа
В последние годы получили распространение многие виды экспертиз: бухгалтерская, экологическая, искусствоведческая, компьютерная и другие, что свидетельствует о неуклонном расширении возможностей использования достижений науки и техники для целей правосудия. Таким образом, применение результатов независимых судебных экспертиз позволит более качественно решать задачи стоящие перед уголовным судопроизводством.
В
соответствии с ч. 1 ст. 195 УПК РФ, в
постановлении о назначении судебной
экспертизы или соответствующем
ходатайстве перед судом
Следует также заметить, что для разрешения возникших проблем установления истины по делу в процессе судебного разбирательства или судебного следствия (сомнения в беспристрастности и т.п. с учетом имеющихся доказательств, мнений специалистов и проч.) не всегда обязательно поручение экспертного исследования именно негосударственным экспертам. В ряде случаев бывает достаточным поручить экспертизу другому государственному судебно-экспертному учреждению (другой ведомственной принадлежности либо той же принадлежности, но находящемуся в другом регионе). Такая практика, к примеру, получила широкое распространение при назначении экспертиз по «врачебным» делам.
Результаты альтернативной экспертизы оцениваются судом по всем правилам; такая экспертиза становится по своей сути конкурирующей первичной экспертизе до тех пор, пока одно из заключений не будет признано судом наиболее полным, научно обоснованным и положено в совокупности с другими доказательствами в основу судебного решения или приговора.
В связи с изложенным, во избежание возможных споров и противоречий в правоприменительной практике, необходимо дефиницию «независимая» экспертиза заменить на термин «альтернативная» экспертиза.
Часть
2 ст. 195 Уголовно-процессуального
Создание
организационно-правовых основ состязательности
государственных и
1.
Рецепция российским
2.
Принятие единого Закона РФ "О
судебной экспертизе в
3. Формирование отраслевой (ведомственной) подзаконной нормативной базы, регулирующей вопросы лицензирования негосударственной экспертной деятельности.
4.
Создание в Российской
5.
Внесение соответствующих
2.2 Порядок
назначения и основные
Порядок назначения следователем независимой экспертизы ни чем не будет отличаться от назначения обычных экспертиз.
Если необходимость назначения независимой экспертизы возникает у субъектов уголовного судопроизводства, не наделенных властными полномочиями, то изложенный в УПК РФ порядок для этого неприменим (поскольку ни защитник, ни потерпевший не могут выносить обязательные для исполнения постановления и определения). Порядок назначения такой экспертизы изложен в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
В
соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 6 данного
Закона адвокат вправе привлекать на
договорной основе специалистов для
разъяснения вопросов, связанных
с оказанием юридической
В отношении других участников уголовного процесса (таких, как подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и т.д.) аналогичной нормы ни в УПК РФ, ни в ином нормативно-правовом акте не содержится. Однако (если они являются субъектами гражданско-правовых отношений) ничто не мешает им заключить соответствующий договор и привлечь компетентное лицо в качестве специалиста для дачи заключения.
Определенной сложностью для производства несудебных экспертиз является отсутствие аттестации частнопрактикующих экспертов в целях получения лицензии для последующего производства несудебных экспертиз по уголовным делам.
Качество проведенного исследования способно ограничить экспертизу от обычной справочной деятельности, консультации и т.п. Независимая экспертиза не может опираться на простое механическое использование специальных знаний. Эти знания и квалификация сведущего лица должны подтверждаться соответствующими лицензиями на занятие определенным видом деятельности, сертификатами, дипломами об образовании.
Процесс производства независимой экспертизы должен базироваться также на соответствующей нормативной базе и технических нормах (стандартах, методических рекомендациях, приказах, нормативах).
Зачастую в качестве независимых проводятся редкие нетрадиционные виды экспертиз, основанные на апробированных методиках, но не имеющие широкого применения на практике. В частности экспертизы, связанные с архитектурным проектированием.
Соблюдение правовых предписаний и прикладных требований является гарантией эффективности несудебной экспертизы в установлении обстоятельств, интересующих лицо, являющееся инициатором этой экспертизы.
Здесь необходимо разобрать такой сложный вопрос, как аттестация независимых экспертов.
Для разрешения этого вопроса необходимо проанализировать не только положения УПК РФ, но и Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Эксперт
- это лицо, обладающее специальными
знаниями и назначенное в порядке,
установленном УПК для
- имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что оно лично, прямо или косвенно, заинтересовано в исходе уголовного дела (ст. 61 УПК РФ);
-
оно находилось или находится
в служебной или иной
-
обнаружится его
Таким образом, экспертом может быть любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями и не заинтересованное в исходе уголовного дела, т.е. он должен удовлетворять двум требованиям: незаинтересованность и компетентность.
Незаинтересованность означает отсутствие как общих (ст. 61 УПК РФ), так и специальных (ч. 2 ст. 70 УПК РФ) оснований для отвода специалиста. А компетентность - это наличие у него необходимой компетенции. Слово «компетенция» (в свою очередь) имеет два значения - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, и круг чьих-либо полномочий, прав14.
Никаких иных требований к эксперту УПК РФ не предъявляет (в том числе наличия у него лицензии). Кроме того, согласно ст. 17 вышеуказанного Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ деятельность специалистов в уголовном судопроизводстве (дача ими заключений) не относится к лицензируемым видам деятельности15. Поэтому отклонение дознавателями, следователями и судьями заключений независимых экспертов по той причине, что эксперт не обладает лицензией для дачи заключения, не основано на действующем законодательстве.
Дополнительные
профессиональные и квалификационные
требования предъявляются только к
экспертам, осуществляющим свою деятельность
в государственных судебно-
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование16.
При этом определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
Если же для производства судебной экспертизы назначается иное лицо, не занимающее должности эксперта в государственном судебно-экспертном учреждении, то вполне достаточно того, что оно компетентно и не заинтересовано в исходе уголовного дела. К тому же данное лицо должно иметь свидетельство на право проведения судебных экспертиз.
Гарантиями
высокой квалификации государственных
экспертов выступают
Паритетность и состязательность государственных и негосударственных экспертиз представляет собой неоценимый опыт, накопленный зарубежными государствами. В России авторитетными негосударственными экспертными учреждениями выступают Институт независимых исследований и Бюро независимых экспертиз «Версия». Большинство сотрудников этих учреждений являются квалифицированными экспертами, имеющими свидетельства на право производства экспертиз, выданные МВД и МЮ РФ18.
Реализации принципа состязательности в уголовном судопроизводстве будет способствовать и привлечение для производства экспертизы частнопрактикующих экспертов, имеющих сертификаты, выданные квалификационными комиссиями. При регистрации таких сертификатов частный эксперт вносился бы в государственный реестр. Практика привлечения к участию в деле негосударственных экспертов, имеющих соответствующие сертификаты, расширила бы возможности не только защиты, но и обвинения.
Процедура
проведения экспертизы, вызова эксперта
и поручения ему производства
исследования должна быть идентичной
как для государственных, так
и для негосударственных
2.3 Негосударственные
экспертные учреждения
УПК РФ предусматривает производство судебной экспертизы по уголовным делам, как государственными экспертами, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями. Экспертиза может быть поручена как конкретному эксперту, или экспертам, так и судебно-экспертному учреждению.
Заметим, что в УПК говорится об экспертном учреждении вообще, что подразумевает возможность проведения судебных экспертиз не только государственными, но и негосударственными экспертными учреждениями. При этом поручение и производство судебной экспертизы юридическому лицу, не имеющему статуса экспертного учреждения, законодателем не предусмотрено, а потому недопустимо.