Мотивы насильственных преступлений совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:56, статья

Краткое описание

В последнее время наибольший общественный резонанс вызывают насильственные преступления, совершенные в семье в отношении несовершеннолетних. Как показывают различные исследования, каждый день из-за жестокого обращения с детьми или отсутствия должной заботы погибают три ребенка. Более половины всех случаев нанесения детям телесных повреждений связано с причинением физического насилия детям со стороны их родителей. Около 50% случаев, повлекших серьезные телесные повреждения или смерть, приходится на детей в возрасте до 3-х лет

Файлы: 1 файл

МОТИВЫ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

    Примером  может служить дело N 1-2/2007, рассмотренное  Мировым судом Советского округа г. Липецка. Гражданин К. не имеет  никаких перспектив в жизни, не работает, систематически употребляет алкогольные напитки, постоянно устраивает скандалы жене и двум несовершеннолетним детям, избивает их беспричинно. Так, находясь в состоянии алкогольного опьянения, К. в 2 часа ночи громко включал музыку, мешая всем спать. Когда его несовершеннолетняя дочь сделала громкость меньше, Г. с силой ударил ее костылем по руке, причинив физическую боль. Затем Г. последовал за дочерью в спальню и стал кричать на нее и обзывать нецензурными словами. Дочь промолчала, тогда Г. схватил табурет и ударил ее несколько раз по голове и руке, которой она пыталась прикрыться. В результате действий Г. несовершеннолетней С. были причинены множественные ушибы головы и ушиб левого лучезапястного сустава с наличием припухлости, не расценивающиеся как вред здоровью. Утром Г. вошел в комнату, где находился его несовершеннолетний сын И., и стал в его адрес нецензурно выражаться. Г. умышленно ударил своим кулаком по кисти правой руки сына, причинив вред его здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья на срок более 21 суток в виде закрытого перелома средней трети 5-пястной кости со смещением отломков [17].

    Во-вторых, "замещение" может быть выражено в растекании поведения, когда насильственные преступления направлены не только против лиц, которые являются источником недовольства, но и против близко связанных с ним людей. Нередко в этом отражается скрытый супружеский конфликт, не выражаемое обоими взрослыми недовольство друг другом, неудовлетворенность браком вообще. В полной мере подобные чувства проявляются в отношениях с похожим на нелюбимого супруга ребенком, который вызывает разочарование и раздражение, а потому становится объектом для выплескивания наружу самых негативных чувств и проявления агрессии. Например, поссорившись с женой, виновный переносит свои враждебные чувства на ни в чем неповинного ребенка и избивает его. Обычно связь у матери с ребенком более близкая, чем у отца, поэтому, желая отомстить женщине и причинить ей страдания, мужчина причиняет боль ее ребенку.

    При растекании насильственного поведения  преступник может проявлять различные  чувства к лицу, являющемуся истинным источником его агрессии: ревность, месть, зависть, злобу, гнев, ненависть и др. Общим для этих преступлений является желание виновного опосредованно причинить вред лицу, которое провоцирует эти чувства, применяя насилие к несовершеннолетнему, который с ним ассоциируется.

    Так, гражданин С. в состоянии алкогольного опьянения неоднократно избивал и угрожал убийством своему 5-летнему сыну. Свои действия он объяснял злостью, возникшей в результате подозрений в том, что жена ему изменяет [18].

    Впервые о психологической природе мотива самоутверждения заговорил австрийский  ученый А. Адлер, ученик и последователь  З. Фрейда. Стремясь раскрыть и объяснить  истоки зарождения преступных действий, А. Адлер на первое место поставил комплекс превосходства. Краеугольным камнем его теории является учение о комплексе неполноценности, которое он сам впервые ввел в научный оборот и подробно описал его. Комплекс неполноценности - это особая форма мироощущения и поведения отдельных индивидов - результат преувеличенного чувства неполноценности [19].

    Для личности, страдающей от ощущения своей  неполноценности, характерно то, что  на начальных этапах своей жизни  эта личность плохо адаптируется, социально не приспособлена, не уверена в себе и в своих действиях, склонна винить в своих неудачах других.

    Парадоксальность  этого феномена заключается в  том, что "комплекс неполноценности  переходит в комплекс превосходства..." [19]. Резкое, почти противоестественное превращение одного комплекса поведения в другой особенно характерно для людей с преступными наклонностями.

    Чувство протеста, стремление избавиться от своей  неполноценности, от своего зависимого положения от окружающих: родителей, начальства, супругов и т.п. - все это толкает на асоциальные поступки и преступления. Механизм превращения таков, что социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением стать сильным, превосходить других, любой ценой самоутвердиться. Инстинкт превосходства, стремление возвыситься над другими становится определяющей внутренней силой индивида, главным источником его поведенческой мотивации. Комплекс превосходства А. Адлер трактовал как своеобразную компенсацию чувства неполноценности, и чем глубже было ощущение неполноценности в прошлом, тем сильнее протест, озлобленность против людей и всего общества.

    Причем, по мнению психологов, виновный обычно никогда не говорит, что хочет  нанести удар другому, причинить  боль, обидеть, навязать свой образ жизни и т.д. На самом же деле именно эти намерения бывают нередко главной целью. Важен не сам предмет конфликта, а именно доведение жертвы до определенного состояния, нанесение ей ущерба. Конфликт, приводящий к насилию, можно назвать, используя термин американского конфликтолога Л. Козера, "нереалистичным". Он возникает из агрессивных импульсов, ищущих выражение вне зависимости от объекта. Лицо, патологически стремящееся самоутвердиться, всегда готово к применению насилия, для этого не требуются какие-то особые и тем более экстремальные ситуации. Насилие с его стороны может стать явным и открытым в любой момент, оно непредсказуемо, так как выступает способом решения той или иной жизненно важной для насильника задачи, средством достижения его эгоистической цели. Такой человек перестает дожидаться подходящих случаев. Стремление добиваться своего любой ценой заставляет его постоянно искать и создавать для себя нужные ситуации и условия, чтобы выплеснуться наружу.

    Иногда  желание самоутвердиться приобретает совсем уродливые формы, такие как садизм, когда насилие применяется с единственной целью причинить как можно больше страданий жертве. Совершение насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью по отношению к детям, Эрих Фромм определил как одно из проявлений несексуального садизма.

    По  полученным М.В. Данилевской данным, самые жестокие убийства родители совершают  в отношении своих 5 - 6-летних детей [20, с. 71]. Объяснение тому находим у Э. Фромма: "В наиболее интенсивной форме садизм проявляется тогда, когда ребенок еще беззащитен, но уже начинает проявлять свою волю и противодействует желанию взрослого полностью подчинить его себе... Сердцевину садизма составляет страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина" [21, с. 247 - 248].

    А. постоянно в течение полутора лет издевался и истязал своего малолетнего пасынка. Бил мальчика обрывком кабеля, солдатским ремнем с металлической пряжкой, веревкой, руками и ногами по голове и телу; прижигал лицо и грудь сигаретами; на половые органы привешивал металлические прищепки; помещал в ванну с холодной водой и капал воду на голову; брал за волосы, поднимал за них ребенка вверх и с силой бросал об пол; морил голодом; заставлял спать на коврике в коридоре или в туалете; туго приковывал за шею цепью к канализационной трубе в туалете на целый день так, что ребенок не мог даже повернуть голову и вынужден был весь день стоять; будил ночью и заставлял делать зарядку; заставлял есть протухшие, испорченные продукты питания; бил пасынка головой о чугунную батарею центрального отопления; надолго запирал в ящик под раковиной; чтобы соседи не слышали плач мальчика, заталкивал ему в рот половую тряпку, причиняя при этом разрывы рта и лишая возможности дышать... В результате действий А. все части тела малолетнего пасынка были зверски изуродованы, неизгладимо обезображено лицо: порваны уши и губы, перебит нос, вся поверхность головы покрыта шрамами и шишками. Виновный объяснил свои действия желанием хорошо воспитать мальчика, бил потому, что ребенок "слов не понимал" [18].

    Истинная  же причина совершения таких поражающих своей жестокостью преступлений в отношении несовершеннолетних членов семьи заключается в стремлении самоутвердиться за счет установления безраздельной власти над ребенком. В монографии "Психология преступника и расследование преступлений" авторы пишут: "В сам момент применения насилия, терзая, пытая, уничтожая другого, причиняя ему страшные страдания, преступник ощущает всю полноту своей власти. Быть может, именно в этот момент, без остатка порабощая свою жертву, он живет наиболее полной жизнью" [22, с. 169]. Эту очень важную сторону насилия и власти точно выразил Дж. Оруэлл: "Цель репрессий - репрессии. Цель пытки - пытка. Цель власти - власть... Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать. В том, чтобы разорвать сознание людей на куски и составить снова в таком виде, в каком вам угодно" [23, с. 108 - 109]. Применение насилия, причиняющего особые страдания и мучения жертве, является в этом случае необходимым и обязательным для преступника, представляет для него самоценность, так как агрессия и жестокость входят в мировоззренческое ядро личности. Совершению преступления такими лицами обязательно предшествует серия жестоких поступков, действий, мыслей. Причем очень часто это начинает проявляться в детстве, особенно в пубертатный период. Характерно, что преступники указанной категории мучили в детстве животных, будучи подростками, издевались над слабыми сверстниками, в армии были активными участниками "дедовщины", для женщин характерно полное отсутствие материнских чувств [20, с. 49].

    Корысть как мотив совершения преступления означает, что в основе побудительных  причин общественно опасного деяния лежит стремление получить какую-либо материальную выгоду, пользу [7, с. 45]. Мотив, продиктованный желанием выселить несовершеннолетнего потерпевшего и его родителей с общей жилплощади, представлен в этой группе, так как в своей основе выражает стремление виновного владеть в полном объеме, безраздельно пользоваться и распоряжаться определенными материальными благами (жилплощадью), несмотря на то, что и другие члены семьи также имеют определенные права на него.

    Примером  насильственного преступления, совершенного в семье в отношении несовершеннолетнего по корыстным мотивам, может служить уголовное дело, рассмотренное Коминтерновским районным судом г. Воронежа, по обвинению Г. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 116, 119 УК РФ. Осужденный Г., находясь в нетрезвом состоянии, пришел в квартиру своей бывшей жены и устроил ссору, требуя забрать исполнительный лист о взыскании с него алиментов на содержание несовершеннолетней дочери. Г. оскорблял бывшую супругу нецензурной бранью, высказывал угрозы убийством, сдавливал шею, наносил удары по голове. Потом он схватил свою малолетнюю дочь на руки и, продолжая требовать от бывшей жены, чтобы она забрала исполнительный лист, поднял девочку за ноги над лестничным пролетом, угрожая сбросить с 8-го этажа вниз, если бывшая жена не согласиться с его требованиями: "Угроблю, платить не на кого будет!" На шум вышли соседи и потребовали прекратить преступные действия, тогда Г. отпустил ребенка, ударив при этом ее 3 раза по голове и причинив тем самым физическую боль [24].

    В тех случаях, когда насилие применяется для того, чтобы добиться от несовершеннолетнего желаемого преступником поведения, родители стремятся воспитать, дисциплинировать ребенка, исправить какие-то нежелательные, с их точки зрения, черты характера или индивидуальные особенности несовершеннолетнего. При этом могут не учитываться его реальные возможности и желания. Родительские отношения характеризуются безаппеляционностью, чрезмерной требовательностью, строгостью, угрозами и принуждением, что у детей вызывает чувство страха и незащищенности. Насилие является инструментом воздействия на несовершеннолетнего и продиктовано желанием принудить его к совершению определенных действий или отказаться от совершения нежелательных для преступника действий.

    Наиболее  часто такая ситуация встречается в семьях с авторитарным стилем воспитания, которому, как подчеркивает А.С. Макаренко, в наибольшей степени характерна жестокость [25]. Исследователь Н.В. Тарабарина в результате изучения случаев жестокого обращения с детьми также пришла к выводу, что наиболее часто подвергаются насилию в семье дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения [26].

    Причем  существующий в обществе стереотип, основанный на базовой норме "Хороших  детей не бьют, если они покорны", по мнению известного психолога Т. Харриса, способствует "легализации" насилия  в отношении детей и терпимому  отношению общества к насилию в семье в отношении несовершеннолетних.

    Так, в результате опроса было установлено, что большинство отцов и матерей, независимо от особенностей их собственного личностного поведения, предпочитают видеть в поведении идеального ребенка  подчинительные формы, причем в поведении девочек, по их мнению, это должно преобладать в большей степени, чем у мальчиков [27].

    По  мнению ученых, в том числе и  психолога Л.С. Алексеевой, в развитии ребенка есть периоды, наиболее часто провоцирующие насилие со стороны родителей. Такие периоды приходятся на дошкольный и подростковый возраст, когда адаптационные способности детей снижаются, они могут требовать больше внимания, становятся более капризными, беспомощными, неуравновешенными, что вызывает у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие, агрессию и провоцирует насилие [28].

    При этом требования, предъявляемые к ребенку, могут быть как не соответствующими возрасту и способностям потерпевшего, так и вполне справедливыми.

    К примеру, между виновной Б. и ее несовершеннолетней дочерью С. произошел конфликт из-за того, что дочь не ночевала дома, пропускала школьные занятия. Б. требовала изменения поведения дочери. В ходе ссоры Б. схватила деревянную рейсшину и стала наносить ей удары по телу и лицу С. В результате действий Б. ее 15-летней дочери были причинены телесные повреждения в виде перелома костей носа, повлекшие легкий вред здоровью с кратковременным расстройством здоровья [29].

    В подобных случаях нередко возникают  сложности определения того, является ли плохое поведение несовершеннолетнего результатом насилия или способствующим ему фактором. По данным национального исследования США, проведенного в 1988 г., почти 25% детей, к которым родители применяли насилие, имели трудности поведения в течение года до этого. Однако этот факт может свидетельствовать о педагогической беспомощности родителей, а может являться симптомом плохого родительского обращения [30, с. 162 - 163].

Информация о работе Мотивы насильственных преступлений совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних