Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение криминологической характеристики и профилактику преступлений против собственности с учетом зарубежного и отечественного опыта.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить современное состояние преступлений против собственности
- охарактеризовать причины и условия, способствующие совершению преступлений против собственности;
- раскрыть особенности личности преступника;
- определить мероприятия по профилактике преступлений против собственности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
1.Современное состояние и тенденции преступлений против собственности……………………………………………………….4
2.Криминологическая характеристика личности корыстных преступников………………………………………………………..9
3.Причины и условия преступлений против собственности…….11
4.Предупреждение преступлений против собственности………..17
Заключение………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………26
Задача…………………………………………………27

Файлы: 1 файл

контр.раб.по криминологии.docx

— 59.13 Кб (Скачать)

Происходит усиление криминального  профессионализма преступников, объединение  их под прикрытием различных легальных  структур, повышение технической  оснащенности организованных преступных групп, более активное "самовоспроизводство  преступности", рост числа рецидивистов, возрастание влияния корпоративной  морали и распространение криминальных стереотипов поведения. При этом бытующие циничные выражения типа: "Воруют все", "Все мы преступники, только одни попались, а другие нет" - признаются достаточными для самооправдания преступного поведения.2

Продолжает оставаться высоким  порог терпимости населения к  преступным проявлениям.

 

 

 

_______________________________________________________________________________________________________

            2 Кузнецов Н.Ф., Лунеев В.В. Учебник Криминология, Москва 2005г. С 172.

 

     Это обусловлено, с одной стороны, превращением преступника в общественном сознании в удачливого, богатого, достойного подражания человека, с другой - привыканием к повсеместно наблюдаемым правонарушениям и неверием в способность правоохранительной системы навести порядок, надежно защитить население от преступных посягательств.

Моральным критериям поведения  человека в обществе государство  в настоящее время не уделяет  должного внимания, в значительной мере переложив обязанность развивать  и внедрять в сознание людей заповеди типа "Не убий", "Не укради" и  др. на религиозные конфессии. Однако едва ли можно считать, что церковь  и ее догматы стали внутренней потребностью общества, несмотря на то, что влияние ее сильно распространилось, особенно в местах лишения свободы. К сожалению, этого мало. Должны "работать" такие заложенные в Конституции (но для большинства граждан оставшиеся нереализованными) положения, как право  свободы выбора рода деятельности и  профессии, право на образование, социальное обеспечение, на возмещение материального  ущерба, причиненного преступлением, и  т.п.

На сложившуюся ситуацию существенно влияет недостаточный  потенциал правоохранительных органов, осуществляющих предупреждение, выявление, регистрацию, раскрытие, расследование  преступлений против собственности. Ограниченность ресурсного обеспечения правоохранительной системы значительно снижает  ее функциональные возможности.

На развитие криминальной ситуации негативно влияют также  недостатки системы социального  контроля над преступностью, которая  в период осуществления реформ существенно  ослабла, в результате чего значительная часть криминальной сферы вышла  из-под влияния государства и  общества. В настоящее время предпринимаются  определенные шаги к восстановлению разрушенных звеньев системы  социального контроля, исходя из новых  реалий. Однако этому мешает ряд  объективных и субъективных трудностей.

Так, одним из трудно преодолимых  препятствий для образования  новой системы социального контроля следует считать падение престижа правоохранительной деятельности, утрату уважения к правоохранительным органам  значительной частью населения. Многие убеждены, что правоохранительные органы не эффективно выполняют функцию обеспечения безопасности и защиты прав граждан, а порою сами выступают в роли их нарушителя.

В то же время значительно  усилился тотальный контроль над  преступностью со стороны самой  криминальной среды. Неправые методы ею применяются в целях своей  защиты от криминальной активности конкурентов, для решения имущественных проблем  и конфликтов (при невозврате долгов, кредитов и т.п.). Таким образом, происходит подмена и вытеснение государственного контроля контролем криминальных структур.

 

   Определенный негативный вклад в увеличение количества совершенных преступлений в ПМР внесла и проведенная в 2010 году амнистия. Из более 500 граждан, в отношении которых был применен акт амнистии, 57 лиц уже вновь совершили преступления.

  Из них: 9 краж, 2 грабежа, 2 изнасилования, 4 преступления связанных с незаконным оборотом наркотиков и 1 умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и другие.

  Не ставя под сомнение необходимость проведения таких актов государственного гуманизма, как амнистия, необходимо все же отметить, что при принятии решения о ее применении к конкретным лицам, следует проявлять большую принципиальность.

  Так, например, в феврале 2011 года амнистия была применена к осужденному в мае 2006 года Верховным судом ПМР к 15 годам лишения свободы строгого режима гражданину Выходец Виталию Петровичу (являющемуся лидером ОПГ, который совершил целый ряд особо тяжких преступлений таких как: убийство, покушения на убийство, разбойные нападения, изнасилование, бандитизм, хищение огнестрельного оружия, хулиганства).

Вызывает большое сомнение что указанное лицо встало на путь исправления и применение к нему акта амнистии является обоснованным.2

Каширский С.В., участвовавший  в исследовании причин и условий  совершения краж в России отмечал, что  в 2005 году в Российской Федерации  было зарегистрировано 3554, 7 тыс. преступлений.                                                         Из них:                                                                                                                                                    -кражи - 1 573, 0 тыс. (+23, 2%);                                                                                               -грабежи - 344, 4 тыс. (+37, 0%);                                                                                                     -разбои - 63, 7 тыс. (+14, 8%).                                                                                   Каждое тринадцатое (7, 4%) зарегистрированное преступление - квартирная кража.

Такая тенденция вызвана  резкими изменениями в социальной, экономической сфере, а также  существенным снижением материального  благосостояния граждан, обусловленным  ростом безработицы, а также пьянства, наркомании.


2 Доклад Министра внутренних дел на Коллегии МВД ПМР 17 февраля 2011 г.

  Исходя из приведенной статистики, особое беспокойство у общества вызывают квартирные кражи.                                                                                     Анализ уголовных дел по кражам, совершенным с незаконным проникновением в жилище, выявил следующую картину:

-70, 6 % квартирных краж  совершено из многоквартирных  домов;

-18, 9 % - из домов, относящихся  к частному сектору;

-5, 0 % - из коммунальных  квартир;

-5, 5 % - из иных помещений  (общежитий, домов в удаленных  поселках и т.д.).

Анализ уголовных дел  о квартирных кражах, проведенный  в 2003 году в Сибирском Федеральном  округе РФ Егоровым С.Ф., дал следующие  результаты:

- 83.3 % квартирных краж  совершено из многоквартирных  домов;

- 11, 4 % - из домов, относящихся  к частному сектору;

-5, 3 % - из коммунальных  квартир;

-3, 9 % - из иных помещений.

Из вышеперечисленных  данных видно, что стабильно высоким  остается количество квартирных краж, совершаемых из многоквартирных  домов (отдельной квартиры).

Злоумышленники наиболее часто выбирают для совершения преступлений именно многоквартирные дома, относящиеся  к новостройкам.

Практика показывает, что  в каждом четвертом преступлении жильцы дома видели неизвестных лиц  около подъезда или на лестничных площадках, но не придали этому должного значения.

 

 

 

 

 

   4.Предупреждение преступлений против собственности

Предупреждение преступлений против собственности является одной  из важнейших задач правоохранительных органов, и в первую очередь органов  внутренних дел.

Целью такого предупреждения является минимизация преступлений против собственности, в связи с  чем правоохранительные органы решают следующие задачи.

1. Обеспечение охраны  собственности.

2. Создание на основе  анализа криминогенной обстановки  условий, объективно препятствующих  совершению преступлений против  собственности на определенной  территории или объекте.

3. Реализация оперативно-розыскной  информации о лицах, подготавливающих  преступления против собственности,  для склонения к отказу от  их совершения.

4. Своевременное разобщение  выявленных групп, совершающих  преступления против собственности,  в том числе организованных, с  целью прекращения их преступной  деятельности.

5. Оперативное с использованием  всех имеющихся сил и средств  реагирование на сообщения граждан,  должностных лиц, на иную поступившую  информацию о совершаемых или  совершенных преступлениях против  собственности для задержания  преступников и раскрытия преступлений.

6. Накопление, систематизация  и использование информации о  лицах, совершивших преступления  против собственности, с целью  обеспечения своевременного принятия  к ним предусмотренных законом  мер.

7. Активное привлечение  общественности к работе по  предупреждению преступлений против  собственности.

8. Информирование населения  о средствах и способах правомерной  защиты от преступных посягательств  на собственность.

9. Внесение в соответствующие  государственные органы, общественные  объединения, должностным лицам  представлений об устранении  причин и условий, способствующих  совершению преступлений против  собственности.

Деятельность по предупреждению преступлений против собственности  основывается на криминологической  информации: о состоянии и динамике преступлений против собственности; о  территориях и объектах, где совершается  наибольшее количество таких преступлений; о лицах, совершивших преступления против собственности и склонных к их совершению; об уровне латентности  различных видов преступлений против собственности; о жертвах этих преступлений; о социальных последствиях указанной категории преступлений; о состоянии и мерах предупреждения преступлений против собственности и эффективности их применения; о влиянии на состояние этих преступлений различных социальных, экономических, политических и других процессов. При этом необходимо выявлять не только причины и условия, обусловливающие негативные тенденции преступлений против собственности, но и позитивные факторы, которые следует изучать и стимулировать.

Переработанная и проанализированная криминологическая информация служит информационной базой для служб  и подразделений органов внутренних дел, позволяющей сосредоточивать  усилия по предупреждению преступлений на наиболее криминогенных участках и объектах, выбирать эффективные  методы предупреждения преступлений против собственности, изучать и внедрять передовой опыт предупредительной  деятельности, прогнозировать тенденции  преступлений против собственности.

На основе прогнозов планируется  работа по борьбе с преступлениями против собственности и разрабатываются  на федеральном и региональном уровнях  программы борьбы с преступностью, включающие разделы о предупреждении преступлений против собственности. Для  успешного выполнения этих программ осуществляются координация и взаимодействие всех субъектов предупредительной  деятельности.

Координация и взаимодействие правоохранительных органов в деятельности по предупреждению преступлений против собственности осуществляется с  использованием следующих форм: создание постоянно действующих координационных  органов; взаимный обмен информацией; совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, выработка согласованных  действий по предупреждению преступлений против собственности; совместный анализ состояния преступности и участия  в предупреждении преступлений различных  субъектов; подготовка и принятие совместных решений; совместное планирование и  проведение согласованных профилактических мероприятий; иная совместная практическая деятельность с оказанием разнообразной  помощи друг другу; совместное осуществление  контроля и общее подведение итогов предупредительной деятельности.1

Основными субъектами предупреждения преступлений против собственности  являются подразделения милиции  общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел. На федеральном и региональном уровнях  они в основном осуществляют организаторскую  деятельность по предупреждению преступлений против собственности, сосредоточивая главное внимание на обеспечении  повседневного организационно-методического  руководства подведомственными  аппаратами.

Непосредственными исполнителями  задач, связанных с предупреждением  преступлений против собственности, являются соответствующие службы и подразделения городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте.

 

 

 

_____________________________________________________________________________________________________

1 Алексеев А. И. Криминология М.2005г.С 184

  При этом одно из ведущих мест в этой работе отводится участковым уполномоченным милиции, патрульно-постовой службе, вневедомственной охране при органах внутренних дел, уголовному розыску и др.

 

 Формы и методы предупреждения  ими преступлений против собственности  весьма разнообразны.

Участковые уполномоченные милиции, проводя ежемесячно анализ криминальной обстановки на обслуживаемых  участках, докладывают руководству  горрайоргана внутренних дел предложения  о направлении руководителям  организаций информации о выявленных недостатках в их деятельности по обеспечению сохранности собственности, иных материальных ценностей для  принятия конкретных мер по их устранению.

Они периодически проверяют  состояние технической укрепленности  и пожарной безопасности на объектах хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, драгоценных металлов и камней, оружия и боеприпасов, а  также принимают необходимые  меры к устранению выявленных недостатков.

Информация о работе Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности