Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:00, реферат
Деятельность по профилактике преступлений предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение ее требований. Иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.
Введение 3
1. Понятие профилактики преступлений. 4
2. Классификация мер профилактики и их характеристика. 7
3. Обязанности непосредственного предупреждения в пределах их компетенции возлагаются и на правоохранительные органы. 12
4. Участие общественности в профилактической деятельности. 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Реферат
по дисциплине: «Уголовная политика»
на тему: «Профилактика преступлений»
Содержание
Введение
1. Понятие профилактики преступлений.
2. Классификация мер профилактики и их характеристика.
3. Обязанности непосредственного предупреждения в пределах их компетенции возлагаются и на правоохранительные органы.
4. Участие общественности в профилактической деятельности.
Заключение
Список использованной литературы
Деятельность по профилактике преступлений предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение ее требований. Иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется. Поэтому назрела острая необходимость в издании федеральных Основ и законов субъектов федерации о профилактике преступлений. В предмет их регулирования должны быть включены и такие актуальные вопросы, как компетенция федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления в этой сфере и механизм их взаимодействия, участие общественных объединений, коммерческих и иных хозяйствующих организаций, источники ресурсного обеспечения, основания, формы и пределы использования элементов государственного принуждения, уровни, этапы, направления, виды профилактической работы.
В широком смысле слова профилактика – это недопущение преступлений, предохранение членов общества от совершения ими противоправных деяний (представляющих собой преступления). Профилактика – это и деятельность по недопущению нарушений норм уголовного права. В этом смысле в нее входит правоохранительная деятельность. В узком смысле под профилактикой преступлений надо понимать деятельность, во-первых, по выявлению и устранению причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, во-вторых, по определению круга лиц, могущих совершить преступление (в силу их антиобщественной направленности), и проведение с ними необходимой профилактической работы.
Если рассматривать в совокупности эти понятия (в широком смысле слова), то они образуют единое содержание понятия «профилактика преступлений».
В профилактике преступлений можно выделить два вида деятельности: профилактическую и правоохранительную. Профилактика правонарушений – это деятельность по выявлению и устранению причин, их порождающих, иначе говоря – предотвращение возникновения правонарушений. Основной метод профилактики – убеждение, а в правоохранительной деятельности – принуждение.
Таким образом, профилактика правонарушений – это совокупность мер, разрабатываемых и проводимых государственными органами, учреждениями, общественными формированиями, направленная на выявление и устранение причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. В этом плане важное значение имеет классификация мер предупреждения преступности. Она дает возможность все многообразие предупредительных мер свести в определенную систему, разграничить компетенцию различных организаций по предупреждению преступлений, способствует четкому определению границ такой деятельности, формулирует требования, рассчитанные на определенные группы предупредительных мер. Классификация необходима и для того, чтобы систематизировать результаты осуществляемых криминологических исследований и наметить дальнейшие их направления для успешной разработки предупредительных мер[1].
Воспитательная функция профилактики состоит в том, что она широко использует методы убеждения, коррекции поведения людей, приведение их поступков в соответствие с требованиями права и гуманистической морали. Эффективность профилактики составляет существенный атрибут уровня жизни людей в обществе. Чем результативней эта форма социальной деятельности, тем лучше защищены люди от преступных посягательств на основные человеческие ценности. Таким образом, профилактика преступлений – необходимая часть любого истинного гуманистического и правового государства. Отсюда система предупреждения преступлений должна не только эффективно действовать, но и постоянно совершенствоваться. Это совершенствование должно стать органичной частью общего процесса формирования демократического правового государства.
Профилактика преступлений относится к динамичным системам. Для того чтобы достигать своей цели, она должна быть гибкой и постоянно совершенствоваться в зависимости от уровня структуры, динамики и других характеристик преступности. На нее активно воздействуют происходящие в обществе процессы, особенно состояние экономических и политических отношений, рост или снижение конфликтности, степени социальной напряженности, расширение либо свертывание демократизации и т.д. В целом субъекты предупреждения преступлений обязаны действовать в рамках своей компетенции, установленной законом[2]. Характер компетенции (наличие властных или рекомендательных полномочий, их специализация) также может служить основанием для классификации и структур субъектов профилактики преступлений. Их можно различать и по ведомственной принадлежности, профессиональной специализации, территориальным границам деятельности. Имея в виду все сказанное, рассмотрим характеристики субъектов по предложенным выше трем группам.
Классификация мер профилактики преступности по направленности и виду:
1. Основания классификации мер профилактики преступлений;
2. Классификация мер профилактики преступности по направленности и виду;
3. Характеристика социально-экономических мер;
4. Характеристика организационно-управленческих мер;
5. Характеристика идеологических мер;
6. Характеристика социально-психологических мер;
7. Характеристика медицинских и психолого-педагогических мер;
8. Характеристика технических мер;
9. Характеристика правовых мер;
1. Классификация мер профилактики преступлений проводится по следующим основаниям: социальному уровню предупредительной деятельности; объему (массовости охвата); территориальному масштабу; этапу воздействия на объект профилактики; направленности, виду (содержанию) воздействия; субъекту разработки и применения.
2. Классификация мер профилактики преступности по направленности и виду (содержанию) их действия подразделяет меры профилактики всех уровней, масштабов и объемов на:
социально-экономические;
организационно-управленческие;
идеологические;
социально-психологические;
медицинские и психолого-педагогические;
технические;
правовые.
3. Меры социально-экономического характера влияют на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, связанных с падением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и в социальной обстановке.
Сюда относятся:
меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения;
меры оздоровления экономики и стабилизации ситуации в целом;
меры борьбы с безответственностью и бесхозяйственностью, улучшения учета, хранения, уменьшения непроизводительных потерь и своевременного их выявление, контроля сохранности имущества, взыскания ущерба с виновных;
обеспечение платежей налогов и сборов;
подбор кадров и т. п.
4. К организационно-управленческим мерам относятся совершенствование государственного и общественного социального контроля за работой аппаратов управления с тем, чтобы ограничить масштабы недостатков и нарушений, способствующих существованию имущественной, экономической, должностной (служебной) и иной преступности.
Большое значение имеют организационно-управленческие меры в сфере правоохранительной деятельности: ее координация, специализация применительно к отдельным видам преступности, информационное, методическое, кадровое, ресурсное обеспечение профилактических функций и т. д.
5. Под идеологическими мерами понимаются такие меры, которые устраняют или ограничивают криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности: меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям, меры повышения культуры людей.
6. Меры, имеющие социально-психологическое содержание, направлены на формирование в стране, отдельных регионах и местностях, в среде отдельных контингентов и групп населения общественного спокойствия, уверенности в собственной безопасности, готовности к взаимопомощи, взаимоподдержке в трудных жизненных ситуациях, доверия к правоохранительным органам, готовности помогать им. Значительная часть этих мер осуществляется через институты социального воспитания, через образовательные учреждения и средства массовой информации.
7. Медицинские и психолого-педагогические меры профилактики включают:
предупреждение распространения болезней, представляющих опасность для окружающих; лечение и ресоциализация лиц, страдающих этими болезнями;
противодействие распространению форм поведения, связанных с социальной дезадаптированностью и воспроизводством преступности, -бродяжничества, проституции, пьянства, серьезных бытовых конфликтов и т. д.; социальная, психолого-педагогическая, медицинская помощь носителям этих форм поведения.
8. К техническим мерам относятся различные средства и приспособления:
затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей;
фальсификацию банковских операций;
препятствующие проникновению в хранилища, жилища, служебные помещения с целью совершения краж;
противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте, угонам, возникновению пожаров и т. п.
К ним также относятся: различные измерительные приборы, автоматы для фиксирования производственных процессов, определения качества и количества выпускаемых и реализуемых товаров, остановки механизмов при возникновении аварийных ситуаций; средства охранной сигнализации, запирающие устройства; осветительные приборы в общественных местах; устройства быстрого вызова работников милиции. .
9. Правовые меры предупреждения преступности создают правовую базу для разработки и применения мер профилактики всех видов, перечисленных выше. Правовые меры профилактики включают:
совершенствование уголовного, административного, трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства, с тем чтобы обеспечить оптимальные условия для выявления, устранения, ослабления, нейтрализации причин и условий преступлений, общей и индивидуальной превенции, ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений;
введение и совершенствование правовых запретов и ограничений, способствующих предупреждению и пресечению возникновения условий для преступлений;
введение и совершенствование административно-правовых норм, направленных на то, чтобы мерами взысканий за правонарушения пресечь формирование привычек и стереотипов поведения, которые в определенной ситуации могут привести к преступлению;
введение и совершенствование уголовно-правовых норм двойной превенции, направленных на то, чтобы не допустить тяжких и особо тяжких преступлений путем привлечения к ответственности лиц, создавших обстановку для них;
введение и совершенствование норм, поощряющих пресечение действий преступников и самозащиту от них;
поощрение добровольного отказа от доведения преступления до конца;
поощрение полного выявления и раскрытия преступлений;
правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики;
воспитание правосознания с тем, чтобы достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению;