Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:00, реферат
Деятельность по профилактике преступлений предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение ее требований. Иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.
Введение 3
1. Понятие профилактики преступлений. 4
2. Классификация мер профилактики и их характеристика. 7
3. Обязанности непосредственного предупреждения в пределах их компетенции возлагаются и на правоохранительные органы. 12
4. Участие общественности в профилактической деятельности. 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19
воспитание профилактической активности граждан, их готовности помогать борьбе с преступностью;
нормативное закрепление стандартов безопасности от преступлений[3].
Особенно это относится к работникам милиции, которым чаще других приходится сталкиваться с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. Органы милиции обязаны не только пресекать подобное поведение, но и не допускать перерастания его в преступление. Непосредственная профилактика преступлений – первейшая обязанность органов милиции. По степени выполнения указанной обязанности можно судить об эффективности ее работы.
Милиция проводит большую по объему работу, но в целом деятельность этих государственных органов по непосредственному предупреждению преступлений в условиях изменяющихся общественных отношений (как, впрочем, и вообще) нельзя признать удовлетворительной, хотя роль их в этом плане, вероятно, будет оставаться значительной. Но для этого необходимо создать в милиции устойчивые структуры, которые будут заниматься профилактической работой.
Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при выполнении правоохранительных функции
В стране должна действовать разветвленная система государственных органов, в задачу которых входит в пределах их компетенции восстановление нарушенной законности, установление виновных в этом и привлечение их к ответственности. Восстановление законности включает в себя и установление обстоятельств, приведших к правонарушению (и особенно наиболее опасному – преступлению) и принятие мер к их устранению. Таким образом, профилактическая деятельность составляет обязательную органическую часть выполнения правоохранительных функций.
К системе правоохранительных органов, в первую очередь, относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел.
СУД. По уголовным делам суд в соответствии со своими задачами и процедурами, установленными уголовно-процессуальным законом, обязан не только постановить приговор и решить судьбу дела, но и выяснить причины преступления, условия, способствующие его совершению, и принять меры к их устранению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Обстоятельства, приведшие к совершению преступления, выясняются с помощью уголовно-процессуальных средств доказывания, а решение и проведение профилактических мероприятий оформляется путем вынесения частных определений суда.
Исследования недавних лет показали, что суды в значительной части случаев на низком уровне вели специализированную криминологическую профилактику. Она сводилась к направлению большого числа судебных определений, которые констатировали факт совершения преступления и содержали требования устранить его причины при почти полном отсутствии контроля за исполнением своих определений. Конкретный анализ причин преступления в судебных определениях, как правило, не давался, что сами определения превращало в формальные бумаги. Нечасто можно встретить и упоминание о лицах, ответственных за допущенные недостатки (исключая, конечно, осужденных по приговору суда). Все это снижало профилактическую роль суда, как обесценивало и положение закона, обязывающего суды вскрывать причины и условия совершения преступлений. Тревожный симптом имеет место сегодня и в теоретических дискуссиях, где суд представляется лишь как орган правосудия, дело которого – определять наказание. Он многими теоретиками, а следовательно, и практически, выведен из системы правоохранительных органов. Полагаем, что независимость суда – не основание для принижения его профилактической роли. Более того, мы считаем, что в новых условиях суд должен искать новые пути усиления профилактической работы, а не стоять в стороне от столбовой дороги борьбы с преступностью в качестве наблюдателя. Постоянный рост преступности обязывает все ячейки общества повышать свою роль в борьбе с ней. И не формально, а по существу.
Самостоятельным направлением в предупредительной деятельности суда является также профилактическая работа по гражданским делам и при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц и государственных органов. Рассмотрение гражданско-правовых и административных правонарушений, их своевременное пресечение и устранение вызвавших их причин одной из своих задач имеют предотвращение перерастания противоправных деяний в наиболее опасную их форму – преступления. Профилактическое значение этой сферы деятельности суда особенно значимо для предупреждения преступлений в экономике, социальных отношениях, охране окружающей среды, против чести и достоинства граждан.
ПРОКУРАТУРА. Суть правоохранительной деятельности прокуратуры состоит: в осуществлении надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов; принятии мер, направленных на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности; в осуществлении уголовного преследования.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности прокуратура осуществляет надзор: за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. В свою очередь охрана прав граждан становится особо важной функцией прокуратуры в условиях стремления к правовому государству. Осуществляя эти функции, прокуратура обязана восстанавливать нарушенную законность, опротестовывать незаконные решения, возбуждать в отношении нарушителей законности дисциплинарное, административное, материальное или уголовное производство. Эти задачи могут быть полностью выполнены только тогда, когда прокуратура установит причины нарушения законности и примет меры к их устранению. Особенность надзорной деятельности прокуратуры выражается и в том, что она не только сама осуществляет профилактические меры, но и побуждает другие государственные и общественные структуры к ведению предупредительной деятельности.
В сфере государственного управления, в гражданском судопроизводстве, защите прав, свобод и законных интересов граждан прокуратура обязана выявлять причины правонарушений и принимать меры как к их устранению, так и к недопущению того, чтобы нарушения законности переросли в наиболее опасную форму – преступления.
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ведут большую по объему, многообразную по своей направленности и функциональному назначению деятельность. Они сохраняют общественный порядок, выполняют оперативно-розыскные функции по обнаружению, предупреждению и раскрытию преступлений, осуществляют производство дознания, предварительного следствия, а также организуют исполнение наказания. На них возложено осуществление как индивидуальной, так и специализированной криминологической профилактики.
В структуре органов внутренних дел восстанавливаются подразделения, занятые непосредственно профилактикой преступлений (соответствующие отделы, инспекции по делам несовершеннолетних и др.), а также структуры, ведущие профилактику преступлений в ходе выполнения ими правоохранительных или административных функций. Но пока они на перепутье, так как решительно изменяются социально-экономические отношения в стране, а новых норм работы органов внутренних дел не найдено. Ведутся поиски реформы органов внутренних дел.
Для выполнения своих функций органы МВД используют административные, оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные и другие средства.
В пределах своей компетенции осуществляет работу по предупреждению преступлений Федеральная служба контрразведки Российской Федерации. Она, в частности, обязана предупреждать террористические акты, некоторые формы организованной преступности.
Самостоятельное место в системе предупреждения преступлений занимают следственные аппараты прокуратуры и органов внутренних дел. Они осуществляют предварительное расследование преступлений. Однако в их задачу входят также выявление и принятие мер к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Эта задача решается с помощью уголовно-процессуальных средств, но при этом следователь руководствуется рекомендациями криминологии, раскрывающими понятие причин и условий совершения преступлений, формулирующих критерии эффективности профилактических мер, в том числе представлений, выносимых следователями.
Выводы следователя о причинах и условиях преступления должны основываться на достоверных (проверенных процессуальными средствами) данных об обстоятельствах, приведших к совершению деяния, запрещенного уголовным законом. В представлениях следователя необходимо раскрывать причинную связь между обстоятельна преступления и действиями виновных и на этой основе вносить предложения, реализация которых приведет к нейтрализации выявленных по делу причин и условий совершения преступления.
Специальная профилактическая деятельность правоохранительных органов поддерживалась и дополнялась сложившейся в течение ряда лет системой специализированных организаций и формирований общественности, в которую входили народные дружины, товарищеские суды, советы профилактики на предприятиях и в учебных заведениях, общественные пункты охраны порядка по месту жительства и др.
Ликвидация этой системы существенно осложнила положение в сфере профилактики. Возрождение участия общественных организаций и формирований в специальной профилактике преступности в настоящее время является настоятельной необходимостью.
Поскольку этот процесс тесно связан с местными условиями и возможностями здесь существенно возрастает роль местного самоуправления, которое компетентно решать все вопросы местного значения в интересах населения на основе своих материальных ресурсов, включая вопросы профилактической деятельности.
Правовое регулирование профилактики преступлений должно учитывать новые демографические, социальные, экономические, идеологические (ценностные), психологические, политические реалии общества и государства, полно и точно интерпретировать в своих понятиях, нормах и институтах конституционные гарантии прав и свобод граждан. Вместе с тем нельзя допускать декларативности, которая может обесценить развивающуюся новую отрасль права — профилактическую. Законность деятельности по предупреждению преступлений требует конкретного описания в соответствующих нормативных актах компетенции и правомочий субъектов профилактики, содержания ее мер, оснований и условий их применения; минимизации использования оценочных понятий и определения пределов их применения.
1. Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2010 г.
2. Предмет и система общей части криминологии. И.П. Мухаев. Хабаровск 2011 г.
3. Хохряков Г.Ф. Криминология. Учебник/Отв.ред.В.Н.Кудрявцев.
4. Криминология. Учебник./ Под ред. В.Н. Кудрявцева – 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Юристь, 2010 - 678 с.
5. Криминология . Учебник./Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА, 2011. – 784 с.
6. http://www.peterlife.ru/st%
14
[1] Предмет и система общей части криминологии. И.П. Мухаев. Хабаровск 2011 г.
[2] Хохряков Г.Ф. Криминология. Учебник/Отв.ред.В.Н.Кудрявцев.
[3] Криминология. Учебник./ Под ред. В.Н. Кудрявцева – 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Юристь, 2010 - 678 с.