Криминогенность как свойство объекта профилактики преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель обусловила постановку следующих задач, подлежащих исследованию:
Дать определение объекту профилактики преступлений;
Исследовать свойство криминогенности объекта профилактики преступлений;
Выявить и проанализировать его составляющие.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………………………………………….5

ГЛАВА 2. СВОЙСТВО КРИМИНОГЕННОСТИ В ОБЪЕКТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………..9

2.1. Криминогенные особенности личности……………………………………9

2.2.Криминогенная ситуация, криминогенные факторы, явления и процессы………………………………………………………………………….16

2.3. Степень криминогенности и криминогенный набор……………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………35

Файлы: 1 файл

курсач по харханову.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Восточно-Сибирский  государственный университет технологии и управления»

Институт  экономики и права

Юридический факультет 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Проблемы профилактики преступлений на современном этапе» 

 на  тему: криминогенность как свойство объекта профилактики преступлений

Исполнитель: студент очной формы обучения группы  577-3

 Степанова Анна Дмитриевна    /____________ / 
 
 

Руководитель:____________

Оценка:_________________

Дата:___________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ, 2011.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА  ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………………………………………….5 

ГЛАВА 2. СВОЙСТВО КРИМИНОГЕННОСТИ  В ОБЪЕКТЕ  ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………..9

2.1. Криминогенные особенности личности……………………………………9

2.2.Криминогенная ситуация, криминогенные факторы, явления и процессы………………………………………………………………………….16

2.3. Степень  криминогенности и криминогенный  набор……………………23 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………35

 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  большинство авторов, затрагивающих проблемы предупреждения преступности, называют, описывают, исследуют обширный круг, как правило, негативных явлений и процессов, близко или отдаленно, непосредственно или опосредованно, внутренне или внешне связанных на различных уровнях социальной жизни с преступностью в целом, отдельными ее видами и частями, конкретными преступлениями, на которые необходимо воздействовать, чтобы не попустить совершение преступлений. Такие негативные явления и процессы, порождающие и воспроизводящие преступность и преступления, в научных работах и учебной литературе чаще всего именуются как причины и условия, способствующие совершению преступлений, реже - причинно-следственный комплекс, совокупность обстоятельств, "набор", криминологические детерминанты и т.д.

    Объектом  исследования выступает явление или совокупность явлений и процессов характеризующие криминогенность объекта профилактики преступлений.

    Предметом исследования являются условия способствующие формированию криминогенности в  объекте профилактики преступлений.

    Цель  данной курсовой работы в том, чтобы  выявить и уяснить содержание такого свойства объекта профилактики преступлений как криминогенность.

     Цель  обусловила постановку следующих задач, подлежащих исследованию:

  • Дать определение объекту профилактики преступлений;
  • Исследовать свойство криминогенности объекта профилактики преступлений;
  • Выявить и проанализировать его составляющие.

    В литературе вопросы, посвященные криминогенности объекта профилактики преступлений , получили освещение в ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди них следует отметить работы Серебрякова В.А., Рычкалой Л.А., Полянской А.В., Уткина Е.В., Смирнова А.В., Петина И.А., Кулешова О.А. и многих других.

    Работа  состоит из введения двух глав, заключения и списка использованных источников информации.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА  ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

    Понятие "объект предупредительного воздействия", известное с 70-х годов, и в настоящее  время нередко употребляется  как синоним причин и условий  преступности; кроме того, оно исследуется как общее понятие в целях более полного выявления его криминологически - значимых признаков, свойств и механизма функционирования.

    "Объект" - это явление, предмет, на которые  направлена какая-либо деятельность; предприятие, учреждение, а также все то, что является местом деятельности. Что касается последнего, то для нас представляет интерес не столько собственно место какой-либо деятельности, сколько совокупность происходящих на нем реальных процессов (например, места концентрации уголовных и иных антиобщественных элементов: притоны, вокзалы, рынки, парки, скверы и т.п.).

    В настоящей работе объект рассматривается  как явление или совокупность явлений и процессов, взаимосвязь  и взаимодействие которых порождает  и обусловливает преступность.

    Анализируя  предмет специального предупреждения преступности, Петин И.А. пишет, что это сложное по структуре социальное образование, которое составляют: негативные общественные отношения в системе общественного воспитания, затрудняющие формирование социально полезных качеств и облегчающие действие факторов, могущих образовать антиобщественную позицию личности; пережитки просілого в сознании и поступках людей (пьянство, тунеядство, паразитизм и т.п.); отдельные личности или контингент лиц, у которых уже сформировались антиобщественные взгляды; конкретные преступления, совокупность видов и групп преступлений; определенные территории и т.п.1 Следовательно, объект предупредительного воздействия включает все то, на что может влиять специальное предупреждение и предстает, во-первых, в виде пораженных недостатками общественных отношений в системе формирования личности, нарушающих их регулирующую функцию; во-вторых, как крупные негативные социальные явления (пьянство, наркомания, паразитизм и т.д.); в-третьих, как отдельные личности или контингента лиц, внешне проявляющие признаки противоправного поведения; в-четвертых, как негативные явления и процессы, которые детерминировали совершение конкретных преступлений, совокупность видов и групп преступлений (корыстная, насильственная, неосторожная преступность, профессиональная и организованная преступность и др.-); и, в-пятых, как неблагополучные с точки зрения общественной безопасности места концентрации антиобщественных элементов, а также территории из-за происходящих там антиобщественных проявлений. Объект, таким образом, понимается как совокупность явлений и процессов на различных социальных уровнях.

    Как совокупность взаимосвязанных явлений  и процессов на уровне общества в  целом, производственных коллективов, а также малых социальных групп и личности правонарушителя рассматривает объект Полянская В.А.2. Ценным здесь является положение о том, что на различных социальных уровнях существуют и действуют свои объекты, т.е. совокупность взаимосвязанных явлений и процессов. Объект, следовательно, - это реальный комплекс, "набор" явлений и процессов, взаимосвязь и взаимодействие которых на различных уровнях социальной жизни выступают то как причины, то как условия, то как и причины и условия.

    Интересные  мысли по проблеме объекта встречаются в работах Г.А.Аванесова, А.П.Закалюка, К.Е.Игошева, Г.С.Саркисова.

    Рычкалова Л.А. различает общий и индивидуальный объекты предупредительного воздействия и полагает, что общий объект - это сложное явление, элементами которого являются отдельные личности, группы людей, их социальное окружение и различные "вещи", под которыми понимаются "факторы, причины, условия, обстоятельства". Индивидуальные объекты суть конкретные личности3 .

    Несмотря  на нечеткость формулировки понятия  общего объекта можно сделать вывод: объекты - это не просто противостоящая специальному предупреждению масса негативных явлений, а конкретные фрагменты действительности, взятые отдельно "вещи", свойства которых таковы, что они способны порождать и обусловливать совершение преступности.

    С точки зрения А.В. Смирнова, объектами предупредительного воздействия выступают материальные и духовные явления и факторы, находящиеся в прямой либо опосредованной причинно-следственной связи с преступностью, различными преступлениями и личностью преступника. Ими могут быть процессы и факторы социально-экономического, социально-психологического и иного порядка, а также конкретные индивиды как носители общественных отношений и формирующая их среда4, Смирнов акцентирует внимание на том, что объект и причины - понятия не тождественные, хотя и близкие. Взаимосвязь и взаимодействие объектов выступают как причины и условия, которые устанавливаются в каждом конкретном случае.

    В основе индивидуальной профилактики, по мнению Уткиной Е.Г., лежит объект индивидуального профилактического воздействия, под которым понимается поведение, проявляющее реальную тенденцию перерасти в преступное, и объект индивидуальной профилактики - все то, что это поведение обусловливает5.

    Необходимо, по-видимому, уточнить: объектом индивидуального профилактического воздействия является не только поведение, а и сама личность, отрицательные черты которой проявляются именно в ненадлежащем поведении.

    Более конкретен в определении предмета индивидуальной профилактики Долгвой А.И.. Указанный предмет, по его мнению, составляют следующие компоненты: поведение и образ жизни лиц с высокой вероятностью совершения преступлений; их социальные черты, отражающие антиобщественную направленность; социально значимые при формировании и реализации последней некоторые психофизиологические особенности иццивидов; неблагоприятные условия микросоциальной среды и индивидуального бытия; другие длительно действующие обстоятельства, определяющие криминогенную ситуацию и облегчающие совершение преступления.6

    Следовательно, объект предупредительного воздействия - это отдельное или совокупность различных (по генезису, сфере, формам и интенсивности проявления) негативных явлений и процессов реальной действительности материального и  интеллектуального характера, обладающих свойством порождать причины и условия, способствующие совершению преступлений.

    Глубина и эффективность предупредительного воздействия во многом зависит от .знания субьектами специального предупреждения основных криминологически значимых свойств объекта. Среди них, как на наиболее главное, чаще всего указывается на криминогенность.

 

ГЛАВА 2. СВОЙСТВО КРИМИНОГЕННОСТИ  В ОБЪЕКТЕ  ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

2.1. Криминогенные  особенности личности и криминогенная  ситуация.

    Важное  место в современной стратегии предупреждения преступности принадлежит индивидуальному подходу. Личностный фактор, его значение и роль в ходе общественного развития признан социальными науками, хотя путь, который привел отечественную философию и социологию к этому выводу, был нелегким. Таким же он был и для юридической науки. Сегодня нет необходимости доказывать, что положительных результатов в сдерживании преступности можно достичь не только с помощью рациональной социальной политики, но и оказывая воздействие на личность правонарушителя. 'В условиях, в которых оказалось российское государство на пороге XX столетия, второй аспект может оказаться экономически менее 'затратным, и в то же время достаточно продуктивным. Нельзя скатать, что такая постановка вопроса является абсолютно новой. Об этом более 20 лет назад писал В. Н. Кудрявцев: “Основной задачей правовой науки является разработка проблемы личности правонарушителя и методик прогнозирования индивидуального поведения, чтобы найти оптимальные формы профилактики, сочетающие в себе меры государственного принуждения и воспитания”

    Проблема  личности преступника относится  к числу тех суперпроблем, которые  вечно будут искушать страждущие умы.

    Если  окружающая нас природа полна  загадок, то самая сложная из них  — сам человек как естественный результат ее эволюции. Но в то же время как личность он является продуктом общества и тем самым удваивает сложность познания. Эту особенность очень точно подметил А. И. Герцен: “Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, корни которого чуть ли не идут до Адамова рая: за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана— всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу”.

    Говоря  о современном человеке с позиции  гуманистических ценностей, нужно  всегда помнить биологическую историю человека и социальную эволюцию человечества. Без этого трудно понять, почему в эпоху “общечеловеческих ценностей” происходят мировые войны, действует международный терроризм, существует преступность и люди убивают друг друга7.

Информация о работе Криминогенность как свойство объекта профилактики преступлений