Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа
Цель обусловила постановку следующих задач, подлежащих исследованию:
Дать определение объекту профилактики преступлений;
Исследовать свойство криминогенности объекта профилактики преступлений;
Выявить и проанализировать его составляющие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………………………………………….5
ГЛАВА 2. СВОЙСТВО КРИМИНОГЕННОСТИ В ОБЪЕКТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………..9
2.1. Криминогенные особенности личности……………………………………9
2.2.Криминогенная ситуация, криминогенные факторы, явления и процессы………………………………………………………………………….16
2.3. Степень криминогенности и криминогенный набор……………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский
государственный университет
Институт экономики и права
Юридический
факультет
Кафедра
уголовно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Проблемы
профилактики преступлений на современном
этапе»
на тему: криминогенность как свойство объекта профилактики преступлений
Исполнитель: студент очной формы обучения группы 577-3
Степанова
Анна Дмитриевна /____________ /
Руководитель:____________
Оценка:_________________
Дата:___________________
Улан-Удэ, 2011.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА
ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………………
ГЛАВА 2. СВОЙСТВО КРИМИНОГЕННОСТИ В ОБЪЕКТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………..9
2.1. Криминогенные особенности личности……………………………………9
2.2.Криминогенная
ситуация, криминогенные факторы, явления
и процессы…………………………………………………………
2.3. Степень
криминогенности и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………35
Актуальность данной темы обусловлена тем, что большинство авторов, затрагивающих проблемы предупреждения преступности, называют, описывают, исследуют обширный круг, как правило, негативных явлений и процессов, близко или отдаленно, непосредственно или опосредованно, внутренне или внешне связанных на различных уровнях социальной жизни с преступностью в целом, отдельными ее видами и частями, конкретными преступлениями, на которые необходимо воздействовать, чтобы не попустить совершение преступлений. Такие негативные явления и процессы, порождающие и воспроизводящие преступность и преступления, в научных работах и учебной литературе чаще всего именуются как причины и условия, способствующие совершению преступлений, реже - причинно-следственный комплекс, совокупность обстоятельств, "набор", криминологические детерминанты и т.д.
Объектом исследования выступает явление или совокупность явлений и процессов характеризующие криминогенность объекта профилактики преступлений.
Предметом исследования являются условия способствующие формированию криминогенности в объекте профилактики преступлений.
Цель данной курсовой работы в том, чтобы выявить и уяснить содержание такого свойства объекта профилактики преступлений как криминогенность.
Цель обусловила постановку следующих задач, подлежащих исследованию:
В литературе вопросы, посвященные криминогенности объекта профилактики преступлений , получили освещение в ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди них следует отметить работы Серебрякова В.А., Рычкалой Л.А., Полянской А.В., Уткина Е.В., Смирнова А.В., Петина И.А., Кулешова О.А. и многих других.
Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованных источников информации.
Понятие "объект предупредительного воздействия", известное с 70-х годов, и в настоящее время нередко употребляется как синоним причин и условий преступности; кроме того, оно исследуется как общее понятие в целях более полного выявления его криминологически - значимых признаков, свойств и механизма функционирования.
"Объект"
- это явление, предмет, на
В настоящей работе объект рассматривается как явление или совокупность явлений и процессов, взаимосвязь и взаимодействие которых порождает и обусловливает преступность.
Анализируя предмет специального предупреждения преступности, Петин И.А. пишет, что это сложное по структуре социальное образование, которое составляют: негативные общественные отношения в системе общественного воспитания, затрудняющие формирование социально полезных качеств и облегчающие действие факторов, могущих образовать антиобщественную позицию личности; пережитки просілого в сознании и поступках людей (пьянство, тунеядство, паразитизм и т.п.); отдельные личности или контингент лиц, у которых уже сформировались антиобщественные взгляды; конкретные преступления, совокупность видов и групп преступлений; определенные территории и т.п.1 Следовательно, объект предупредительного воздействия включает все то, на что может влиять специальное предупреждение и предстает, во-первых, в виде пораженных недостатками общественных отношений в системе формирования личности, нарушающих их регулирующую функцию; во-вторых, как крупные негативные социальные явления (пьянство, наркомания, паразитизм и т.д.); в-третьих, как отдельные личности или контингента лиц, внешне проявляющие признаки противоправного поведения; в-четвертых, как негативные явления и процессы, которые детерминировали совершение конкретных преступлений, совокупность видов и групп преступлений (корыстная, насильственная, неосторожная преступность, профессиональная и организованная преступность и др.-); и, в-пятых, как неблагополучные с точки зрения общественной безопасности места концентрации антиобщественных элементов, а также территории из-за происходящих там антиобщественных проявлений. Объект, таким образом, понимается как совокупность явлений и процессов на различных социальных уровнях.
Как совокупность взаимосвязанных явлений и процессов на уровне общества в целом, производственных коллективов, а также малых социальных групп и личности правонарушителя рассматривает объект Полянская В.А.2. Ценным здесь является положение о том, что на различных социальных уровнях существуют и действуют свои объекты, т.е. совокупность взаимосвязанных явлений и процессов. Объект, следовательно, - это реальный комплекс, "набор" явлений и процессов, взаимосвязь и взаимодействие которых на различных уровнях социальной жизни выступают то как причины, то как условия, то как и причины и условия.
Интересные мысли по проблеме объекта встречаются в работах Г.А.Аванесова, А.П.Закалюка, К.Е.Игошева, Г.С.Саркисова.
Рычкалова Л.А. различает общий и индивидуальный объекты предупредительного воздействия и полагает, что общий объект - это сложное явление, элементами которого являются отдельные личности, группы людей, их социальное окружение и различные "вещи", под которыми понимаются "факторы, причины, условия, обстоятельства". Индивидуальные объекты суть конкретные личности3 .
Несмотря на нечеткость формулировки понятия общего объекта можно сделать вывод: объекты - это не просто противостоящая специальному предупреждению масса негативных явлений, а конкретные фрагменты действительности, взятые отдельно "вещи", свойства которых таковы, что они способны порождать и обусловливать совершение преступности.
С точки зрения А.В. Смирнова, объектами предупредительного воздействия выступают материальные и духовные явления и факторы, находящиеся в прямой либо опосредованной причинно-следственной связи с преступностью, различными преступлениями и личностью преступника. Ими могут быть процессы и факторы социально-экономического, социально-психологического и иного порядка, а также конкретные индивиды как носители общественных отношений и формирующая их среда4, Смирнов акцентирует внимание на том, что объект и причины - понятия не тождественные, хотя и близкие. Взаимосвязь и взаимодействие объектов выступают как причины и условия, которые устанавливаются в каждом конкретном случае.
В основе индивидуальной профилактики, по мнению Уткиной Е.Г., лежит объект индивидуального профилактического воздействия, под которым понимается поведение, проявляющее реальную тенденцию перерасти в преступное, и объект индивидуальной профилактики - все то, что это поведение обусловливает5.
Необходимо, по-видимому, уточнить: объектом индивидуального профилактического воздействия является не только поведение, а и сама личность, отрицательные черты которой проявляются именно в ненадлежащем поведении.
Более
конкретен в определении
Следовательно, объект предупредительного воздействия - это отдельное или совокупность различных (по генезису, сфере, формам и интенсивности проявления) негативных явлений и процессов реальной действительности материального и интеллектуального характера, обладающих свойством порождать причины и условия, способствующие совершению преступлений.
Глубина
и эффективность
Важное место в современной стратегии предупреждения преступности принадлежит индивидуальному подходу. Личностный фактор, его значение и роль в ходе общественного развития признан социальными науками, хотя путь, который привел отечественную философию и социологию к этому выводу, был нелегким. Таким же он был и для юридической науки. Сегодня нет необходимости доказывать, что положительных результатов в сдерживании преступности можно достичь не только с помощью рациональной социальной политики, но и оказывая воздействие на личность правонарушителя. 'В условиях, в которых оказалось российское государство на пороге XX столетия, второй аспект может оказаться экономически менее 'затратным, и в то же время достаточно продуктивным. Нельзя скатать, что такая постановка вопроса является абсолютно новой. Об этом более 20 лет назад писал В. Н. Кудрявцев: “Основной задачей правовой науки является разработка проблемы личности правонарушителя и методик прогнозирования индивидуального поведения, чтобы найти оптимальные формы профилактики, сочетающие в себе меры государственного принуждения и воспитания”
Проблема личности преступника относится к числу тех суперпроблем, которые вечно будут искушать страждущие умы.
Если окружающая нас природа полна загадок, то самая сложная из них — сам человек как естественный результат ее эволюции. Но в то же время как личность он является продуктом общества и тем самым удваивает сложность познания. Эту особенность очень точно подметил А. И. Герцен: “Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, корни которого чуть ли не идут до Адамова рая: за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана— всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу”.
Говоря о современном человеке с позиции гуманистических ценностей, нужно всегда помнить биологическую историю человека и социальную эволюцию человечества. Без этого трудно понять, почему в эпоху “общечеловеческих ценностей” происходят мировые войны, действует международный терроризм, существует преступность и люди убивают друг друга7.
Информация о работе Криминогенность как свойство объекта профилактики преступлений