Криминогенность как свойство объекта профилактики преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель обусловила постановку следующих задач, подлежащих исследованию:
Дать определение объекту профилактики преступлений;
Исследовать свойство криминогенности объекта профилактики преступлений;
Выявить и проанализировать его составляющие.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………………………………………….5

ГЛАВА 2. СВОЙСТВО КРИМИНОГЕННОСТИ В ОБЪЕКТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………..9

2.1. Криминогенные особенности личности……………………………………9

2.2.Криминогенная ситуация, криминогенные факторы, явления и процессы………………………………………………………………………….16

2.3. Степень криминогенности и криминогенный набор……………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………35

Файлы: 1 файл

курсач по харханову.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

    Необходимо внимание государства к формированию правового образования детей и молодежи. В дошкольных и образовательных заведениях сегодня проводятся целые курсы по обеспечению правил безопасного поведения в подобных (криминогенных) ситуациях.

    При всей своей унифицированности (стандартизации) они должны иметь собой план определенных действий потенциальной жертвы преступления.

    Так, например, в одних из курсов такого обучения содержаться следующие указания:

  • всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;
  • старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;
  • не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;
  • постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;
  • научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;
  • не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;
  • будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;
  • затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;
  • старайтесь справиться с шоком и запомнить приметы преступников, направление их перемещения, транспорт, которым они пользовались, и сразу же сообщите в милицию".

    Такой подход общества к криминогенным ситуациям предполагает достаточно высокую "степень подготовленности" населения к возможному преступному посягательству на жизнь и здоровье граждан.

    Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики.

    В условиях обострения социально-экономической и политической обстановки в стране, роста преступности, упадка нравственности и морали изучение причин преступности становится особенно актуальным5. Эти условия нацеливают криминологическую науку и общественную практику на глубокое и конкретное исследование причинных и иных зависимостей преступности применительно к новым процессам и происходящим в обществе изменениям.

     Соотношение, взаимодействие и роль причин и условий можно проиллюстрировать на следующем примере. В формировании личности подростка решающую роль сыграл рецидивист. Этому способствовало совместное потребление спиртных напитков, праздное времяпрепровождение, развитие навыков преступного поведения и т.д. В результате подросток совершил ряд краж. В этом случае влияние рецидивиста можно рассматривать как основное условие формирования криминогенной мотивации у подростка, явившейся причиной его преступного поведения. Другие жизненные условия: отсутствие надзора родителей, безразличие окружающих, слабое воспитание в школе следует рассматривать в качестве обстоятельств, способствовавших совершению преступления15.

    В литературе существует уже устоявшееся мнение о том, что негативные социальные условия и есть причина преступности, так как они (условия) ее (причину) порождают. Другая позиция оспаривает это, считая, что внешние обстоятельства сами по себе не могут порождать преступность, а потому не могут быть ее причинами. Они способны только формировать причину либо способствовать совершению преступлений. Это мнение представляется предпочтительным применительно к причинам конкретного преступления, так как оно не может быть совершено без волеизъявления самого человека. Об этом свидетельствует тот факт, что при одних и тех же социальных условиях далеко не каждый человек становится на преступный путь. Этому в первую очередь подвержены те из них, которые уже имели определенные дефекты в правовом сознании, обусловленные недостатками более раннего воспитания.

    Поэтому можно обоснованно считать, что причина преступного поведения формируется не одномоментно и не одной группой условий, а целым их комплексом и, как правило, в течение довольно длительного времени - чаще всего в детском возрасте. Исходя из сказанного, в криминологии существует понятие так называемой полной причины преступности, которая включает в себя все ее обязательные условия в совокупности с причинами в узком смысле.

     Условия преступности обычно подразделяются на три основные группы: сопутствующие (они образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени), необходимые (без таких условий событие могло бы не наступить), достаточные (совокупность всех необходимых условий). Когда все эти условия налицо, можно говорить об их целостном комплексе16.

     Изучение процесса детерминации преступности предполагает учет относительности, условности деления явлений и процессов на причины и условия. Многие из них в отдельных случаях выступают как причина, в других - как условие преступности. В то же время общим для всех детерминант преступности является то, что в их основе всегда лежат объективные социальные противоречия.

    К числу таких противоречий, в частности, относятся: несоответствие между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению; нарушение социальной справедливости в сфере распределения и обмена; различия в условиях, видах и формах труда социально-профессиональных групп населения; различия в культурно-бытовых условиях жизни в отдельных регионах страны; имущественные и иные различия; политические разногласия и социальная нестабильность общества; недостатки идеологической, культурно-воспитательной работы; недостатки в хозяйственном механизме, торговле и обслуживании населения; низкая эффективность профилактики преступлений.

     Эти и другие противоречия служат источником обострения криминогенной обстановки, и именно они дают первичный импульс развитию и существованию преступности. Конкретно это выражается в том, что они, с одной стороны, неблагоприятно влияют на нравственно-правовое формирование личности, социально-психологическое настроение отдельных слоев населения, в результате чего у некоторых лиц укрепляются и обостряются антиобщественные взгляды и побуждения, лежащие в основе различных преступлений, с другой - способствуют созданию криминогенной ситуации, облегчающей совершение преступлений. При этом причины преступности следует рассматривать в тесной взаимосвязи с причинами существования других негативных явлений, таких, как пьянство, социальный паразитизм, наркомания, проституция и многое, многое другое.

    Криминогенный фактор - это, как правило, совокупность однородных явлений, которые оказывают решающее воздействие на процесс принятия решения о преступлении. Явления и процессы объективного и субъективного характера, ускоряющие принятие решения о совершении преступления, называются криминогенными факторами. Возможно и более широкое определение криминогенных факторов17.

    Явления и процессы, которые оживляют, укрепляют, поддерживают в общественном сознании взгляды, тенденции, привычки, лежащие в основе антиобщественного поведения, либо непосредственно вызывают или облегчают совершение конкретного преступления, признаются криминогенными18.

    Многие явления, процессы, факторы, свойства личности так или иначе связаны с преступностью. Вопрос об отнесении тех или иных из них именно к криминогенным объектам необходимо решать с помощью критерия частоты и плотности их связи с преступностью, которые устанавливаются в результате криминологических исследований. О непосредственной связи криминогенного обьекта с преступлениями можно судить по тому факту, что наличие или отсутствие такового не оказывает влияющей роли на преступное поведение, отдельные виды преступлений, преступность в целом.

    Итак, криминогенность - такое криминологически значимое свойство объекта специально-криминологического предупреждения преступности, которое показывает конкретную взаимозависимость между объектом и преступлениями. Свойство это выражается в силе влияния объекта на преступность, в способности такого объекта составлять с другими объектами причинно-следственные связи. Это означает, что отдельным явлениям, процессам, свойствам личности, факторам, какова бы ни была их криминогенность, не присуща причинная детерминация. Лишь в своей совокупности и взаимосвязи они могут образовывать новое интегративное качество взаимодействия - причины и условия преступности.

2.3. Степень  криминогенности и криминогенный  набор.

    Существуют и другие понятия, относящиеся к характеристике криминогенности объекта. Например, Кудрявцев В.Н. полагает, что конфликты, возникающие между членами семьи и имеющие затяжной характер, обладают свойством постепенного кумулятивного наращивания критического "19.

    Опираясь на эти положения, криминогенность объектов предупредительного воздействия можно выразить такими количественно-качественными показателями, как степень криминогенное™ (выше - ниже), криминогенный набор (больше - меньше), криминогенный интервал (ближе -дальше).

    Степень криминогенности - показатель, характеризующий меру этого свойства у объекта, большую или меньшую возможность его влияния на преступность. О криминогенности объекта и ее степени получают информацию постольку, поскольку такой объект проявляет себя вовне. Объект, обретя ту или иную степень криминогенности, непосредственно или опосредованно взаимодействует с другими явлениями, а поэтому становится "видимым", заметным, чаще или реже наблюдаемым. Чем чаще наблюдаемость конкретного объекта среди криминологических детерминант, тем выше степень криминогенное™ последнего, и наоборот. Степень криминогенное™ объекта свидетельствует, таким образом, об интенсификации проявления криминогенного свойства. Например, степень криминогенности лиц, совершивших хулиганство, очень велика. 70 хулиганов до совершения преступления обладали совокупностью отрицательных свойств (систематическое пьянство, нарушения общественного порядка, привлечение к административной ответственности и т.п.)20. По данным наших исследований, алкогольная отягощенность, как криминогенное свойство личности, высока среди убийц и лиц, совершивших тяжкое телесное повреждение (соответственно 77,1 и 68,9/о). Очевидно, что наибольшая степень криминогенное™ приписывается тем криминогенным объектам, которые оказывают определяющее влияние на преступность. Повышение или снижение степени криминогенное™ свидетельствует об увеличении либо уменьшении общественной опасности объекта.

    Криминогенный набор - структурный показатель криминогенное™ объекта. Криминогенность объекта - качество интегральное, образующееся в свою очередь совокупностью и взаимосвязью, как правило, негативных явлений и процессов. Различаются, на наш взгляд, простые и сложные структуры криминогенности тех или иных объектов. Простая структура криминогенности объекта формируется теми разнородными явлениями и процессами, которые сами по себе не криминогенны, т.е. непосредственно не связаны с преступностью. Сложная структура криминогенности объекта также состоит из разнородных явлений и процессов, которые все (или некоторая часть из них) криминогенны, что повышает ее степень. Например, некоторые авторы, исследуя криминогенные ситуации при совершении неосторожных преступлений, отмечают, что такие ситуации характеризуются "определенной совокупности негативных факторов, и там, где концентрация криминогенных элементов была, предельно высока, ситуации можно отнести к крайне криминогенным. Известно, что переход на преступный путь подростков обычно обусловливается одновременным или последовательным действием набора из трех составляющих криминогенных объектов.

    Идея криминогенного набора сомнительно небольшого сочетания наиболее значимых показателей (от 16 до 20) для различных разновидностей субъектов антиобщественного поведения лежит в основе создания прикладных прогностических методик, позволяющих с большой долей вероятности прогнозировать индивидуальное преступное поведение и более эффективно разрабатывать меры специально-криминологического предупреждения преступлений21.

    Криминогенные наборы в каждом конкретном случае неповторимы, но на массовом уровне их совокупность подчиняется общим и частным статистическим закономерностям, что предполагает отбор наиболее активных явлений и процессов, образующих в своей совокупности сложный криминогенный объект.

    Криминогенный интервал характеризует меру возрастания или уменьшения криминогенности объекта, "отдаление" или "приближение" его к причинно-следственной детерминации. Ранее отмечалось, что многие конкретные жизненные ситуации перед совершением преступлений, особенно насильственных, своей напряженностью межличностных отношений достигают высокой степени криминогенности. Существует обратная пропорциональная зависимость между степенью криминогенности объекта и его криминогенным интервалом: чем выше степень криминогенности объекта, тем меньше криминогенный интервал. Тем самым определяется "место" (ближе - дальше) криминогенного объекта в причинной цепи. В литературе правильно отмечено: наибольшая криминогенность характерна для тех объектов, наличие которых в системе причин и условий преступности с большей вероятностью порождает преступную детерминацию.

Информация о работе Криминогенность как свойство объекта профилактики преступлений