Зарождение и развитие журналистики: краткий исторический экскурс

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:50, реферат

Краткое описание

Жизнь на земле невозможно представить без журналистики. Создается впечатление, что журналистика появилась наравне с человеком. Возможно. действительно так? Бесспорно с древнейших времен информация происходила ото всюду. Информация циркулировала в обществе, поэтому всегда была нужда в сборе и распространении ее. Еще др. философы пришли к выводу, что информация обладает огромной созидательной силой. Вместе с тем сила разрушающая. Способствует обострению людских отношений и др. негативных явлений.

Файлы: 1 файл

Sopkin.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 

 

Экономическая функция

Это функция экономического свойства, не информационного. Эта функция – благополучие СМИ, зарабатывание денег. 

 

Информационная функция

Информационная функция замыкает на себе первейшую социальную потребность общества, оперативно получать информацию о том, что происходит в мире. При реализации информационной функции СМИ выполняет социальный заказ на информацию. Главное условие инф. функции – оперативность, реализуется она в рамках информационных жанров, но ошибочно считать, что только инф. жанры выполняют эту функцию. Проинформировать – задача любого жанра.

 

Идеологическая функция

Через идеологические функции мы выражаем систему взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу. Социальные проблемы и способы их разрешения. Снова входят две функции – пропагандистская и агитационная. В рамках пропагандистской функции – обсуждение законопроектов, через СМИ широкое участие граждан в этой важной работе. В рамках этой функции – публикация законодательных актов.

Агитационная функция имеет иную задачу – способствовать тому, чтобы законы в обществе принимались и осуществлялись.

 

Организаторская функция

СМИ обладает огромными резервами, связанными с развитием общества. Выполняя эту функцию, СМИ выступает в рамках этой функции, служит для объединения каких-либо задач.

 

Просветительская функция

В ее рамках реализуется приобщение людей к знаниям, общественным ценностям, традициям. Формирует ко всему тому, что делает человека самостоятельным, духовным и т.д.

  1. культурно-просветительские задачи
  2. Социально-педагогические задачи(распространение знаний)
  3. Управленческие задачи

 

Рекреативная функция

Рекреативная функция – функция досуга. На ТВ она становится все более преобладающей. Своя специфика печатных функций, ТВ и т.д.

 

Интерактивная функция

СМИ широко участвуют в переориентации ценностей. СМИ выполняют координирующую роль. В рамках этой функции происходит взаимообмен,сближение народов.

 

Рекламно-справочная функция

Рекламно-справочная функция. В теории журналистики сложилось понятие сервисная журналистика (рекламно-справочная). Через нее мы строили отношения с бизнесом, выяснили потребительский спрос. Для российского СМИ – это новое прогрессирующее направление. Ныне сервисная журналистика – мощная сеть специальных СМИ. Имеет огромное значение для экономической независимости СМИ.

 

 

Функционирование СМИ в условиях рынка

Наличие в информационном пространстве множества СМИ ведет к их взаимодействию. Это взаимодействие складывается независимо от желания журналистики. Взаимодействие базируется на исполнении функций. Различают разные функции взаимодействия:

  1. Дружеское взаимодействие
  2. Вражеское взаимодействие – стремление вытеснять друг друга с инф. рынка.
  3. Макровзаимодействие
  4. Микровзаимодействие (узкое сотрудничество СМИ ориентированных на одну и ту же аудиторию)
  5. Идеологическое (между политическими сигналами)
  6. Отношения взаимодействия (одни СМИ подхватывают идеи других СМИ и развивают их)

 

Цели и вытекающие из них задачи – основа успешности СМИ

Степень успешности любого из СМИ зависит от умения сформулировать цели. Они должны быть четко прописаны в редакционном уставе СМИ. Совокупность целей – стратегия любого СМИ. Содействие реализации этих целей – борьба с безработицей, работающим – достойную зарплату, населению – условия для здорового образа жизни, достойное медицинское обслуживание. В рамках каждой цели формируются задачи. Задачи – конкретные темы. Темы прописаны в редакционных планах. Различают следующие редакционные планы:

  1. Перспективный(может составляться на год, центральные темы)
  2. Квартальный ( в нем уточняется перспективный план)
  3. Месячный план
  4. Оперативный план (недельный, уже совершенно точный план)

 

Уровень воздействия на аудиторию

Умелая, продуманная постановка целей. Выверенные вопросы аудитории на информацию ориентированны на конечный результат. Уровень конечного результата – своеобразные КПД СМИ.

                 КПД может быть:

  • Предельно успешным
  • Успешным ( не менее 50%)
  • Минимально успешным (не более 50%)
  • Неуспешным (0%)

Как выявляется КПД?

Понятие успешность/неуспешность исследователи связывают с понятием воздействия материала на потребителя информации. Например, Прохоров воздействие делит на 4 варианта

  1. Функциональное воздействие (когда поставленная задача более или менее реализована 50% положительно повлияв на аудиторию)
  2. Не функциональное воздействие (возможен положительный результат, который не предлагал журналист)
  3. дисфункциональное воздействие (результат, противоположный желаемому журналиста)
  4. Афункциональное воздействие (когда нет никакого результата) КПД 0%

Творческая деятельность любого журналиста должна быть нацелена на функциональные результаты. Залог успешности – компетентность автора:

    • Журналист знает тему
    • Взять из нее нужные факты
    • Выбор соответствующей формы материала
    • Композиционно выстроить
    • Стиль, язык
    • Нацеленность выводов

 

Конструктивный подход

На практике в основу людей из тем ложится какая-либо ситуация (события, явления)

Ситуации:

  1. положительные
  2. критические
  3. проблемные
  4. смешанные

Ситуация – конкретные действия людей.

 

Действенность журналистики

Опираясь на то, что сказано выше, действенность – участие СМИ в поиске конструктивных решений.

По Прохорову действенность – это выполнение непосредственно организаторских функций. Предшествует результативности начало действенности – рождение мысли о теме. Привлечение журналистики к разработке темы.

 

Результативность журналистики

Результативность – это степень достижения журналистикой цели, соответствующей потребностям общества. Когда материал конкретно помог исправлять какое-либо положение, повлияв на людей.

 

Эффективность журналистики

Эффективность – более широкое понятие нежели действенность и результативность. Проблемы эффективности Прохоров рассматривает под углом влияния любого из журналистских материалов на массовую аудиторию. Под эффективностью мы рассматривали следующее:

  • из прочтении материала читатели приобрели новые значения
  • под воздействием прочитанного у кого-то изменились взгляды
  • после прочтения материала появились новые стремления у людей
  • материал воззвал к необходимости что-то уточнить
  • материал расширял представление о чем-то
  • материал было очень приятно читать

 

Мотивы и факторы эффективности

Исследователи делят эффективность на мотивы и выделяют следующее:

  1. ориентационный (в разных проявлениях, смысл факторов, их связь)
  2. престижный (формирование уважения к чему-либо)
  3. утилитарный (получение полезной информации для своей профессиональной деятельности)
  4. рекреативный (связь с отдыхом, с развлечением)
  5. культурно-развивающий (что-то новое приобрели для себя познавательный мотив, расширение представления о чем-либо)
  6. мотив установления контактов

Факторы (рождаются на стыке парадокса – с одной стороны журналист обязан удовлетворить потребность аудитории, прислушиваться к ее интересам и запросам, с другой – журналисту всегда надо быть впереди аудитории, вести ее за собой)  

 

   


Информация о работе Зарождение и развитие журналистики: краткий исторический экскурс