Зарождение и развитие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:53, реферат

Краткое описание

История менеджмента начинается с «предыстории» ( от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.

Файлы: 1 файл

КР менеджмент.doc

— 116.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По  дисциплине «Менеджмент» 

На  тему: «Зарождение  и развитие менеджмента» 
 
 
 
 

Введение. 

     История менеджмента начинается с «предыстории» ( от древних цивилизаций до новой  истории) зарождения менеджмента как  особого научного знания и вида деятельности.

     Этапы и концепции развития менеджмента  подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических  отношений, производства, торговли и  жизни вообще.

     Этапы менеджмента рождались под воздействиями:

-развитие реального общественного и затем промышленного производства;

-появление  новаторов и теоретиков-идеологов,  обобщавших опыт и прокладывавших  новые пути;

-развитие внутренней (собственной) логики менеджмента,  приводящее вкупе с двумя вышеуказанными  причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

     Идеи  управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы  и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.

     В этой связи представляет интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом- практиком в своей работе «Деловая стратегия», управленческий континуум, составленной Клодом Ст. Джоржем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры.  Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.  
 
 
 
 
 
 

1. Историческая периодизация Р.М.Фалмера 

     Роберт  М. Фалмер, опираясь  на периодизацию   Роберта Е. Мура, предложил следующую историческую периодизацию развития управления:

-начало  эпохи практизма 6000-3000г. до  н.э.

-годы  до н.э. (до капитализма) 3000-500г.  до н.э.

-классическая  эпоха (500до н.э.-500г.н.э.)

-ранние  стадии развития капитализма  (500г. н.э. до 1400г. н.э.)

-капитализм до появления бизнеса (500-1100гг.)

-мелкособственнический  капитализм (1100-1400гг.)

-протестантский  капитализм и меркантилизм (1400-1776гг.)

-промышленный  капитализм в Новом Свете (1776-1890гг.)

-финансовый  капитализм (1890-1933гг.)

-национальный  капитализм (1933-1950гг.)

-управленческий  капитализм (1950-1990гг.)

-предпринимательский  капитализм (1990-е годы).

     Собственно  начало развития управленческой науки  обычно связывают с периодом промышленного  капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама Смита «Богатство народов». Это была эпоха специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в этот период промышленные капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.

     При финансовом капитализме доминировал  финансист, который за счет манипулирования  ресурсами получал большие прибыли.  

     «Баронам  разбойникам» нравился социальный дарвинизм Герберта Спенсера, который учил, что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере являлось наилучшим путем достижения материального благополучия для всех.  
 
 

     2. Развитие, как концепции и направления менеджмента 

     Управление  зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений. Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». В настоящее время наука менеджмента породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно - региональный менеджмент. Эта тенденция к «отпочкованию» будет, по-видимому, закрепляться. Поэтому мы, если особо не оговаривается, будем пользоваться термином управление - менеджмент как синонимичными (сближающимися понятиями) и не становиться на позицию ортодоксальности (существует, де мол, только классика - менеджмент предприятия - организации).

     Первая  управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).                      На управленцев тех далеких веков  возлагалась необходимость координации  действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления.

     Древние греки большое внимание, помимо общегражданских  функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры  как титанический (основанный на силе) и политический.

     Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями  было со временем децентрализовано, что  улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел.

     Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя  Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными  группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.

     Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов (вавилонская башня, висячие сады и т.п.), а также эффективные методы организации работы текстильных мануфактур и контроля за качеством продукции.

     Так этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а  затем - строительно-производственным.

     В средние века наиболее совершенной  была административная иерархия Римской  католической церкви, построенной по принципу функционализма.

     Заметный  вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный  и политический деятель Никколо  Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»).

     Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник постепенно был заменен наемным управляющим, а менеджмент превратился в самостоятельную область жизнедеятельности.

     Обратите  внимание на содержание основных этапов развития менеджмента.

     Классическое  направление менеджмента включало в себя три области: собственно научный менеджмент, административный менеджмент и концепцию бюрократических организаций.

     Если  «донаучный менеджмент» (примерно с 1845 по 1900гг.) состоял в поисках управления фабриками и людьми на них работающими, причем это делалось относительно бессистемно, то 1-й этап его осмысленно зафиксированного формирования связывают с собранием Американского общества инженеров - механиков в 1886г. На нем Генри Тауном был прочтен доклад «Инженер в роли экономиста». В докладе-презентации была высказана мысль, чтобы инженеров должно интересовать нечто большее, чем техническая эффективность, а именно подсчет затрат, доходов и прибылей. На презентации присутствовал тот, чьи идеи заложили принципы и направления развития американской промышленности. Это был Фредерик Уинсенд Тейлор (1856-1915г.), «отец научного менеджмента».

     Капитализм «на стыке веков» вступал в свою новую монополистическую стадию, полным ходом шла техническая революция, принесшая миру электричество в быту и электричество в производстве, телефонную связь, двигатели внутреннего сгорания (автомобили и самолеты), конвейер Форда и трубопроводы Нобеля, автоматические механизмы и оружие (пулемет Максима), жилье с «удобствами» и новый рост производительности труда. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного  процесса, до сих пор управляемого с помощью ремесленеческих «дедовских» методов.

     До  Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего, целью  же его подхода стало создание системы организации труда, базирующейся на экспериментальных данных по расчленению физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей для определения наименьших затрат ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) при достижении максимальных результатов.

     У классического научного менеджмента  были такие недостатки, как непризнание  различия между индивидами, неучет возрастающих потребностей рабочих, игнорирование  предложений рабочих.

     Следующая область классического менеджмента получила известность как административные принципы, приверженцы которых основное внимание уделяли организации в целом и таким функциям менеджмента как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль.

     Основной  вклад в развитие административного  менеджмента внесли француз Анри Файоль (1841-1925гг.) и Мари Паркер Фоллет.

     В своей наиболее известной работе «Общее и промышленное управление» (1916г.) он выделяет 14 базисных принципов  управления, некоторые из них сохраняют значимость и в наше время. Например, единовластие, единство направления - единый план - один менеджер, разделение труда, скалярная цепочка управления. Краеугольным камнем концепции Файоля являлось деление предприятия как организма на две сферы: материальную и социальную. Первая была изучена, второй Файоль посвятил всю жизнь. Администрирование, составляя часть управления, тем не менее, по Файолю, весьма существенна. В значительной степени успех зависит от опыта администратора, его способностей и таланта, здесь не может быть строгой регламентации, наподобие хронометрирования. Деятельность по управлению есть администрирование, и оно подразделяется на такие операции как планирование, организация, контроль и мотивация.

     Из  качеств, необходимых менеджеру, Файоль неизменно выделял компетентность и приобретение опыта.

     Заслуга Файоля заключалась и в том, что  он разделил все функции управления на общие (относящиеся к любой  сфере деятельности) и специфические.

     Фоллет  пыталась совместить концепции школ «научного управления», административную и школу человеческих отношений.

     Интересны и полезны были исследования Честера  Барнарда в области «неформальной  организации». Такая структура, как  считал автор, существует внутри любой  организации - ее образуют естественным образом сложившиеся социальные группы. Неформальные отношения представляют собой мощную силу, которая может мешать, но и может быть использована в целях повышения эффективности организации.

     Еще одна научная школа классического  направления менеджмента разработана немецким ученым Максом Вебером (1864-1920гг.), она предполагала анализ компании как бюрократической организации.

     Бюрократические правила и процедуры являют собой  стандартный способ взаимодействия: к каждому из сотрудников предъявляются  одни и те же требования, все они руководствуются одними и теми же правилами. Именно бюрократия позволила многим организациям добиться высокой эффективности деятельности, и не носила в подходе Вебера негативного смысла.

     В целом период доминирования классического  направления менеджмента был плодотворным - появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.

     Следует обратить внимание на развитие школы  человеческих отношений (гуманистический  менеджмент). Приверженцы этого направления  уделяли основное внимание психологии отношений, поведению людей, их потребностям, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Обычно выделяют три области гуманистического направления менеджмента: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм.

Информация о работе Зарождение и развитие менеджмента