Зарождение и развитие журналистики: краткий исторический экскурс

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:50, реферат

Краткое описание

Жизнь на земле невозможно представить без журналистики. Создается впечатление, что журналистика появилась наравне с человеком. Возможно. действительно так? Бесспорно с древнейших времен информация происходила ото всюду. Информация циркулировала в обществе, поэтому всегда была нужда в сборе и распространении ее. Еще др. философы пришли к выводу, что информация обладает огромной созидательной силой. Вместе с тем сила разрушающая. Способствует обострению людских отношений и др. негативных явлений.

Файлы: 1 файл

Sopkin.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

В демократическом государстве все люди являются свободные граждане, им принадлежит верховенство власти, всеобщее участие граждан в гос. делах.

Государственная власть является всеобщей, т.е. ее решения обязательны для всех.

Журналистика выражает мнение общества, цели общества и все то, что выражает журналистика должны учитывать др. соц. институты => «4 власть»

Журналистика всегда зависит от мнения общества, поэтому не может быть полностью свободной. Журналистика не обладает силой, властные полномочия журналистики лежат в духовно-идеалогическом пространстве. Она влияет на сознание людей.

Задачи журналистики, как 4 власти:

- двигаться  от общему к частному

- от частного к общему

 

Внутренние и внешние проблемы и противоречия 4 власти

По определению европейского суда по правам человека: «Истина народного журналиста – это эксперт, защитник и двигатель демократического прогресса, его общественный «страж».

Сложности:

  1. Народ, представляемый журналистикой, неоднороден, он состоит из множества различных групп: особенности от возраста, пола, образования, национально разных мнений. Это сказывается на содержание СМИ => разногласия между СМИ.
  2. Влияет на практику СМИ, усиливает разногласия, разобщенность между соц. институтами, усилием и т.д.
  3. Многие группы людей не имеют своих СМИ. В последнее время усугубилось все тем, что принято политическое решение, которое позволяет розобщаться обществу по политическим взглядам (500 чел – новая партия)
  4. Политические силы, группы людей имеют разные экономические возможности. У кого выше возможности, те и доминируют в обществе.
  5. Разное понимание у журналистов в такой области, как использование властных полномочий. Одни СМИ хотят видеть себя 4 властью, другие равнодушны, 3-и даже не задумываются.
  6. Серьезные препятствия для развития СМИ – стремление власти ограничить полномочия СМИ, заставят их приспосабливаться.

 

 

 

Социальные типы журналистики тенденции их правления

Соц. типы складываются в условия демократического государства. Только тогда журналистика может удовлетворять многообразные интересы общества. В этой связи в России сложилось 3 типа журналистики:

1) СМИ гражданские  те, которые выражают интересы  различных соц. групп. Стремится  быть независимыми от власти. Они ставят задачу свободного объединения граждан, чаще всего преследуют коммерческие цели, их роднит независимость от государства. Они состоят из 3 секторов:

       А) СМИ организаций – открыто  отстаивают интересы

       Б) СМИ явного коммерческого содержания – не связаны с политикой

       В) СМИ не политических организаций  – ветераны, церкви и т.д.

2) СМИ государственные  – создаются и демонстрируются  различными видами власти. Чем  выше демократия, тем меньше гос. СМИ.

3) Государственно-общественные СМИ – способны мах реагировать на общие проблемы, они могут выступать в общих проблемах, могут достигаться общие решения. Считается, что за этим типом СМИ перспектива.

При условии, когда в государстве 3 типа, в их функциях проявляется четкая тенденция:

    • Журналистика все больше будет влиять на общество, на решение задач, в которых заинтересовано все общество
    • Государственно-общественные СМИ постепенно будут трансформироваться в официальных оформлениях (вне государства)

 

Государственная политика в области СМИ

Государственная политика в области СМИ разрабатывается и реализуется на 2-х уровнях:

  1. Парламентские и президентские
  2. Управленческий

Законодательные инициативы предложения концентрируются в комитете гос Думы, направляются в СМИ на обсуждение.

Основы гос. политики по делам СМИ закреплены в Конституции:

  • Каждому гражданину гарантирует свободу мысли и слова
  • Каждый гражданин имеет право искать, получать, производить, передавать информацию.
  • Конституция гарантирует свободу слова, цензура запрещена.

 

Журналистская деонтология

Деонтология – свод понятий, принципов, закрепленных законодательно. Журналистская деонтология базируется на международных нормах. Они закреплены:

  1. в уставах международной организаций журналистики
  2. в международных журналистских хартиях
  3. в регионах ЮНЕСКО

Конституционные нормы уточнены в специальных законах:

  1. закон о СМИ
  2. закон о праве на информацию
  3. об авторском праве и смежных правах
  4. об участии в межд. информационном обмене
  5. закон о рекламе
  6. Об информации, информатизации, защите информации

Правоотношение всех, кто связан со СМИ закреплены законодательно

-с соц. институтами

- с гражданами

Должен торжествовать порядок. По закону все должны быть равны.

 

Информационная безопасность в сфере СМИ

Суть проблемы:

  • Имеется ли возможность у политической силы выйти на нужную аудиторию
  • Есть ли возможность у каждого гражданина в условиях плюрализма мнений ознакомиться со всеми точками зрения
  • По содержанию СМИ может ли каждый гражданин отделить «правду от кривды»

В РФ разработана доктрина информационной безопасности, в которой выражены все проблемы взаимодействия СМИ с обществом. Уточнена в 2004 году.

Доктрина:

  • Состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере.
  • Степень реализации конституционных правил на доступ к информации.
  • Степень упрочнения демократии в государстве
  • Упрочнение через СМИ культуры и т.д.

Уровень информационной безопасности в государстве тем выше, чем  полнее удовлетворяются потребности каждого человека в информации.

 

Самодостаточность СМИ

Систему СМИ можно считать самодостаточной:

  1. если каждое СМИ имеет возможность выражать общие для общества интересы
  2. если каждое из СМИ юридически совершенно и самостоятельно
  3. при условии, когда мах задействованы все СМИ
  4. если каждый гражданин может учредить свое СМИ
  5. если любой потребитель информации, выбрав несколько ее источников получит ее исчерпывающе.
  6. При условии, если не прерывается процесс совершенствования СМИ

 

Свобода – базовая основа функционирования журналистики

Свобода – важнейшее условие для СМИ в рамках, что дозволено и что недопустимо. Проблема свободы существует не одно столетие. Обозначилась проблема, когда возникла письменность. Свобода слова стоит в одном ряду с самым великими ценностями цивилизации – свобода совести, мыслей, убеждений. С момента возникновения свобода рассматривается как явление сложное, противоречивое, спорное, потому проблема свободы всегда находится в дискуссии. Все прогрессивные победы человечества вершились с участием журналистики. Свобод отражена во Всемирной Декларации прав человека (1948 – принята Декларация). Это право включает в себя беспрепятственное выражение своих убеждений, искать, получать, распространять информацию и идеи с использованием любых средств независимо от границ, которые существуют между государствами. Свобода СМИ рассматривается как комплекс мер по организации личности. Европейская конвенция по защите прав и свобод РФ придерживается этой нормы, строит свою политику в соответствии с этими документами.

 

Соц-творческая свобода журналистской деятельности

У свободы множество значений. В целом она понимается как отсутствие каких-либо ограничений. Это особенно ощущается в обыденной жизни. Абсолютная свобода человека нежелательна. Например, абсолютная свобода человека может привести к бедам, катастрофам. В журналистике свободные суждения могут быть ошибочными, ложными, могут возникнуть преднамеренные клинические позывы. С годами сложились общепризнанные нормы. Журналист, выполняя свой профессиональный долг, наталкивается на естественные препятствия (законы природы, общества, физические, соц. психолог.) Журналист наталкивается на препятствия, созданные человеком (полит. решения, эконом. нормы). Вместе с тем, пользуясь свободой, может с чем-то не соглашаться. Может предположить иной подход власти, предложения, направленные на уточнение каких-то решений. В этом состоит суть конструктивного подхода к журналистике. Опровергая, предлагай!

Важнейшим условием свободного творчества является проникновение в необходимость. Таким путем мы познали истину. Отсюда тезис – всякий мог познания есть шаг по пути к истине/свободы. Чтобы максимально воспользоваться плодами познания журналист должен опираться:

  • На знания
  • На самостоятельно собранную информацию

Если журналист специализируется какой-либо сфере он должен владеть знаниями данной сферы. Специалист должен стремиться к тому, чтобы ориентироваться энциклопедически.

Просто журналиста – в творческом использовании знания. Журналист должен помнить, что любое решение формируется в ходе диалога, сопоставляя позиции:

  1. прогрессивность позиций, образованность
  2. гуманизм
  3. владение анализом
  4. способность толерантно относиться к инокомыслию
  5. всегда вести диалог вежливо

 

Условия и факторы функционирования свободы журналистики

Для реализации соц-творческой свободы журналистики необходимы соответствующие условия и факторы:

  1. Экономические условия (затраты на реализацию творческих задач – помещения, оборудования, каналы связи)
  2. При рынке затраты должны быть меньше доходов. Если доходы выше всегда есть условия для развития повышения уровня свободы журналистов.

                                                                 Источники доходов СМИ:

    • От потребителей информации
    • От рекламодателей
    • Средства, которые выделяются на поддержку СМИ из государственного бюджета
    • Параллельная деятельность СМИ
    • Адресная помощь в бизнесе
    • Экономическая и финансовая поддержка СМИ в виде льгот

С экономическими условиями тесно связаны политические факторы. Если идеология СМИ соответствует политике государства, тогда государство будет заинтересованов том, чтобы экономически поддерживать СМИ. Стремясь процветать в условиях рынка, каждое СМИ имеет свою политическую нишу или стремится выражать интересы крупного бизнеса, предпринимателей, политических партий и политических деятелей. СМИ становится неотъемлемой частью политики, проводимой бизнесом и партиями. При срастании возможна манипуляция СМИ. Увод пользователей СМИ от реальной жизни общества. Чтобы избежать этого, государство должно проводить по отношению к СМИ политику (в том числе экономически).

Очень существенно, когда экономически проблемы СМИ решаются без постороннего вмешательства. Такое положение укрепляет независимость СМИ, их свободу. В условиях рынка достичь высоты, быть независимыми и свободными. Такие попытки были удачны на уровне государства и некоторых субъектов РФ. «Вольная Кубань»

 

Юридический аспект свободы журналистики

В государстве социальная, творческая и экономическая свободы регламентируются законодательством. Толкование в законодательстве право на свободу отражает свободу журналистики, в результате исторически сложились три свободы:

   -авторитарная

   -полная

   -ответственная

Авторитарная свобода исходит от власти. Власть устанавливает границы свободу СМИ. Эти границы строятся с учетом интересов политических, экономических и прочих. Авторитаризм свойственен любой господствующей силе общества.

Полная свобода в США возникла еще в 18 веке:

-публиковать  все воззрения и мнения 

-все учения должны быть известны всем, кто участвует в общественной жизни.

Ответственная свобода при сохранении принципиальных свобод журналистики требуется ее правовое регулирование. Тем самым пересекаются за злоупотреблением свободы слова. Свобода слова должна сочетаться с ответственностью.

 

Регламентация свободной журналистики в РФ

РФ регламентируется рамками законодательства, главным образом законом о СМИ (отдельно взятый закон о печати, ТВ, радиовещании и т.д.)

Закон о СМИ, действующей, предусматривает целый ряд ограничей.

                                                       Юридические запреты связаны:

- с охраной интересов государства

-запреты  связаны с охраной прав и законных интересов личности

Закон регламентирует права и обязанности журналиста:

  • Использование СМИ в целях совершениях уголовных действий
  • Разглашение государственной  тайны
  • Призывы к насильственному свержению власти
  • Прожигание розни национальной, религиозной, социальной и т.д.
  • Пропаганда войны

Если нарушается закон:

  1. уголовная ответственность
  2. административная ответственность (агентство по печати и массовой коммуникации)

 

Понятие функций

Функции (лат - обязанность, характер деятельности)

В журналистике функции – это совокупность обязанностей и задач. Через функции происходит достижение определенных целей. Совокупность функций – содержание журналистики как вида деятельности, сопряженный с функциями, можно представить схематически:

        1) цель (замысел)

        2) способы действия журналиста

        3) функция

 

Пространство функций журналистики

Специалисты делят функции журналистики на первичные и вторичные. Пространство, охватываемое первичными функциями – широкое.

ПЕРВИЧНАЯ – тот мир, его многообразие, где живут и действуют люди.

ВТОРИЧНАЯ – сфера действий СМИ.

Первичные функции для всех сфер одинаковые. Все СМИ одинаково обращены к действительности. Вторичные – своеобразные. Они зависят от социальной позиции каждого СМИ, от профессионализма журналистов. Это означает, что каждый из журналистов будет толковать ту или иную тему по-своему. В условиях рынка эта функция перенеслась на первичный план.

Информация о работе Зарождение и развитие журналистики: краткий исторический экскурс