Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:50, реферат
Жизнь на земле невозможно представить без журналистики. Создается впечатление, что журналистика появилась наравне с человеком. Возможно. действительно так? Бесспорно с древнейших времен информация происходила ото всюду. Информация циркулировала в обществе, поэтому всегда была нужда в сборе и распространении ее. Еще др. философы пришли к выводу, что информация обладает огромной созидательной силой. Вместе с тем сила разрушающая. Способствует обострению людских отношений и др. негативных явлений.
Зарождение и развитие журналистики: краткий исторический экскурс
Жизнь на земле невозможно представить без журналистики. Создается впечатление, что журналистика появилась наравне с человеком. Возможно. действительно так? Бесспорно с древнейших времен информация происходила ото всюду. Информация циркулировала в обществе, поэтому всегда была нужда в сборе и распространении ее. Еще др. философы пришли к выводу, что информация обладает огромной созидательной силой. Вместе с тем сила разрушающая. Способствует обострению людских отношений и др. негативных явлений. Целый ряд историков считают мифологических вестников представителями верховных богов, которые были у большинства богов. Обеспечивали связь между Богами и людьми. Греция- Гермес, Римляне – Меркурий, Русские – Велес, Христиане – Архангелы.
Уже с древнейших времен складывались способы распространения информации. В глубокой древности – устно, через посланников/вестников, которых называли вестовщиками. Вещали о войнах, завоеваниях, бедах и т.д. Затем к устной форме добавились изобразительные сообщения:
А) наскальные рисунки
Б) появились знаки (прообразы, письменность)
В)отдельные знаки трансформируются в определенные группы
Настоящий прорыв – изобретение печатного станка в Германии в 15 веке Гуттенберг. Мощное развитие.
Первое печатное издание – Библия. Затем появились первые информационные вестники прообразы газет. Эти вестникив большей мере походили на рекламные листки. Один из них в 16 веке начал издаваться в Венеции – первое рекламное издание, которое продавалось за монету, называемой «Газета». Так стало называться и издание.
Вплоть до начала 20 века основным способом распространения информации оставались периодические издания – газеты, а затем журналы.
С изобретением А. И. Поповы устройство, передающие звуки на расстояние, появилось радио в ___ г.
В 20 гг. на расстояние впервые была передана картинка – рождение нового вида СМИ – ТВ. В 70 гг. ХХ века был изобретен электронный способ передачи информации в ___ - Интернет в США. Изначально в военных целях.
Принято считать, что начало истории отечественной журналистики положила первая газета «Ведомости». Появилась по указу Петра 1. 15 декабря 1702 г. А первый номер 13 января 1703 года. Теперь это дата дня российской печати.
Важная веха – это эпоха персональной журналистики с 1719 г. (узкий круг лиц, а часто один человек издавал газету) до 1861. Отмена крепостного права положило начало развития массовой журналистики. Это период брожения умов. Многие люди хотели высказаться. С 1903 появилась большевистская искра до 1917 - период большевистской журналистики.
С 1917-1991 – партийная журналистика. С 1991 взяла начало новая эра – журналистика ориентированная на демократию. Она получила равные права и обязанности. Политика ее строится по горизонтали.
Журналистика как вид деятельности
В толковом словаре Ожегова: Журналистика – литературно-публцистическая деятельность в журналах и газетах; на радио, ТВ и т.д.
В энциклопедическом словаре: Журналистика – общественная деятельность по сбору, обработки и периодическому распространению, актуальной соц. информации.
В ряде случаев термин «журналистика» обозначает информационный продукт.
В онтоганстическом обществе проводит идеологию правящих сил.
В демократическом – проводит политику в целом обществе правящих классовых сил.
Корконосенко: Журналистика – 1) общественная деятельность; 2) … 3) продукция журналистской деятельности; 4) определенная отрасль образования.
Прохоров: Журналистика – 1) система средств массовой информации, компоненты которой взаимосвязаны; 2) относит к явлению социальному и рассматривает это соц. явление как важную органическую часть всей социальной системы.
Участие в журналистике в реализации потребностей общества
Потребности общества – фундамент в журналистике. На практике потребности перерастают в интересы. У людей различные интересы к информации. Интересы зависят от:
Потребности понятие широкое – могут быть обширными. Интересы более ограничены. Потребности могут иметь локальный характер:
Потребности биологические – глобальные, например, воспроизводство население. Интересы/отношение к этой глобальной потребности разные. Старшее покаление не могут иметь детей, а вот группа людей от 18-40 имеют такие интересы.
Потребности экономические – интересы- все население. Но особенно люди, связанные с материальными богатствами.
Потребности экологические – интересы-все население.
Потребности социальные – возможности интересы в разных странах зависит от уровня жизни.
Потребности политические – отдельные группы людей, которые объединяются.
Социальные роли журналистики
В соответствии с запросом общества журналистика выполняет ряд задач, зависит от универсальности журналистики. Универсальность-способность проникать всюду, видеть все, соответствовать многоукладности в жизни общества.
Социальные роли:
А) производственно-экономическая (обеспечение доходности на предприятии, изучение товарно-денежных на производстве)
Б) регулирующая – выступает как посредник. Служит установлению деловых отношений в обществе.
В) информационно-коммуникативная – связано с увеличением интенсивности информации, с повышением оперативности.
Г) духовно-идеологическая роль – утверждение здоровой морали привитие нравственных ценностей.
Массово-информационная природа журналистики
Информация – единственное средство, за счет которого журналистика исполняет свою роль.
Журналистская информация постоянна, рассчитана на массовую аудиторию.
Массовость – продукт людских интересов. Людские интересы можно разделить по множеству направлений: возраст, образование, мироощущение, убеждение, пол. Признаки и т.д. Все это журналистика учитывает, ориентируется на этом.
В направлении информации на массовость проявляется особенности журналистики как особой сферы соц. деятельности. Социальной т.к. информационная журналистика для человека своеобразный продукт, который приносит что-то.
Информация прежде, чем отправиться к людям должна быть собрана/ осмыслена/ обработана/ выстроена/ смонтирована в определенную последовательность. Информация всегда выступает в роли посредника между журналистикой и аудиторией. Через информацию обозначается проблема общества. С участием информации в обществе достигается результат. По предназначениям информация деется на группы: а) массовая – для всей аудитории или большей ее части; б) специальная – в широком смысле( для медиков), в узком(только для хирургов).
Под информацией
понимается вся совокупность сведений,
которую несет журналистика. Здесь мы
понимаем информацию в широком смысле.
В то же время широкая информация приобретает
узкий смысл: событийная – что и где произошло,
…, …, публицистическая, художественно-
При рассмотрении возникают трудности:
Качество массовой информации
Постоянная работа журналиста достигается высокой информативностью материала. Прохоров делит на 2 группы:
А) семантика текста – строгое соответствие текста, описывание действий.
Б) синтактика текста- внутренняя
структура текста; организация единства,
В) прагматика текста – польза дела – хар-ка отношения текста с аудиторией его усваеваемость.
2) Условие насыщенности
А) не банальность сведений (оригинальность), новизна
Б) декодируемость – доступность сообщения в соответствии с замыслом автора.
В) релевантность – уместность, относящиеся к делу, ценность для аудитории, сообщаемых сведений.
Отличительные особенности профессии
Сложность профессии
1. Соц. и моральная ответственность:
-перед обществом
- перед людьми
- перед историей
2. Журналист постоянно проходит испытания честолюбием, всегда на виду, доступно многое.
3. Сиюминутность того, о чем пишешь.
4. Профессия
с другой стороны – не
5. Абсолютная независимость – зависимость от редактора, от общественного мнения.
6. Оперативность
7. Информационность
8. Нет отдыха – всегда занят творчеством.
9. Отторжение
сочетания творчества и
Социальный статус журналиста
В социальный статус журналиста входит все то, что содержит труд журналиста, что характеризует связи журналиста с действительностью. Все то, что происходит в действительности. Самое важное, что происходит сегодня именуется злободневным и журналистика в первую очередь ориентирована на то, что происходит. Действительность, ее содержание производная действий как отдельных людей, так и всего общества. Эти действия на практике являются различными. Они могут быть: полезными и вредными, созидательными и разрушительными…
Поступки, дела, мысли людей – это и есть соц. основа деятельности журналиста. Основа неоднородная, давит на психику журналиста. И всему этому надо уметь противостоять. Под воздействием этого давления профессия жур-та является очень стрессовой. Действия жур-та происходят всегда в опасности. По рискованности опережает пожарных, военнослужащих. В ходе проф. Деятельности нередко возникают прямые угрозы в жизни жур-тов. Риски, возникающие у журналиста при исполнении проф. долга нуждается в защите государства. Наш труд должен быть также защите как и другие опасные профессии. Непременное условие для журналиста – общение с людьми. Желательно, чтобы это было врожденной, если нет, то нужно нарабатывать. Перед походом к человеку подготовься, чтобы знать, о чем говорить. Необходимо адаптироваться к инокомыслию, уважать чужое мнение, быть толерантным. Доверяя людям, тем не менее, проверять сведения. Особая бдительность, когда он выходит на критическую ситуацию. Всегда быть готовым к защите своей чести.
Организационно-творческое начало проф. деятельности журналиста
1) Функциональные основы труда журналиста
А) выбор темы
Б) сбор сведений, фактов, аргументов
В) изучение (анализ) выявленных данных
2) Отбор
сведений, синтез. Отбор должен быть
соответствовать данному
3) Проверка данных
4) Уточнение фамилий. Однообразное их написание.
5) Определение плана/композиции/жанра
6) Создание журналистского произведения
7) Согласование журналистского произведения. Если просят показать, мы не имеем право отказать.
8) Обнародование материала.
9) Изучение реакции на него.
Как толкуются в теории особенности труда журналиста.
Сложился соц. заказ на оптимального журналиста. Каждому не зависимо от должности и реакции предъявляются требованию.
Общее квалификационное требование, предъявляемое к журналисту
Требования к журналисту
Общеквалификационные:
А) Идейнонравственные требования – это связано с тем, что журналист обслуживает интересы общества, связанные с жизнью людей – журналист носитель всех ценностей. Он должен соответствовать этим ценностям, но и влиять на них - занимая любую позицию, но, не подменяя понятия факта, будь точен и этичен.
Б) Деловые качества – в первую очередь основываясь специальными профессиональными качествами, без чего журналист не может действовать. Знания, которые копятся с 1 курса. Знания обязательно должны прибавляться. От журналиста требуется быть комплексным, т.е. уровень его осведомленности должен быть не меньше того, о ком он пишет. Журналист должен уметь оформлять вопросы и проникать в суть этих вопросов. На первом плане суть людей. Журналист – это интеллектуальная профессия. Берись комментировать только то, что знаешь. Восприимчивость к новому. Он должен уметь воображать. Развивать культуру письма, речи.
В) Психологические качества – развивать все то, что связано с выполнением профессиональных обязанностей. Все должны быть оперативным, коммуникативным, доходчивым. Необходимо вживаться в ситуацию. Особое значение уметь найти подход к человеку.
Г) Физические качества – состояние здоровья журналиста не частое дело. Здоровье критерий подготовленности к профессии. Особо тяжело репортерам, операторам. Журналистам постоянно приходится погружаться в тяжелую ситуацию. Наибольшая нагрузка на зрение, опорно-двигательную систему.
Д) Этические нормы – этика журналиста предмет постоянных дискуссий. Сложились нормы, они поддерживаются силой общественного мнения. Главная норма – совесть, в зависимости от ситуации есть такие понятия, как стыд, удовлетворенность, гордость. Получение информации только честным путем. Точность в использовании информации. Взвешенно и обдуманно вторгаться в частную жизнь. Не называть человека, если он этого не хочет. Есть в этих нормах понятие тактичность (не отрывать его от дел, необходимо заранее определять цель визита, отправить вопросы, договориться о встрече заранее). Использование блокнота, камеры, диктофона, адекватно одеваться, взвешенное отношение к документам. Этические нормы сложились в каждой стране, на этот счет действуют различные.
Информация о работе Зарождение и развитие журналистики: краткий исторический экскурс