Зарождение и развитие журналистики: краткий исторический экскурс

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:50, реферат

Краткое описание

Жизнь на земле невозможно представить без журналистики. Создается впечатление, что журналистика появилась наравне с человеком. Возможно. действительно так? Бесспорно с древнейших времен информация происходила ото всюду. Информация циркулировала в обществе, поэтому всегда была нужда в сборе и распространении ее. Еще др. философы пришли к выводу, что информация обладает огромной созидательной силой. Вместе с тем сила разрушающая. Способствует обострению людских отношений и др. негативных явлений.

Файлы: 1 файл

Sopkin.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 

Индивидуальные требования, предъявляемые к журналисту

По  таким разделам как а) б) г) нет различий.

Индивидуально-деловые диктуются должностью.

     Репортер – мобильность, нюх на  события сенсации, широкая информированность, мужество, хитрость, нахальность.

     Обозреватель – широкий диапазон  мышления, чутье к особо значимым фактам, усидчивость.

     Аналитик – глубокая компетентность  в теме, быть готовым к журналистским  расследованиям.

     Интервьюер – манеры задавать  вопросы, соучаствовать.

Индивидуально-этические диктуются:

     А) с конкретной должностью

     Б) темой

     В) аудиторией

     Г) конкретными людьми

Множество этических установок. Журналист – источник информации: открытый, скрытый. В беседах надо быть скромным. Контакты с официальными лицами.

 

 

Специализация в журналистике. Виды индивидуальной творческой деятельности

Многие профессии подразделяются на специальности, определ. Виды деятельности в рамках профессии.

Общее деление:

   - газетчики

   - тележурналисты

   - радио

   - информ. агентство

   - работники  Интернет-СМИ и т.д.

В каждом виде СМИ всегда 2 вида работников: творческие и технори.

Творческие: репортер, обозреватель, ведущие.

В зависимости от специализации определяется в рамке сферы (культура, спорт и т.д.), в рамках жанра.

Журналистика имеет параллели с целым рядом других специализаций и профессий.

Специальности связаны с видами, 3 эпостасии:

     Жур-т организатор (собирает данные)

     Жур-т автор (композиция, выбор фактов)

     Жур-т редактор (обработка заказных  материалов)

На руководителей СМИ распространяется то же, но в другой последовательности: редактор-организатор-автор.

 

Типы журналистского творчества

Журналистская наука выделяет 3 типа творчества:

  1. Научный – среди жанров – статья, реферат, курсовая, дипломная работа, построение текста от общего.
  2. Публицистический – основная часть публицистики – рецензии, комментарии и т.д. Построение текста от факта
  3. Художественные – образные суждения – эссе, этюд, очерки, памфлет и т.д.

Типы творчества также бывают:

А) сугубо информационный – только факты

Б) смешанные типы, стили – информационно-публицистический/художественно-публицистический.

Главная задача все же информирование.

 

Самообразование и самовоспитание журналиста

 

Самообразование

  • Работа с источниками (периодическими)
  • Работа с практическими материалами
  • Ориентация на творчество другого журналиста
  • Приобщение к практике
  • Наблюдательность
  • Вести дневник, тренировать память
  • Формировать чувство собственной неудовлетворенности

Самовоспитание

Закалка с молодых лет

«Всякий, кто берет на себя смелость осведомлять публику, должен взвесить свои силы»

«Высказывать неточные суждения – сделать себя предметом презрения»

«Чтобы произносить искренние справедливые суждения изгнать из своего ума предупреждения, предвзятость»

«Не спешить с осуждением гипотез»

«Нет для журналиста большего греха, чем красть у собратьев высказанные им мысли»

«Не воображать будто то, что сам не понимаешь, не могут объяснить и другие» 

М. В. Ломоносов

 

«Важно обладать правом быстро сходится с людьми»

Б. Полевой

«Писать кратко, но не бедно»

Б. Агапкин

«Публицистика, по-моему, начинается там, где есть мысль. Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает»

А. Аграновский

 

Мотивации выбора профессии «журналист»

  1. Профессия загадочная, романтичная.
  2. Журналистика привлекает тем, что всегда связана с открытием нового.
  3. Журналистика дает возможность иметь доступ во все сферы жизни.
  4. Дает возможность человеку, много повидать.
  5. Журналистика творческая сфера.
  6. Плод журналистской деятельности самый дорогой.
  7. Плод журналистской деятельности всегда на первом месте у людей.

Журналистика для тех людей, которые постоянно ощущают в себе неудовлетворенность.

 

Первые попытки специальной подготовки журналистов

Журналистика как древнейшая профессия имеет свою историю. Проблема же учить журналистике обозначилась в начале 19в. От числа газет возрастала потребность. Особенно Германия, США, Италия и т.д. в одной из них, в Германии, была поставлена задача научить журналистике. В Берлине первая школа. Направление: юридические основы печатного дела, техника печатного дела, редактирование, обучение полимизированию, практическая журналистика, отдельно репортерскому ремеслу.

Потом в 1902 в США была открыта при колумбийском университете Высшая школа журналистики. Булицер вложил 2000000$

Уделялось внимание методике написанию материалов, реклам. Обучение совмещалось с работой в редакции.

 

Подготовка журналистов в России в начале ХХ в

В России в 1861 г. проблема журналистского образования стала острой.

Впервые, в 1902г была поставлена задача открыть школу журналистики. Только в 1905г открылись курсы по журналистике, существовали всего 9 месяцев. Вплоть до 1917 года школ не было, но было профессиональное консультирование. В Москве «Луч».

 

Подготовка журналистов в СССР до 1941

До 1917г большевики создавали большевистскую печать. После революции печать стала партийной. С созданием СССР журналистика (партийная) стала ориентировать на все слои населения. Первый съезд Союза российской журналистов состоялся в 1918. Хотели создать курсы журналистов, но не создали. В 1918 состоялся в 8 съезд РКП(б), где было принято решение подготовить партийных журналистов из рабочее-крестьянского населения. В школе было 50 человек ответственный Антон Керженцев. Керженцев создал первый учебник по устройству газеты. В 1921г школа была преобразована в институт Красных журналистов. Срок обучения 1 год. Задача: подготовка редакторов, зав. Отделами, литературных критиков. На базе его был образован ГИЖ. Обучение – 3 года С 1923.

 

 

Период 1941-1991

Уже к началу войны к 1941 система подготовки журналистов ГИЖа исчерпала себя. Новые требования стали предъявлять к журналистам. В годы войны процесс преобразования начался. Институты стали переходить в состав Университетов. В 1947 а Москве был образован факультет журналистике. В первые 5 лет были образованы отделы журналистов при партийных школах. Расширялась и углублялась профессиональная подготовка журналистов. Возросла значимость журналистской профессии, увеличилась профессия в кадрах.

 

Подготовка журналистских кадров в современности

Советский Союз ушел в прошлое. Появились предпосылки для создания демократической страны. Вместо вертикали СМИ появляется горизонталь. Не стало никакого деления в системе СМИ. Появляются условия для конкуренции.

 

Понятия системы СМИ

Система СМИ – это 1) виды СМИ (печать, ТВ, радио, информационные агентства, книгоиздания, Интернет); 2) подходы, способы журналистской деятельности. Журналистская деятельность распределяется:

    А) Сбор информационного продукта

    Б) Объем работы различный в  зависимости от замысла и жанра

    В) Зависит от сбора информации, от приема

3) От создания  журналистских произведений учитывается  время, все темы, объем материала.

4) Распространение  информации (обратная связь)

    А) официальные ответы, отзывы

    Б) обращение к читателям

    В) проведение выездных конференций, анкетирование и т.д.

 

Социальные субъекты СМИ

К соц. субъектам СМИ  относятся:

1) Создатели  информационного продукта:

А) Прямые создатели (потенциальные авторы, штатные сотрудники)

Б) Соучастники прямого создания информационного продукта (лица, которые привлекаются журналистами)

В) Вспомогательные участники (бухгалтерия, плановый отдел)

Г) Косвенные создатели (информационные агентства)

2) Потребитель информации

А) Прямые потребители (тот, кто прочитал, посмотрел)

Б) Косвенные (профессиональные журналисты, сами авторы)

В) Лица, которые получили информацию от посредника.

 

СМИ, как объекты других социальных систем

Система СМИ или отдельные ее элементы выступают в качестве в качестве объектов более глобальных соц. систем (системы образования, эконом. системы, системы здравоохранения)

СМИ как части иных систем связаны с деятельностью всего общества.

СМИ как объекты других систем осуществляют общественный диалог. Они устанавливают связи, поддерживают эти связи. Основным участником выступает личность. Она всегда носитель общественных отношений. Через личность в обсуждение/диалог вовлекаются различные соц.

 

 

Структура СМИ

Она включает в себя 5 основных групп.

  1. Печатные СМИ – информ. продукт – текст
  2. Аудио-визуальные (электронные)  - радио, докум. кино, ТВ.

 Радио – самое оперативное  СМИ

            - самое доступное СМИ

            - самое дешевое СМИ

         ТВ – документальности/картинка

         Документальное кино – объемное глобальное выражение того, что происходит в жизни.

  1. Информационные агентства – обеспечивает деятельность других СМИ. Они посредники. Крупные информационные агентства тиражируют новости по всему миру. (Итар-ТАСС, Интерфакс, РИА-новости)
  2. Книгоиздание – по ряду признаков оно тяготеет к системе СМИ т.к. занимается сбором информации, распространению, а главное хранение.
  3. Интернет – законодательно не относится к СМИ, с другой стороны является формой распространения СМИ. Пространство, открытое для всех. Он содержит электронные версии всех структур СМИ.

 

Типология СМИ

Структура переходит в типологию, дальнейшее деление СМИ. Типология – классификация СМИ по общности каких-либо признаков. Каждая газета отличается по каким-то частностям. Их множество, периодичность, проблематика, объем, формат. Движение в типологии постоянное, непрерывное. Влияет на этот процесс реалии жизни.

    А) Регион распространения 

    Б) Содержание СМИ:

Первое:

  • Транснациональные СМИ
  • Межнациональные СМИ
  • Общенациональные СМИ (центральные СМИ)
  • Региональные СМИ( внутри субъектов РФ)
  • Местные
  • СМИ предприятий, ведомств, учреждений

Деление на аудитории:

  • Универсальные СМИ (для всех)
  • Для части населения (специализированные СМИ)
  • По степени открытости

- легитимные (зарегистрированные)

- квазилегитимные (незапрещенные)

- нелегитимные (не имеющие право  на существование)

Второе:

  • Официальные СМИ
  • Качественные СМИ называют СМИ, которые содержат достоверную информацию.
  • Деловые СМИ (определяются по профессиональным признакам)
  • Облегченные СМИ (бульварная, желтуха)
  • Развлекательные СМИ
  • Рекламные СМИ

 

Каждое СМИ должно иметь сведения о себе: номер, тираж и т.д.  – ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

 

Инфраструктура СМИ

Инфраструктура деятельности журналистики

- Средства  для производства информации, начиная  с ручки

- Средства  для доставки информации

- Вспомогательные  службы: бухгалтеры, информационные агентства

 

Службы, паблик риэлшенс (пресс-службы)

Связи с общественностью широко распространены. Возможно более 50% журналистов работают в пресс-службе. Она является полноправным разделением ведомства. На 80% их работа связана со СМИ, распространяют информацию в зависимости актуальности.

Пресс-служба – управленческие функции.

Пресс-служба – устанавливает связи со всеми организациями, они оценивают и продвигают программы организации. Через пресс-службы разрешаются все конфликты.

 

Рекламные организации

С 1991 Россия ведет рыночную экономику. Ослабевает гос. регулирование все передается в частные руки. Конкуренция =>реклама. Реклама является атрибутом конкуренции, она продвигает товары и услуги. Рекламные организации могут быть самостоятельными (имеют свои  издания), опираются на СМИ по взаимовыгодным условиям.

 

Условия для функционирования СМИ

Условия для функционирования СМИ. Если нет условий, ничего не получится:

  1. Они исходят из содержания государственного устройства. В демократическом государстве больше свободы и независимости. В диктаторстве – СМИ подчиняются госудорству.
  2. Условия определяются законодательством (для всей страны/в рамках региона/мин. образований). Законодательство определяет, что можно, в чем ограничения и что запрещено.
  3. Условия зависят от предпочтения общественных журналистских организаций.
  4. Условия зависят от устава редакций в каждом СМИ.
  5. Условия всегда связаны с финансовыми возможностями СМИ.
  6. Связаны с государственной или частной поддержкой.
  7. Связаны с частными интересами
  8. С поиском собственной ниши
  9. С наличием кадров
  10. Условия связаны с объединением усилий общегосударственных задач.

 

Социальные институты в государстве: роль, особенности, задачи

Система соц. институтов складывается в демократическом государстве. Каждый из соц. институтов имеет правовые основы, т.е. законод. положения, нормы. Из них вытекают задачи и функции соц. институтов.

Объединяют все соц. институты тем, что они все служат интересам общества, потребности общества всегда в повестке дня соц. институтов.

Соц институты:

- прокуратура – обеспечивает исполнения законов

- мин.внутр.дел (полиция) – обеспечивает порядок в стране.

- юстиция  – учитывает нормы законов, регистрирует  законодательные положения

- суд –  обеспечивает правосудие.

- налоговая  служба

- образов

-здравоохр

- экономики

-иностр  дел

Во главе исполнительная власть – президент.

 

Журналистика, как самостоятельный соц. институт

Журналистику рассматривают в качестве самостоятельного соц. института со своими ярко выраженными отличительными задачами:

        - собирать

        - обрабатывать

        - распространять

Этот институт самостоятельно связанная система подразделений: печать, ТВ, радио, И.А, книгоиздания, док.кино.,Интернет.

Центральная задача всех подразделений – влиять на сознания людей, формировать общественное мнение, пропагандировать решение, которое принимаются органами власти страны. В демократическом государстве журналистикав особых условиях: к мах гражданской свободе, граждане участвовали в выборе мнений и решений, гос-во ставит вопрос так, чтобы проблемы решались с участием граждан, гластность, т.е. в демокр.гос. складывается диалоговая демократия.

Информация о работе Зарождение и развитие журналистики: краткий исторический экскурс