Историческая экскурсия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Экскурсионный туризм является одной из основных форм рекреационной деятельности. В структуре рекреационных потребностей экскурсионный туризм составляет 10–20% всего объёма потребностей в длительном отдыхе, а потребности в экскурсионном туризме в структуре кратковременного отдыха в выходные дни составляют 16–20%.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Экскурсионный туризм является одной из основных форм рекреационной деятельности. В структуре рекреационных потребностей экскурсионный туризм составляет 10–20% всего объёма потребностей в длительном отдыхе, а потребности в экскурсионном туризме в структуре кратковременного отдыха в выходные дни составляют 16–20%.

     Данная  тема была выбрана для того, чтобы поподробнее ознакомить с таким известном художнике мирового уровня, как Иероним Босх. Его «ювелирная» работа поражает, на столь большом холсте – столь маленькие детали. Очень много причудливых людей, фантастическо-дьявольских существ и уродливых животных, но одновременно присутствует ангельские лица святых и младенцев. Привлекает разнообразие палитры, сочетание спокойных тонов на левых створках триптихов; на центральных частях сочетание спокойных и ярких, «вызывающих» красок; а на правых створках бушуют пожары, клубы дыма, все в мрачном цвете. Очень интересно наблюдать с далека за триптихом «Сад земных наслаждений», видно как плавно изменяется цветовая гамма всей картины слева на право, от светлого к мрачному. Можно сразу задуматься, не вдаваясь в детали, о том, что художник изображает зарождение жизни, саму жизнь и загробный мир. В истории мирового искусства не встретить такого мастера, который вызвал бы такую массу разноречивых толкований и противоположных оценок, как Иероним Босх.

     Цель  разработанной экскурсии состоит  в том, что бы ознакомить экскурсантов с творчеством Иеронима Босха.

     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

     1. Выявить методические особенности подготовки и проведения исторических обзорных экскурсий;

     2. Провести анализ обзорной исторической экскурсии;

     3. Выявить проблемы развития данных экскурсий;

     4. Разработать новый маршрут исторической  обзорной экскурсии.

     Курсовая  работа состоит из трех частей: первая и вторая посвящены методике подготовки и проведения  экскурсий. Третья часть включает методическую разработку исторической обзорной экскурсии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Методика подготовки  исторической экскурсии 

     Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это  слово проникло в XIX в. И первоначально  означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурсия).

     Классификация представляет собой распределение  предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости  от их общих признаков.

     Особенности восприятия экскурсионного материала  каждой из указанных групп требуют  внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику  их проведения, а также в их продолжительность. В настоящее время экскурсионные работники имеют дело с несколькими видами классификации экскурсантов.

     Сущность экскурсии можно определить так: наглядный  процесс  познания окружающего  мира, процесс, построенный на заранее  подобранных объектах, находящихся  в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых  к экскурсии, а также сумму  методических приёмов подготовки и  проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

     Исторические  экскурсии способствуют формированию нравственных качеств личности и  распространению исторических знаний. В процессе овладения историческими  знаниями формируется историческое мышление личности, способной самостоятельно сопоставлять факты, события прошлого и настоящего, видеть исторические явления в их развитии и взаимосвязи с другими событиями и фактами общественной жизни. Местные памятники сохранившие историческую информацию локального характера конкретизируют исторические события и помогают увидеть общие закономерности исторического процесса.      

     По  своему содержанию исторические экскурсии  подразделяются на подгруппы: военно-исторические, общие исторические, историко-краеведческие, археологические, этнографические.     

     Создание  экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной  предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.      

     Выделяют  несколько этапов создания экскурсии:

  1. Определение  цели и задачи экскурсии
  2. Выбор темы
  3. Отбор литературы и составление библиографии
  4. Определение источников экскурсионного материала
  5. Отбор и изучение экскурсионных объектов
  6. Составление маршрута экскурсии
  7. Объезд или обход маршрута
  8. Подготовка контрольного текста экскурсии
  9. Комплектование «Портфеля экскурсовода»
  10. Определение методических приемов проведения экскурсии
  11. Определение техники проведения экскурсии
  12. Составление технологической карты
  13. Составление индивидуального текста
  14. Прием (сдача) экскурсии на маршруте
  15. Утверждение экскурсии в качестве турпродукта туристкой фирмы.

     К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования. Работа считается завершенной, когда будут подготовлены все необходимые документы. Вся документация должна храниться в туристской фирме. При условии, если экскурсовод штатный или если подготовлен работать в качестве экскурсовода один из ее менеджеров, а не приглашенный по контракту другой экскурсовод.

     Каждая  экскурсия должна иметь целевую  установку. Цель экскурсии – это  то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.п. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач.

     Выбор темы зависит от потенциального спроса на определенные экскурсии, конкретного заказа, реализации дифференциального подхода к обслуживанию разных групп населения, целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе классификации экскурсий по содержанию. Тема содержит указание на то, какому кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремится автор привлечь внимание аудитории, что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

     Тема  регулирует экскурсионный рассказ, не давая  возможности  экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех  случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ  экскурсионных  объектов: по пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.

     Каждая  тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершенностью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся. В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. В таких экскурсиях обычно бывает больше факторов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая ее подтема может стать темой для самостоятельной экскурсии.

     Выбрав  тему нужно подумать о ее формулировке. Следовательно, тема экскурсии и  ее название – не одно и то же. Название экскурсии – это ее визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким. Другими словами, в названии необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии, ее тему, сделав его при этом привлекательным для потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий («Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.

     У экскурсии на одну и ту же тему может  быть несколько названий в зависимости  от состава участников экскурсии и поставленной цели.

     Исторические  экскурсии имеют следующие особенности: содержание экскурсии содержит достоверные  исторические факты, события прошлого и настоящего, связанные между  собой; наличие в экскурсии историко-краеведческого материала.

     Методика  подготовки исторических экскурсий  в своей основе сохранила общую  для всех экскурсий последовательность различных этапов разработки. Но при  разработке исторических экскурсий  нужно учитывать специфические  требования. Одним из основных этапов разработки исторических экскурсий является подбор исторических фактов, их объяснение, а так же отбор экскурсионных объектов с ним связанных. Экскурсовод должен провести исследовательскую работу, тщательно изучить достаточное количество источников, обеспечивающих достоверность выводов и обобщений. Изучая исторические события, отбирая экскурсионные объекты, составляя текст экскурсии важно иметь в виду, что историческое явление должно быть типичным и отображать историческую связь своего периода; исторический факт должен быть раскрыт в общей цепи исторических фактов и в взаимосвязи с ними.

     Отбор исторических фактов – это начало разработки экскурсии. Факты надо объяснять  с определенной позиции, на основе принципов  научности, объективности, исторической достоверности, связи с современностью, доходчивости и убедительности. Способы реализации данных принципов в каждой конкретной экскурсии зависят от темы экскурсии и исторического материала, заложенного в объектах и составляющего ее содержание.

     Сопоставление прошлого и настоящего в исторических экскурсиях позволяет видеть тенденцию общественного развития и при этом активизирует познавательную активность экскурсантов. Этому способствуют также принимаемый прием контраста, характерный для исторических экскурсий. Если в качестве объекта выступает культовое здание (церковь, собор), то экскурсовод на конкретных фактах раскрывает роль и значение религии на различных этапах становления государства. При знакомстве с историко-архитектурными объектами – дворцами, дворянскими усадьбами, недостаточно ограничиться рассмотрением их архитектурно-художественной ценности, здесь необходимо рассказать об условиях, в которых они создавались.

     Важным  требованием методики разработки исторической экскурсии является умение в каждом конкретном случае определить оптимальное соотношение общеисторического и местного материала. Если объекты исторической экскурсии содержат информацию о факте местной истории, то общеисторический материал будет фоном, используемым в рассказе экскурсовода для исторического анализа событий. Если же экскурсионный объект и связанное с ним событие имеет важное значение, то задача экскурсовода будет заключаться в поиске историко-краеведческих фактов, незнакомых экскурсантам. 

     Особенности исторических экскурсий определяют требование целостности логической последовательности в показе и в изложении исторического материала. Это требование является главным при отборе объектов, разработке маршрута, написании текста и проведении исторической экскурсии. Наиболее традиционным способом выполнения этого требования является хронологический принцип построения маршрута экскурсии и изложения исторического материала, также можно использовать и тематико-хронологический принцип, когда выбирается определенный угол зрения и под ним события рассматриваются в хронологической последовательности. 

     В объединении разрозненных исторических фактах важную роль играют логические переходы и  портфель экскурсовода. Среди наглядных средств, входящих в портфель экскурсовода, следует  выделить карты, схемы, они применяются, если речь идет о масштабных событиях, когда экскурсионные объекты разбросаны по большой территории, и охватить их единым взглядом экскурсанты не могут.  

Информация о работе Историческая экскурсия