Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:23, курсовая работа
Экскурсионный туризм является одной из основных форм рекреационной деятельности. В структуре рекреационных потребностей экскурсионный туризм составляет 10–20% всего объёма потребностей в длительном отдыхе, а потребности в экскурсионном туризме в структуре кратковременного отдыха в выходные дни составляют 16–20%.
2.
Методика проведения
исторической экскурсии
Историческая экскурсия - это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, в основу исторической экскурсии может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени.
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
1.
историко-краеведческие
2.
археологические знакомят с
3.
этнографические позволяют
4. военно-исторические - проводятся по местам боевой славы;
5.
историко-биографические - по местам
жизни и деятельности
6.
экскурсии в исторические
7. производственно-исторические;
8. историко-театральные;
9. историко-музыкальные;
Экскурсоводу необходимо постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, изучать запросы и интересы аудитории; проявлять воспитанность, высокую культуру в работе; быть вежливым, тактичным в общении с экскурсантами; владеть методикой проведения экскурсии; любить свое дело.
Важное условие успешного проведения исторической экскурсии - культура, темп речи. Экскурсовод в начале экскурсии должен установить контакт с группой, определить её интересы, уровень знаний. Общее впечатление об исторической экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов, чуткость, внимательность, тактичность, пунктуальность, достойный внешний вид, походка, жесты.
Однако главное в исторической экскурсии - это её высокая идейность и убедительность содержания, яркая эмоциональная форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. Эффективность исторической экскурсии во многом зависит от техники ее проведения.
Методика
проведения исторической экскурсии - целенаправленный
процесс организации труда
В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии - это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях.
Методика показа объектов сложна и в зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, степени сохранности объектов осуществляется с помощью различных приемов. В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причем показ объектов занимает в ней ведущее место.
Показ в экскурсии - целенаправленный процесс изучения объектов, сопровождаемый анализом и квалифицированными пояснениями экскурсовода. Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме.
В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.
Показ
объектов на экскурсии осуществляется
с помощью разнообразных
Предварительный осмотр - прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.
Экскурсионный анализ предполагает детальное изучение экскурсионного объекта или осмотр его отдельных частей с целью более глубокого изучения их свойств.
Зрительная реконструкция. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.
Зрительное сравнение - это прием с помощью которого осуществляется сопоставление (сравнение) объекта или группы объектов, подтверждающее их сходство или различие.
Локализация событий - это способ показа исторического места, события, явления в соответствии с локальной (местной) обстановкой, в которой они проходили.
Показ наглядных пособий применяется с целью дополнения зрительного ряда или обогащения восприятия объекта и связанных с ним событий.
Все перечисленные приемы показа самостоятельно почти не применяются (за исключением приема предварительного осмотра) и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом. Средствами показа экскурсионных объектов являются словесное описание (рассказ) и жест. Необходимость жеста вызвана тем, что экскурсоводу приходится не только рассказывать, объяснять, комментировать, но и показывать заранее отобранные объекты. Жесты экскурсовода сопровождают речь, передают определенную информацию, ориентируют экскурсантов на объект. Главная особенность жеста на экскурсии в том и состоит, что он связан не столько с устной речью (рассказом), сколько с показом объекта, являясь составной частью наглядности.
Рассказ экскурсовода - информационное изложение материала экскурсии, имеющее подчиненное отношение к показу объектов. По отношению к показу рассказ вторичен, подчинен показу и вне показа не используется. Рассказ носит подчиненный характер и тогда, когда опережает показ объекта, ибо нацеливает экскурсантов на осмотр объекта. Таким образом, рассказ может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Вне маршрута и конкретных объектов показа экскурсионный рассказ не существует. Убедительности рассказ достигает с помощью зрительных доказательств. Рассказ экскурсовода всегда должен иметь четкий композиционный план, обусловленный единой темой, включающей несколько подтем.
Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы во многом определяется правильно отобранными приемами рассказа. Существует несколько приемов рассказа:
Предварительный обзор используется перед показом нескольких объектов. Предусматривает краткое информирование об объектах, исключенных из показа, но являющихся частью общего фона зрительного ряда.
Экскурсионная справка - это сжатое изложение сведений об объекте и событиях, с ним связанных, в соответствии с содержанием экскурсии.
Описание (характеристика) объекта / субъекта - это подробное изложение особенностей объектов / субъектов, воспроизведение их облика или характерных черт, в том числе отдельных частей, процессов, явлений.
Объяснение позволяет осветить внутреннее содержание объекта, его связь с событиями, явлениями, причинами произошедшего.
Комментирование используется при демонстрации объекта, передовая динамику его развития.
Репортаж - краткое изложение событий или описание явлений, который наблюдаются во время экскурсий.
Цитирование - введение в рассказ экскурсовода отрывков из произведений.
Литературный монтаж - использование отрывков из произведений художественной, документальной и другой литературы для воссоздания цельной картины событий, явлений.
Беседа - вид рассказа, который используется при организованной встрече экскурсионной группы с участниками либо очевидцами событий.
Последовательность общего и локального материала экскурсии может быть различной. Как правило, местный материал излагается при показе конкретных объектов экскурсии, общий во вступлении к теме экскурсии, выводах, логических переходах в заключении экскурсии.
Помимо показа объекта экскурсовод должен владеть техникой показа наглядных пособий. Наглядные пособия показываются тогда, когда этого требует излагаемый материал.
Очень широко используется методический прием рассказа - цитирование: приказов, дневниковых записей, воспоминаний непосредственных участников событий. Как специальный методический прием здесь используются виды движения:
1. движение экскурсантов вблизи объекта с целью его лучшего наблюдения;
2. замедленное движение вокруг комплекса объектов;
3. при показе объекта в движении рассказ опережает показ.
Следует заранее предупредить группу как вести себя в галерее (особенно если это дети или подростки): соблюдать тишину, не курить.
Правильная
классификация экскурсий
3.
Методическая разработка
исторической экскурсии
Творчество
Иеронима Босха – «на
грани разумного»
3.1.
Характеристика экскурсии
Тема: Творчество Иеронима Босха – «на грани разумного»
Цель: Ознакомление экскурсантов с творчеством и биографией Иеронима Босха
Объекты экскурсии: картины Иеронима Босха: «Распятая мученица», «Воз сена», «Страшный суд», «Сад наслаждений», «Фокусник», «Удаление камней глупости», «Несение креста».
Подтемы:
Маршрут: экскурсия проводится с использованием мультимедийного оборудования
Вид экскурсии: искусствоведческая
Продолжительность экскурсии: 15 минут
Экскурсовод: Загер Мария
Экскурсанты:
студенты группы 171060
3.2.
Маршрут
Точка 1. Слайд 1-3 – Вступительное слово. Экскурсанты знакомятся с краткой биографией художника. (2 мин.)
Точка 2. Слайд 4-5 – Характеристика творчества: Экскурсовод рассказывает об особенностях творчества художника . (3 мин.)