Историческое развитие общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 04:27, доклад

Краткое описание

Общественное мнение – это одна из наиболее важных структур мира, органично ему присущих, без учета которой нельзя принимать ни одного сколько-нибудь серьёзного решения в любой сфере жизни общества.
Определение общественного мнения — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан. Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории.

Файлы: 1 файл

смк.docx

— 21.87 Кб (Скачать)

Общественное мнение – это одна из наиболее важных структур мира, органично ему присущих, без учета которой нельзя принимать ни одного сколько-нибудь серьёзного решения в любой сфере жизни общества.

Определение общественного мнения  — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан. Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории.

Первый подход опирается на количественное измерение параметров общественного мнения.

Второй заключается в исследовании различных способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.

Третий подход заключается в анализе роли общественного мнения в процессах общества и политики.

И четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение.

Зарождение представлений об общественном мнении относится к эпохе Античности, однако, еще в текстах древнекитайской философии речь шла о важности изучения общественного мнения людей с целью его адекватного использования в управлении. В частности, в даосизме считалось, что из четырех причин гибели государства, одна - это когда чувства и настроения людей не используются правителями в деле управления

В Древней Греции софисты, будучи сторонниками демократического государства, отводили значительную роль в его делах общественному мнению. Часть философов того времени считали демократию наилучшим состоянием общества. К таким относится Демокрит и его последователи. Они полагали, что мнение большинства - важнейший критерий организации всей общественной жизни. Протагор, подразумевая под общественным мнением «мнение большинства», отдавал ему на откуп решение вопросов о том, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. Аристотель утверждал, что мнение народа — инструмент, с помощью которого можно контролировать дела государства и в то же самое время расценивал его в качестве права.

Известная латинская поговорка «Vox populi vox Dei» (лат. «Голос Народа — Голос Бога»), эквивалент русской пословицы: «Глас Народа — Глас Божий», по всей видимости, появилась в период, когда существовало могущественное Римское государство. Авторство этого крылатого выражения зачастую неверно приписывается английскому историку XII в. Вильяму Мальмсберийскому.

Кант, который заявил о существовании «мирового общественного мнения», прославляя его как прогресс «разума», значительно расширил рамки понятия «общественное мнение». Будучи решительным противником тирании, он заявлял, что деспот должен быть низложен, но только легальными средствами. Смысл его рассуждений ясен: общественное мнение вправе отказать в поддержке тирану, который, будучи поставленным в условия моральной изоляции и опасаясь стихийного мятежа, вынужден будет внять голосу народа, соблюдать существующие законы или реформировать их, если они нуждаются в исправлении.

Не обошел этот феномен своим вниманием и великий философ Г.Ф. Гегель. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый - условия существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения, третий- носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый - соотношение “всеобщего” и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

Общественное мнение невозможно отождествить ни с одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т. д. В силу этих обстоятельств общественное мнение может быть признано еще одной формой общественного сознания, ибо по своему предмету оно как бы пронизывает все формы сознания т. е. выступает как вид общественного сознания, однако уступая ему в широте диапазона.

Исходя из сказанного можно попытаться определить общественное мнение как отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях. Общественное мнение отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью. Эти качества феномена во многом зависят от объекта и субъекта общественного мнения.

Общественное мнение как социальный институт

Как элемент демократии, общественное мнение имеет право на сотрудничество с государством, и средства массовой информации – мощнейший, ведущий социальный институт, обладающий возможностями для поддержания, оптимизации этого сотрудничества.

Под общественным мнением обычно понимают неформальный социальный институт, имеющий вид совокупности оценочных суждений, коллективным автором которых является массовое сознание неопределенно большого числа людей. Оно, как правило, оформляется в интегральные оценочные формулы и формулировки относительно предметов, имеющих общую значимость, вызывающих самый широкий интерес.

Общественное мнение имеет всегда групповой характер. При этом группы могут быть самыми разными по количественным и качественным параметрам от народа в целом (гражданского общества) до локальных групп граждан конкретного региона, членов профессиональной корпорации, отдельного коллектива, жителей микрорайона или двора и т. д.

Как социальный институт развитого общества общественное мнение выполняет ряд функций. Российские социологи В.В. Припечкин и И.А. Андреева выделяют следующие социальные функции общественного мнения:

1. Оценочная — основная гносеологическая функция общественного мнения. Она включает в себя выражение заинтересованно-ценностного отношения массового социального субъекта к тем или иным событиям и явлениям социальной жизни. Реализуя эту функцию общественного мнения, субъект выражает свое одобрение или неодобрение, доверие или неудовлетворенность.

• Познавательная — органически связанная с оценочной функция, в силу которой общественное мнение выступает как средство и способ социального познания.

• Адаптационная — это функция общественного мнения, связанная с ролевыми ожиданиями и реализуемая в процессе социализации. Общественное мнение наряду с семьей, школой и другими социальными институтами участвует в социализации, активно формируя у субъекта стремление выполнять принятые в обществе нормы и правила и оправдывать возложенные на него ролевые ожидания.

• Функция культуронаследования основывается на способности общественного мнения к социальной трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры. Общественное мнение служит хранителем и носителем традиционных моральных ценностей, так называемой «народной мудрости», ритуалов и обычаев, предрассудков и стереотипов.

• Целеполагающая — функция общественного мнения, связанная с его участием в определении стратегических целей политики и социального управления.

• Консультативная — функция, выполняемая общественным мнением в ходе референдумов, когда власть обращается к нему за советом по поводу назревших первостепенных социальных, политических, экономических проблем. На основе анализа советов общественного мнения власти корректируют свои решения и методы управления.

• Управленческая функция объединяет в себе регулятивную и номенклатурную функции. Она состоит в регулятивном воздействии общественного мнения на социальные субъекты и процессы. Общественное мнение в своей регулятивной функции обеспечивает реализацию определенных норм социальных отношений 

 

 


Информация о работе Историческое развитие общественного мнения