Речевая агрессия (теоретический обзор)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия», «агрессия слова» широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних десяти лет. Однако феномен агрессии как объект изучения лингвистики до сих пор остаётся мало исследованным, особенно на отечественном материале.
Актуальность темы исследования обусловливается, прежде всего, неблагополучным социокультурным положением в обществе, снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в СМИ.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3-4

Глава 1. Проблема речевой агрессии в современной русистике
(теоретический обзор)..........................................................................5-10
Глава 2. Речевая агрессия: функциональный аспект...................................11-31
2.1. Речевая агрессия в устной речи...................................................11-17
2.2. Речевая агрессия в письменной речи (на материале
дагестанской публицистики).........................................................17-32
Глава 3. Речевая агрессия: стилистический аспект.....................................33-36
3.1. Инвектива......................................................................................33-34
3.2. Жаргонизмы..................................................................................34-35
3.3. Сленг..............................................................................................35-36
3.4. Ненормативное использование иноязычной лексики..............36-

Файлы: 1 файл

Речевая агрессия в Дагестане.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

 

2)     «Я всё маме расскажу!» - мальчик 6ти лет.

Здесь угроза выражается синтаксически: восклицательным предложением с глаголом 1 лица ед. числа будущего времени.

 

3)     «Если ты ещё раз такое скажешь, я тебя выстегну!» - сказала девушка 20-22 лет своему младшему брату.

В данном примере угроза выражена с помощью глагола физического воздействия из молодёжного жаргона «выстегну» (побью) и восклицательной интонации.

 

4)     «Я тебе на лбу напишу эти слова!» - это сказал парень 26-28 лет другому парню на улице.

В данном случае форма выражения угрозы – восклицательное предложение, а также агрессивное значение сказанного – «на лбу напишу».

 

5)     «Я тебе сейчас по зубам дам. Закройся, пока не поздно!» - сказал парень 18-20 лет, ссорясь с девушкой.

Здесь формами выражения угрозы являются:

- слово, в лексическом значении которого заключается негативная оценка («закройся» - замолчи);

- фразеологизм с негативным значением («по зубам дам»);

- восклицательное предложение с глаголом 1 лица ед. числа будущего времени;

- неопределённо-личное предложение (второе).

 

6)     «Я тебе уши надеру!» - это сказала женщина 28-30 лет своему ребёнку.

В этом примере угроза выражается в употреблении глагола физического воздействия («надеру»). Синтаксически она выражается восклицательным предложением с глаголом 1 лица ед. числа будущего времени.

 

7)     «У тебя понты выше крыши! Я тебя на место посажу!» - сказал парень 18-ти лет при ссоре с девушкой.

В данном примере угроза выражается опять при помощи глагола физического воздействия («посажу») и синтаксически – предложением с глаголом 1 лица ед. числа будущего времени. Кроме того, само сочетание «на место посадить» в применении к человеку является резко агрессивным по значению.

 

8)     «Если ты сейчас рот не закроешь, то по башке у меня получишь!» - это сказала студентка 5 курса однокурснику.

Угрозу выражает здесь использование глагола физического воздействия («получишь») и тип предложения (восклицательное). А также употребление выражения «по башке получишь», представляющее собой обещание физического воздействия.

 

9)     «Не буди во мне зверя!» (шутл.) – сказал парень 19-20 лет своей однокурснице.

Угроза выражена морфологически – глаголом в форме повелительного наклонения и синтаксически – неопределённо-личным предложением.

 

10) «Я всю твою домовую книгу порву!» - сказал парень 20-22 лет при разговоре другу.

В данном примере угроза выражается следующим образом:

- восклицательным предложением с глаголом 1 лица ед. числа будущего времени;

- употреблением глагола физического воздействия («порву»).

 

11) «Молодой человек! Ещё одно замечание – и вы выйдете из зала», - сказала библиотекарь 35-38 лет, обращаясь к парню в читальном зале.

В этом примере угроза выражается синтаксически – бессоюзным предложением, морфологически – глаголом 2 лица множ. числа («выйдете») и лексически – говорящий выражает уверенность в том, что молодому человеку придётся подчиниться.

 

12) «Я тебя в последний раз предупреждаю!» - сказал водитель маршрутки другому водителю.

Здесь угроза выражается лексически. А именно: словосочетанием «предупредить в последний раз» означает, что в следующий раз лицо, сказавшее это, прибегает к активным действиям.

 

13) «Ты думаешь, мы простые люди? Ты ошибаешься! Ты перед судом будешь за это отвечать!» - женщина 28-30 лет в телефонном разговоре.

Агрессия выражена:

- синтаксически (риторический вопрос, повторы)»

- интонационно (восклицание);

- лексически (последнее предложение – угроза в открытой форме) с употреблением глагола 2 лица ед. числа будущего времени.

 

3. Замечание – это указание на ошибку, выговор. Сюда мы отнесли 15 карточек:

1)     Парень 21-22 лет по телефону девушке:

- Эй, я с тобой разговариваю! Сюда смотри, тебе говорят.

В данном примере речевая агрессия выражается: во-первых, междометием «эй», употребление которого при обращении к собеседнику является некультурным; во-вторых, восклицательным предложением.

 

2)     «Стыда у тебя нет! Как тебе ещё не стыдно в глаза мне смотреть?!» - сказала женщина 35-ти лет при ссоре с мужем.

Враждебность данного замечания выражается в форме риторических предложений с восклицательной интонацией, а также лексически – укором.

 

3)     «У тебя совесть есть вообще? Я, по-моему, с тобой разговариваю?!» - сказала женщина 35-38 лет своему ребёнку.

Здесь вербальная агрессия выражается:

- риторическим вопросом;

- модальным словом со значением сомнения («по-моему»), употреблённым в данном контексте;

- восклицательной интонацией.

 

4)     «Не веди себя, как маленький ребёнок! Тебе уже сколько лет!» - сказал мужчина 30-ти лет при ссоре с женой.

В этом примере агрессия выражается при помощи употребления глагола в форме повелительного наклонения; сравнения («как маленький ребёнок» - в данном случае: глупо); риторического восклицания.

 

5)     «Не понтуйся!» - сказал парень 18-20 лет по телефону девушке.

Здесь форма выражения враждебности – повелительное наклонение глагола и слово, в лексическом значении которого имеется негативная оценка («понтоваться» - хвастаться, выделываться).

 

6)     «Ты меня клинишь,» - парень 18-ти лет при телефонном разговоре.

Враждебность данного предложения выражена словом, в самом лексическом значении которого заключена негативная оценка («клинить» - раздражать, злить).

 

7)     «Ты меня бесишь уже!» - сказала девушка 20-22 лет другой девушке (на улице).

Враждебность данного замечания выражается при помощи следующих средств:

- слово, в лексическом значении которого присутствует негативная оценка («бесить» - злить, раздражать);

- восклицательное предложение с глаголом 2 лица ед. числа.

8)     «Девушка, вы не видите: здесь очередь! Станьте назад!» - сказал мужчина 40 лет в магазине.

Агрессия здесь выражена восклицательными предложениями, а также глаголом в форме повелительного наклонения («станьте»).

 

9)     Из разговора между парнем 18-19 лет и девушкой:

- Ты над кем смеёшься? Надо мной? (д.)

- Над кем хочу, над тем и смеюсь. Не понтуйся! (п.)

Враждебность замечания парня выражается принципом построения предложений и словом, в лексическом значении которого заключена негативная оценка («понтоваться» - хвастаться).

 

10) «Твой живот распороть надо!» - сказал мужчина 45-ти лет своему сыну.

Агрессия выражается синтаксически (побудительным предложением с инфинитивом) и лексически (глаголом физического воздействия – «распороть»).

 

11) «Куда ты поворачиваешь, болван, не видишь: красный горит?!» - это сказал водитель авто 45-48 лет (на улице).

В этом примере средствами выражения вербальной агрессии являются:

- слово с негативной коннотацией («болван»);

- восклицательное предложение;

- риторический вопрос.

 

12) Из разговора между парнем 22 лет и девушкой по телефону:

- Хватит себе цену набивать, понтушка!

Агрессия в данном примере выражается при помощи:

- побудительного предложения с инфинитивом;

- слова, в лексическом значении которого заключена негативная оценка («понтушка» от  «понтоваться» - см. выше);

- фразеологизма («цену набивать» - строить из себя не того, кем являешься на самом деле).

 

13) «Уйди спереди – весь экран загородил!» - сказал парень 20-22 лет другому парню в кинотеатре.

В данном случае враждебность замечания выражается синтаксически: неопределённо-личным предложением с глаголом в повелительном наклонении.

 

14) «Не для этого же я тебя на свет выродила!» - женщина 40-43 лет своему сыну.

Здесь префикс вносит дополнительное отрицательное значение («выродила»), т.е. является средством речевой агрессии. Кроме того, агрессия выражена восклицательной интонацией.

 

15) «Да как у тебя язык повернулся сказать такое?» - парень 20-ти лет по телефону.

В этом примере агрессия выражается употреблением эмоционально окрашенного (с негативным оттенком смысла) фразеологизма – «язык повернулся сказать» - и риторическим вопросом.

 

4. Злопожелание – пожелание кому-либо плохого. В этой группе 3 карточки:

1)     «Чтоб тебе пусто было!» - сказала женщина 40 лет на рынке.

Здесь агрессия выражается: во-первых, лексически (частица «чтоб» выражает категорическое требование); во-вторых, синтаксически – побудительным предложением с восклицательной интонацией.

 

2)     Разговор между девушкой 20-ти лет и попрошайкой (на улице):

- Девушка, дай мороженое!

- Не дам. Отстань!

- Ну и подавись!

В этом примере речевая агрессия выражена лексически: словом, в собственно лексическом значении которого имеется негативная оценка – «подавись».

 

3)     «Чтоб у тебя язык отсох!» - сказала женщина 40-42 лет на рынке.

Здесь агрессия выражена лексически (частица «чтоб») и синтаксически – предложение с восклицательной интонацией. Используется бранная лексика.

 

5. Категорическое требование без использования этикетных средств. К этой группе мы отнесли 3 карточки:

1)     «Вон отсюда! Я кому сказала? Вон!» - преподавательница студенту.

Здесь вербальная агрессия выражается:

- синтаксически (безличным предложением);

- лексически (частицей «вон», обозначающей требование уйти);

- интонационно (риторическим вопросом и восклицательной интонацией).

 

2)     Разговор между однокурсницами 2 курса:

- Который час? (1)

- Не знаю. (2)

- Ну посмотри! (1)

- Часы в сумке. (2)

- Ну достань  (1)

- Неохота. (2)

- Ну и дура! (1)

В этом примере средствами выражения агрессии стали:

- использование глагола в повелительном наклонении («посмотри», «достань»);

- междометие, выражающее здесь настойчивое побуждение к действию («ну»);

- принцип построения предложения (неопределённо-личное предложение с глаголом в повелительном наклонении);

- просторечное бранное слово «дура» (глупый человек).

 

3)     «Подвинься! Ты же видишь: я не могу пройти!» - сказал парень 20-22 лет в маршрутке другому парню.

Агрессия в данном случае выражается: глаголом в повелительном наклонении («подвинься»); частицей «же», которая подчёркивает сказанное, внося оттенок раздражения; восклицательным предложением.

 

6. Насмешка – обидная шутка, издёвка. Насмешка косвенно ухудшает отношения (в отличие от оскорбления). К этой группе мы отнесли 3 карточки:

1)     «Тоже мне Мэрилин Монро», -  сказала девушка 20-ти лет своей подруге.

Средство агрессии здесь – принижение образа известной актрисы, обидное (в данном случае) сравнение.

 

2)     Девушка и парень обсуждают общего знакомого:

- Он такой хороший, добрый! (д.)

- Ага! Когда спит зубами к стенке! (п.)

В этом примере модальное слово «ага» приобретает отрицательный оттенок значения. Устойчивая фраза «когда спит зубами к стенке» обозначает ложное согласие с положительной характеристикой человека.

 

3)     Из разговора по телефону между девушкой и парнем:

- Не выводи меня!!!

- Ой, напугал. Коленки дрожат.

Здесь формой выражения иронии становится употребление междометия «ой», которое, как в целом и весь ответ девушки, демонстрирует псевдоиспуг.

 

 

 

2.2. Речевая агрессия в письменной речи (на материале дагестанской публицистики).

 

За последние 15-20 лет дагестанские читатели чуть ли не ежедневно сталкиваются с речевой агрессией в материалах СМИ. В связи с этим мы решили дать классификацию видов речевой агрессии, встречающихся в дагестанских печатных СМИ. Для этого мы проанализировали материалы негосударственных  изданий «Черновик» и «Республика» за последние 5 лет. В итоге у нас набралось 120 карточек с фрагментами статей, содержащими вербальную агрессию.

Информация о работе Речевая агрессия (теоретический обзор)