Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:00, дипломная работа

Краткое описание

Итак, целью настоящей работы является изучение механизма правового регулирования и государственного контроля за средствами массовой информации в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования средств массовой информации России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ 8
1.1 Понятие и виды средств массовой информации по законодательству РФ 8
1.3 Государственный контроль за деятельностью средств массовой информации: понятие, виды 22
1.4 Особенности и проблемы правового регулирования отдельных видов средств массовой информации 28
Глава 2. Ответственность в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.1 Понятие и виды ответственности в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.2 Ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации 41
2.3 Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации 49
2.4 Приостановление деятельности средств массовой информации как особый вид ответственности 55
Заключение 61
Библиографический список 65

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.51 Мб (Скачать)

Указанный федеральный орган исполнительной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню  голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений, либо направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с указанным заявлением. Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации не препятствует применению к организации, осуществляющей выпуск указанного средства массовой информации, иных мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включая предупреждение.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии о приостановлении выпуска средства массовой информации, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, в период одной избирательной кампании, кампании референдума совершено более двух нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.

Рассмотрение судом указанных в статье 16 Закона РФ «О средствах массовой информации» заявлений о приостановлении выпуска средства массовой информации осуществляется в порядке и сроки, которые установлены для производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Приостановление выпуска средства массовой информации по вышеперечисленным основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах или референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, до момента окончания повторного голосования.

Федеральный закон от 4 июля 2003 года № 94-ФЗ О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»51 дополнил Закон «О средствах массовой информации» новой ст. 16.1 «Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах» следующего содержания: «Если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия РФ вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный федеральный орган исполнительной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации. Приостановление выпуска средства массовой информации осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, - до момента окончания повторного голосования». Рассматриваемая поправка «находится в глубоком противоречии с требованиями российской Конституции и законов»52, - утверждает М.А. Федотов. Во-первых, она вводит неадекватное ограничение свободы массовой информации.

Напомним, что при рассмотрении дел, связанных с проблемой ограничения права человека на информацию, Конституционный Суд РФ53 придерживается правовой позиции54, согласно которой всякое подобное ограничение должно быть соразмерно конституционно признаваемым целям такого ограничения.

Во-вторых, ст. 16.1 Закона «О средствах  массовой информации» противоречит основополагающим нормам Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». На это было обращено внимание в заключении Правового управления Государственной Думы по проекту Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ, где указывалось: «В предлагаемой части 5 новой статьи 16.1 Закона фактически раскрыта объективная сторона некоторых правонарушений законодательства о выборах и референдумах,

что может повлечь за собой конкуренцию  действующих и проектируемых  норм, в том числе и Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». В этой связи также обращаем внимание, что согласно ст. 1.1 и 1.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», установление административной ответственности, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами, а также порядка производства по делам об административных правонарушениях, допускается именно в Кодексе РФ «Об административных правонарушениях», а не в иных законодательных актах»55.

Выводы:

Если рассматривать приостановление выпуска средства массовой информации как меру пресечения административного правонарушения, то налицо явная коллизия с положениями ст. 27.1 Кодека РФ «Об административных правонарушениях», которая разрешает в целях пресечения административного правонарушения применять только такие меры, как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, изъятие вещей и документов, арест товаров и иных вещей и т.д. В Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» просто нет такой меры пресечения, как приостановление или запрет выпуска средства массовой информации. Если же рассматривать приостановление выпуска средства массовой информации как административное наказание, то возникает противоречие со ст. 3.2 КоАП РФ, содержащей исчерпывающий перечень видов административных наказаний. Данная статья устанавливает, что в отношении юридических лиц наказания, за исключением предупреждения и штрафа, могут устанавливаться только самим Кодексом, а значит, никак не Законом «О средствах массовой информации».

                                            Заключение

 

Подводя итоги дипломного исследования представляется возможным отметить, что в общем и целом  нами были достигнуты поставленные задачи.

В ходе дипломного исследования были изучены понятие, деятельность и  особенности правового регулирования  средств массовой информации в Российской Федерации. Рассмотрены виды ответственность в сфере деятельности средств массовой информации, а также ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Рассмотрен круг проблем связанный с приостановлением деятельности средств массовой информации.

Гипотеза исследования о том, что  действующее законодательство не соответствует современному уровню развития средств массовой информации и приводит к пробелам в их правовом регулировании, подтвердилась частично.

По вопросу о государственном  контроле за деятельностью средств  массовой информации следует подчеркнуть, что применение словосочетания «контроль государства за деятельностью средств массовой информации» может быть оправданно лишь когда речь идет исключительно о контроле со стороны управомоченных на то органов государства направленном на соблюдение, установленных на информационном поле и закрепленных в правовых нормах, общеобязательных правил. При этом, важно подчеркнуть, что в этой еще далеко не в полной мере урегулированной сфере общественных отношений, сам процесс закрепления тех или иных правил в нормах права должен происходить с максимально возможной долей участия в нем общества, представителей журналистского сообщества и общественных объединений, с целью обеспечения закрепленных в Конституции РФ норм о свободе массовой информации.

          По вопросу о нарушении законодательства о средствах массовой информации следует отметить, что данная область в целом в достаточной степени урегулирована действующими нормами права, однако такое правонарушение как неправомерное получение льгот, установленных для специализированных средств массовой информации остается без внимания законодателя. Льготы устанавливаются для средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения в виде пониженного регистрационного сбора. Ответственность за неправомерное получение указанных льгот законодательством о средствах массовой информации не установлена.

          В ходе  изучения вопроса об ответственности  за злоупотребление свободой массовой информации нами был сделан вывод о том, что в Законе РФ «О средствах массовой информации» не содержится определения понятия «злоупотребление свободой массовой информации» вместе с тем ст. 4 указанного закона устанавливает перечень случаев, когда такие злоупотребления могут иметь место. А именно, ч. 1 рассматриваемой статьи запрещает использовать средства массовой информации в качестве инструмента достижения следующих целей:

- совершения уголовно наказуемых  деяний;

- разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

- призыва к захвату власти, насильственному  изменению конституционного строя и целостности государства;

- осуществления экстремистской  деятельности;

- пропаганды войны;

- распространения передач, пропагандирующих  порнографию, культ насилия и жестокости.

          Наиболее  значимых результатов в дипломном  исследовании нам удалось достичь  в ходе изучения вопроса об  особенностях и проблемах правового  регулирования отдельных средств массовой информации.

          В ходе  дипломного исследования нам удалось выявить пробелы в текущем законодательстве и вывести возможные рекомендации по их восполнению, в частности в Законе РФ «О средствах массовой информации» сетевые средства массовой информации следует выделить в особую категорию, отличную как от печатных, так и от электронных средств массовой информации. Для сетевых средств массовой информации должны быть предусмотрены некоторые особенности, связанные с их государственной регистрацией и прекращением выпуска, перечнем выходных данных, порядком направления обязательных экземпляров в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

          А также: исходя из круга очерченных в дипломном исследовании проблем, представляется необходимым, законодательно конкретизировать нормы правового регулирования, устанавливающие контроль над распространением рекламной продукции посредством интернет-сайтов, обладающих всеми признаками средства массовой информации, но не зарегистрированных в качестве таковых.

          В связи с тем, что глобальная сеть Интернет в Российской Федерации не в полной мере охвачена законодательством о средствах массовой информации, причисление интернет-сайтов к определенной, конкретизированной в законе разновидности средств массовой информации представляется оправданной лишь в той мере, в какой это прямо определяет законодатель.

          В качестве перспективной задачи нуждается в разработке и широком правовом и общественном обсуждении стратегия развития института свободы массовой информации, имеющей целью дать более широкое (включающее Интернет) определение средства массовой информации, которое должно отвечать реалиям современного развития массовых коммуникаций в Российской Федерации.

           Правовое регулирование сетевых средств массовой информации является одной из важнейших проблем государственного контроля над деятельностью в Интернете. До настоящего времени законодатель не уделяет этой сфере надлежащего правового внимания. Интернет носит международный характер, и в отсутствии действующего правового механизма, любые, имеющие место попытки закрыть то или иное «сетевое СМИ» за совершение правонарушения на территории России, ведут к тому, что сайт с таким же содержанием открывается на сервере, расположенном на территории другого государства, буквально на следующий день. И вопрос эффективного правового регулирования, и эффективного контроля над публикациями в Интернете остается одним из сложнейших в отечественной правовой науке.

          И в  заключение следует отметить, что средства массовой информации – это необходимый элемент существования и развития современного демократического правового государства и гражданского общества с развитой правовой культурой. Однако, неограниченная свобода средств массовой информации может нести за собой не только «демократические идеалы», но и вредные, и даже опасные последствия. Необходимый баланс между гарантированной Конституцией РФ свободой массовой информации и неукоснительным соблюдением, вытекающих из этой свободы правовых норм, призвано обеспечить государство, осуществляющее правовое регулирование средств массовой информации и контроль над ними.

                                Библиографический список

 

     Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.
  2. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ (ред. от 07 марта 2005 г.): // СЗ РФ. 2001. № 23, ст. 2277.
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, 64-ФЗ (ред. от 4 мая 2011 г.): // Российская газета. 1996. № 113-115
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29 декабря 2010 г.): // СЗ РФ. 2002. № 1, ст. 3.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, 196-ФЗ (ред. от 4 мая 2011 г.): // Российская газета. 2001. №256
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 2004 г. № 51-ФЗ, 52-ФЗ (ред. от 06 апреля 2011 г.): // СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301, ст. 3302.
  7. Об охране здоровья граждан: Основы законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5487-1, 5488-1, 5489-1 (ред. от 28 сентября 2010 г): // СЗ РФ. 2004. № 35, ст. 3607.
  8. О средствах массовой информации: закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 (ред. от 09 февраля 2009 г.):// Российская газета. 1992. №32
  9. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон РФ от 02 июля 1992 г. № 3185-1, 3186-1 (ред. от 6 апреля 2011 г.): // Российская газета. 1992. № 184
  10. О государственной тайне: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1, 5486-1 (ред. от 15 ноября 2010 г.): // Российская газета. 1993. № 182
  11. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ (ред. от 12 мая 2009 г.): // СЗ РФ. 1995. № 3, ст. 170.
  12. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 ФЗ (ред. от 22 июля 2010 г.): // СЗ РФ. 1995. № 21, ст. 1930.
  13. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 15 января 2011 г.): // СЗ РФ. 1998. № 2, ст. 219.
  14. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 29 апреля 2008 г.): // СЗ РФ. 2002. № 30, ст. 3031.
  15. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: федеральный закон от 04 июля 2003 г. № 94-ФЗ (ред. от 28 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 2), ст. 2708.
  16. О связи: федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ (ред. от 23 февраля 2011 г.): // СЗ РФ. 2003. № 28, ст. 2895.
  17. О коммерческой тайне: федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 24 июля 2007 г.): // СЗ РФ. 2004. № 32, ст. 3283.
  18. О рекламе: федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 5 апреля 2011 г.): // СЗ РФ. 2006. № 12, ст. 1232.
  19. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 6 апреля 2011 г.): // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1), ст. 3448.
  20. О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года. № 2343 (ред. от 01 сентября 2000 г.): // Российская газета. 1994. №4
  21. Об утверждении перечня сведений отнесенных к государственной тайне: Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (ред. от 8 апреля 2011 г.): // СЗ РФ. 1995. № 49, ст. 4775.
  22. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 г. № 188 (ред. от 23 сентября 2005 г.): // СЗ РФ. 1997. № 9, ст. 1127.
  23. О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне: Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 апреля 2005 г. № 151-рп (ред. от 28 февраля 2009 г.): // СЗ РФ. 2005. № 17, ст. 1547.
  24. О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1994 г. № 1359. (ред. от 03 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 1994. № 34, ст. 3604.
  25. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А.Бунтмана, К.А.Катаняна и К.С.Рожкова: Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 30, ст. 1015.
  26. По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области: Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16 июня 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 2), ст. 2450.
  27. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (утратил силу с 01 июля 2002 г.): // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27, ст. 909.

Информация о работе Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ