Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:00, дипломная работа
Итак, целью настоящей работы является изучение механизма правового регулирования и государственного контроля за средствами массовой информации в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования средств массовой информации России.
Введение 3
Глава 1. Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ 8
1.1 Понятие и виды средств массовой информации по законодательству РФ 8
1.3 Государственный контроль за деятельностью средств массовой информации: понятие, виды 22
1.4 Особенности и проблемы правового регулирования отдельных видов средств массовой информации 28
Глава 2. Ответственность в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.1 Понятие и виды ответственности в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.2 Ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации 41
2.3 Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации 49
2.4 Приостановление деятельности средств массовой информации как особый вид ответственности 55
Заключение 61
Библиографический список 65
2. По смыслу буквального толкования ст.13 Закона РФ «О средствах массовой информации», об указании в заявлении о регистрации, сведений не соответствующих действительности, для закона не имеет значения, на какой вопрос заявитель дал неверный ответ, по какой причине, умышленно или случайно. В то же время следует подчеркнуть, что на большинство вопросов заявитель может и должен отвечать в предположительном ключе. Однако если в заявлении указано, например, что газета будет выходить на индейском наречии тиражом 17 млн. экземпляров, иметь политический характер и распространятся в Саратовской области, то налицо веские основания для сомнений, а значит, для тщательной проверки.
3. В рамках анализа нормы Закона «О средствах массовой информации» устанавливающей запрет на повторяемость названий, следует подчеркнуть, что запрет на повторяемость названий является не абсолютным, а относительным. Так, если в Саратовской области зарегистрирована газета "Вестник правды", то это не мешает использовать данное название при учреждении в той же области журнала или телепрограммы (при этом, однако, следует помнить о правилах, защищающих товарные знаки как интеллектуальную собственность). Можно учредить и одноименную газету, но только в другом регионе. Но если " Вестник правды " зарегистрирован федеральным регистрирующим органом, то путь к созданию одноименной газеты где бы то ни было закрыт.
1.3 Государственный контроль
за деятельностью средств
Одно из направлений законодательного регулирования средства массовой информации – это государственный контроль за их деятельностью. Здесь можно выделить два варианта:
Прямое государственное управление имеет место в случаях, когда средство массовой информации представляют собой объект государственной собственности и финансируются из государственного бюджета.
Государственный контроль за деятельностью средства массовой информации через специально учреждаемые органы распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными и судебными органами17.
Свобода информации и свобода выражения мнения могут быть ограничены только законом. Эти ограничения должны быть четко сформулированными и признаваться необходимыми для защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства, нравственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Прежде всего, государственный контроль за средствами массовой информации выражается в нескольких аспектах государственного регулирования:
- запрет цензуры в деятельности средств массовой информации;
- запрет злоупотребления
- определенный порядок
- определенный порядок
В данном параграфе дипломной работы нами будут рассмотрены три из четырех перечисленных аспектов государственного контроля. Рассмотрение вопроса ответственности за злоупотребление свободой массовой информации выведено нами в отдельный параграф 2 главы.
Согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» цензура массовой информации может выражаться в одном из двух случаев вмешательства в деятельность средств массовой информации:
1) требование согласовывать
2) наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей.
Иными словами, цензура может быть предварительной либо карательной,18 либо последующей19. Предварительная цензура проводится на стадии подготовки продукции средств массовой информации к выпуску. Карательная (или последующая) - после выхода продукции средств массовой информации в свет (в эфир) и выражается в воспрепятствовании ее распространению (судебном, административном или уголовном).
Ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации, провозглашая недопустимость цензуры, не содержит изъятий из этого принципа. Вместе с тем законодательство все же может предусматривать случаи, когда временное введение цензуры допускается.
Так, ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» в качестве одного из временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения, называет «ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов».
Обязательная государственная регистрация имеет не разрешительный, а уведомительный характер и производится Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Из этого положения имеется ряд исключений. Не требуется регистрация:
- средств массовой информации,
учреждаемых органами государст
- периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
- радио- и телепрограмм, распространяемых
по кабельным сетям, ограниченн
- аудио- и видеопрограмм,
Процедура регистрации средства массовой информации с целью закрепления юридического факта создания нового средства массовой информации, и признания за ним в соответствии с законодательством правового состояния СМИ, отличается от правовой процедуры, установленной Гражданским кодексом РФ для юридических лиц.
Это связано с тем, что, во-первых, согласно ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации», которая, естественно, не может быть юридическим лицом. Во-вторых, как это предусмотрено ч. 2 ст. 19 Закона «О средствах массовой информации», редакция может быть юридическим лицом, но может им и не быть, если, например, она является внутренним подразделением какого-либо предприятия, организации или учреждения либо вообще в этом качестве выступает частное физическое лицо.
Для аудиовизуальных средств массовой информации регистрация является необходимым, но, как правило, вовсе не достаточным условием для начала деятельности по производству и выпуску средства массовой информации. Поскольку эта категория средств массовой информации использует для передачи информации естественным образом ограниченный ресурс (эфирные частоты), постольку российское государство по примеру многих других цивилизованных стран ввело систему лицензирования в этой сфере. Данная модель регулируется Постановлением Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации».
Особого комментария заслуживает ч. 4 ст. 15 Закона № 126-ФЗ «О связи»20. Она гласит: «Выдача лицензий на деятельность в области связи для целей телерадиовещания, а также присвоение частот, занесенных в перечень частот, используемых и планируемых к использованию для целей телерадиовещания, осуществляются на основе лицензии на вещание без проведения конкурса Министерством связи РФ в соответствии с законодательством РФ по заявлению физических и юридических лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся средствами связи, используемыми для целей телерадиовещания, либо имеющих намерение вступить в права владения, пользования и распоряжения средствами связи, используемыми для целей телерадиовещания».
Избранная законодателем формула закрепляет существующую практику парных лицензий на одну и ту же частоту. Причем приоритет закрепляется за лицензией на вещание. Именно она составляет основу для выдачи лицензии на деятельность в области связи для целей телерадиовещания.
Ст. 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает что: «лицензии на вещание выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации. В выдаче лицензии на вещание должно быть отказано, если отсутствует техническая возможность осуществлять вещание с заявленными характеристиками либо близкими к ним».
Заявителями признаются лишь физические и юридические лица, в чьей собственности согласно со ст. 209 Гражданского кодекса РФ21 (далее ГК РФ), хозяйственном ведении согласно ст. 294 ГК РФ или оперативном управлении согласно ст. 296 ГК РФ находятся или предположительно будут находиться средства связи, используемые для телерадиовещания.
Аннулирование лицензии производится при систематическом нарушении законодательства о порядке лицензирования.
Выводы:
1. Применение словосочетания «контроль государства за деятельностью средств массовой информации» может быть оправданно когда речь идет исключительно о контроле со стороны управомоченных на то органов государства направленном на соблюдение, установленных на информационном поле и закрепленных в правовых нормах, общеобязательных правил. При этом, важно подчеркнуть, что в этой еще далеко не в полной мере урегулированной сфере общественных отношений, сам процесс закрепления тех или иных правил в нормах права должен происходить с максимально возможной долей участия в нем общества, представителей журналистского сообщества и общественных объединений, с целью обеспечения закрепленных в Конституции РФ норм о свободе массовой информации.
2. Согласно ч. 2 ст. 19 Закона «О средствах массовой информации» редакция может быть юридическим лицом, но может им и не быть. Однако следует подчеркнуть, что в случае если редакция организуется в форме юридического лица, то она подлежит регистрации по общим правилам ГК РФ, но только после регистрации средства массовой информации. Это вытекает из требований ч. 1 ст. 8 Закона «О средствах массовой информации», устанавливающей, что редакция СМИ «осуществляет свою деятельность после его регистрации».
3. Сопоставив правила лицензирования установленные федеральным законом «О связи» с правилами содержащимися в ст. 31 Закона «О средствах массовой информации», мы приходим к заключению, что лицензия на вещание касается лишь ее держателя, поскольку именно ему предоставляется право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять распространение продукции аудиовизуальных средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом «О средствах массовой информации». Отсюда следует, что лицензия на деятельность в области связи полагается тому, кто имеет лицензию на вещание.
Освещая вопрос об особенностях и
проблемах правового
Ввиду особенностей распространения рекламной продукции, осуществляемой, по большей части, через СМИ, или посредством СМИ, рассмотрение проблем правового регулирования средств массовой информации вне вопроса правового регулирования выпуска рекламной продукции не представляется возможным. И здесь необходимо пойти еще дальше. Поскольку вопрос о принадлежности глобальной сети Интернет и отдельных интернет-сайтов к средствам массовой информации остается открытым, ввиду отсутствия в текущем законодательстве норм права позволяющих в достаточной степени ясно определить их правовую природу, встает вопрос о правовом регулировании выпуска рекламной продукции осуществляемой через такие интернет-сайты, которые хотя и имеют все указанные в Законе о средствах массовой информации признаки СМИ, однако по своей юридической природе не являются таковыми. В качестве иллюстрации сказанного можно привести такую разновидность интернет-сайта, как интернет-магазин.
До заключения купли-продажи интернет-