Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:00, дипломная работа
Итак, целью настоящей работы является изучение механизма правового регулирования и государственного контроля за средствами массовой информации в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования средств массовой информации России.
Введение 3
Глава 1. Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ 8
1.1 Понятие и виды средств массовой информации по законодательству РФ 8
1.3 Государственный контроль за деятельностью средств массовой информации: понятие, виды 22
1.4 Особенности и проблемы правового регулирования отдельных видов средств массовой информации 28
Глава 2. Ответственность в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.1 Понятие и виды ответственности в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.2 Ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации 41
2.3 Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации 49
2.4 Приостановление деятельности средств массовой информации как особый вид ответственности 55
Заключение 61
Библиографический список 65
– периодических печатные изданий выпускаемых тиражом менее одной тысячи экземпляров;
– кабельных радио- и телепрограмм, распространяемых по одному помещению и территории государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим ограниченную аудиторию не превышающую десяти абонентов;
– аудио- и видеопрограмм, распространяемых в виде записи тиражом не более десяти экземпляров.
Вышеперечисленные средства массовой информации освобождены от обязательной государственной регистрации.
К специализированным средствам массовой информации, на основании специфики распространяемой ими продукции, относят эротические издания, выпускаемые в форме периодических печатных изданий или программ, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Кроме периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации, существуют и другие разновидности средств массовой информации, специфика которых, заключается в особой форме внешнего выражения.
Прежде всего, к подобным средствам
массовой информации относятся: тексты
и аудио-, видеоматериалы, созданные
с помощью компьютеров и хранящ
Специфические формы выражения массовой информации могут быть представлены с помощью глобальной сети Интернет, а также других систем теле-, видеотекста и иных телекоммуникационных сетей, обеспечивающих доступ неограниченному кругу лиц.
Однако, следует иметь ввиду, что глобальная сеть Интернет, являясь достаточно популярным средством распространения массовой информации, посредством, как зарегистрированных, так и незарегистрированных в качестве средств массовой информации интернет-сайтов, до настоящего времени остается вне правового поля по целому ряду аспектов выходящих за рамки данного дипломного исследования.
Выводы:
1. Частично соглашаясь с определениями П.П. Пугачева и Н.Н. Ковалевой, нам представляется необходимым конкретизировать средства массовой информации не просто как «результат интеллектуальной деятельности», а как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию, действующее на постоянной основе, и зарегистрированное в установленном законом порядке.
2. В связи с тем, что глобальная сеть Интернет в Российской Федерации не в полной мере охвачена законодательством о средствах массовой информации, причисление интернет-сайтов к определенной, конкретизированной в законе разновидности средств массовой информации представляется оправданной лишь в той мере, в какой это прямо определяет законодатель.
1.2 Правовые основы деятельности средств массовой информации в РФ
Гарантии свободы массовой информации, их защиты, а равно, вопросы их регулирования и ограничения, установлены Конституцией Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года8. Согласно части 5 статьи 29 Конституции РФ, свобода массовой информации гарантируется в совокупности с правами и свободами человека и гражданина установленными главой 2 Конституции РФ. Пункт «б» статьи 72 Конституции РФ относит к совместной компетенции федеральных властей и властей субъектов федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно части 3 статьи 55 и пункта «в» статьи 71 Конституции РФ, регулирование и ограничение прав и свобод должно осуществляться исключительно федеральным законодательством.
Наряду с Конституцией Российской Федерации совокупность нормативно-правовых актов регламентирующих правовые основы деятельности и функционирования средств массовой информации в Российской Федерации составляют:
- Международные договоры РФ (Международный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»9 устанавливающий право каждого человека свободно «искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ»);
- Федеральные конституционные законы РФ (федеральный конституционный закон № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении»10, регламентирующий возможность ограничения свободы массовой информации для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя);
- Кодексы РФ;
- Законы РФ, в ряду которых,
прежде всего, необходимо
- Указы Президента РФ (Указ Президента РФ № 2334 от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»11);
- Постановления правительства РФ (постановление Правительства РФ № 1359 от 7 декабря 1994 года «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации»12);
- Нормативные правовые акты
федеральных министерств и ведо
- Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и другие.
В правовой науке выделяют институт «право массовой информации». Субъект права массовой информации - учредитель, редакция, издатель, распространитель и собственник имущества редакции13.
Правоотношения, которые складываются в сфере массовой информации, можно поделить на внутренние и внешние. Первые затрагивают вопросы внутренней организации средства массовой информации и включают отношения между основными действующими лицами: учредителем, редакцией, издателем, распространителем и собственником. Другая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью средства массовой информации, между вышеперечисленными субъектами и третьими лицами. Это могут быть и органы государственной власти, и местного самоуправления. В настоящем дипломном исследовании, ввиду императивной природы понятия «правовое регулирование», внимание уделяется анализу второй группы указанных правоотношений.
При рассмотрении вопроса о правовых основах деятельности средств массовой информации нам представляется необходимым определить структуру их правового статуса. Исходя из теоретического определения правового статуса – «как комплексной, интеграционной категории, отражающей взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива»14, категория административно-правового статуса средств массовой информации призвана отразить юридическое определение их фактического положения.
Структура правового статуса средств массовой информации может быть представлена как совокупность следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, законные права и обязанности, гарантии их реализации.
Элементы правового статуса средств массовой информации включают в себя:
– обязательную государственную регистрацию;
– лицензирование (в отношении радиовещания и телевидения);
– порядок выпуска средств массовой информации;
– наличие устава редакции и устава юридического лица;
– обеспечение государством самостоятельности деятельности редакции;
– регулирование рекламы в средствах массовой информации.
Деятельности средства массовой информации, в собственно «правовой форме» предшествует процесс его учреждения. Именно на этой стадии «рождения» средство массовой информации становится объектом правого регулирования и в этой связи, в целях полного и всестороннего исследования разрабатываемой в дипломе темы процесс учреждения средства массовой информации будет рассмотрен нами подробно.
Во-первых, учредителем средства массовой информации может быть любой совершеннолетний, т.е. достигший 18-летнего возраста гражданин РФ, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными. На лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, распространяется национальный режим и, таким образом, они приравниваются к российским гражданам.
Иностранцы, напротив, этого права лишены, однако ничто не мешает им законным путем учредить российское юридическое лицо или приобрести предприятие, которое выступит в качестве учредителя средства массовой информации.
Во-вторых, правом на учреждение средства массовой информации обладают объединения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы и т.д. При этом им вовсе не обязательно являться юридическими лицами. Так, согласно ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»15 создаваемые гражданами общественные объединения могут «функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица». Статья 27 данного Закона, признавая за общественными объединениями право учреждать средства массовой информации, никак не увязывает это правомочие с фактом наличия их государственной регистрации.
В-третьих, учреждать средства массовой информации вправе предприятия, учреждения, организации (корпорации, банки, клубы, библиотеки, университеты, научные центры и т.д.). Единственное существующее здесь ограничение - деятельность таких предприятий, учреждений и организаций не должна быть запрещена в соответствии с законом. Иными словами, например, общественная организация, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение о ликвидации, утрачивает право быть учредителем средства массовой информации. Согласно ч. 4 ст. 18 Закона РФ «О средствах массовой информации» в этом случае ее права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.
Наконец, в-четвертых, учредителями средства массовой информации могут быть государственные органы. Разумеется, это относится как к органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления.
Учредителей может быть несколько. В этом случае каждый из них считается соучредителем, и только совместно они могут выступать в качестве учредителя.
Следует обратить внимание также на ст. 17 Закона РФ «О средствах массовой информации», где устанавливается, что права и обязанности учредителя возникают с момента регистрации средства массовой информации.
Заявление о регистрации подается в письменной форме. В нем указываются, в частности, сведения об учредителе, обусловленные требованием Закона. Например, если учредитель - физическое лицо, необходимо сообщить о наличии у него гражданства РФ16, достижении 18-летнего возраста и отсутствии ограничений дееспособности, что легко подтвердить с помощью паспорта.
Кроме того, обязательно должно быть указано, что учредитель постоянно проживает в РФ: в противном случае средство массовой информации будет считаться зарубежным. Однако показывать паспорт вовсе не обязательно, поскольку регистрирующим органам запрещено предъявлять при регистрации какие-либо дополнительные требования, не предусмотренные Законом РФ «О средствах массовой информации».
В заявлении должны быть указаны также: название регистрируемого средства массовой информации; язык, на котором оно будет выходить; адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; примерная тематика и специализация средства массовой информации.
Закон РФ «О средствах массовой информации» обязывает учредителя сообщить в заявлении об источниках финансирования, предполагаемых периодичности выпуска и максимальном объеме средства массовой информации. Содержащийся в ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О средствах массовой информации» перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования. Отказ в регистрации возможен, во-первых, если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение средства массовой информации, например иностранцем или лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации. Во-вторых, если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности.
В-третьих, отказ возможен, если название, примерная тематика или специализация средства массовой информации представляют собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Наконец, в-четвертых, отказ возможен, если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с тем же названием и той же формой распространения массовой информации. Цель данного запрета состоит в том, чтобы не создавать путаницу на рынке массовой информации.
Выводы:
1. Статья 7 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает, что не может быть призван учредителем средства массовой информации гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, а равно душевнобольной, признанный судом недееспособным. Мы считаем, что реализация данной нормы не вполне обеспеченна Законом РФ «О средствах массовой информации» и нуждается в конкретизации. Законом не прописана процедура установления возраста учредителя и отсутствия факта признания его недееспособным. На наш взгляд, данный пробел связан с тем, что законодатель, определяя процедуру регистрации средства массовой информации, исходил из аналогии с регистрацией юридического лица. Действительно, в случае с регистрацией юридического лица, пробела в праве нет, так как процедурой регистрации предусмотрено обязательное удостоверение личности заявителя. Однако в случае регистрации средства массовой информации, частью 10 ст. 10 Закона РФ «О средствах массовой информации» установлен исчерпывающий перечень требований предъявляемых при регистрации средства массовой информации и этим перечнем не установлен механизм удостоверения личности учредителя. В то же время указанной статьей установлена императивная норма предусматривающая запрет на предъявление к заявителю иных требований, кроме указанных в Законе РФ «О средствах массовой информации». Данная норма, на наш взгляд создает препятствие для регистрирующего органа, и хотя в части 1 ст. 13 Закона РФ «О средствах массовой информации», несоответствие учредителя требованиям, указанным в Законе «О средствах массовой информации», является причиной для отказа в регистрации, регистрация средства массовой информации несовершеннолетним или душевнобольным остается теоретически возможной ввиду уведомительного характера регистрации, отсутствия конкретизированного нормой права механизма проверки удостоверения личности и императивного запрета применения иных нормативных актов, кроме Закона РФ «О средствах массовой информации».