Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:00, дипломная работа
Итак, целью настоящей работы является изучение механизма правового регулирования и государственного контроля за средствами массовой информации в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования средств массовой информации России.
Введение 3
Глава 1. Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ 8
1.1 Понятие и виды средств массовой информации по законодательству РФ 8
1.3 Государственный контроль за деятельностью средств массовой информации: понятие, виды 22
1.4 Особенности и проблемы правового регулирования отдельных видов средств массовой информации 28
Глава 2. Ответственность в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.1 Понятие и виды ответственности в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.2 Ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации 41
2.3 Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации 49
2.4 Приостановление деятельности средств массовой информации как особый вид ответственности 55
Заключение 61
Библиографический список 65
Следует особо сказать о такой
форме ответственности
Под ней понимается опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. При этом все расходы по контррекламе несет нарушитель. Здесь обычная мера наказания - штрафы - недостаточно эффективна, поскольку уже введенный недопустимой рекламой в заблуждение потребитель может так и не узнать, что товары, которые он покупает, не обладают обещанными характеристиками или даже опасны для здоровья40.
Нередки случаи, когда компания, опубликовавшая недостоверную рекламу и заплатившая за это штраф, чувствует себя победителем, поскольку объем ее продаж возрос в несколько раз, даже несмотря на последовавший запрет министерства по антимонопольной политике на дальнейшее распространение этой рекламы: люди продолжают покупать ее продукцию по инерции. Воспрепятствовать этому может только контрреклама, хотя случаи ее применения пока редки.
Выводы:
1. Подводя итоги параграфу дипломного исследования, следует также отметить, что неправомерное получение льгот, установленных для специализированных средств массовой информации, также является нарушением законодательства о средствах массовой информации. Льготы установлены для средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения. Для них установлен пониженный регистрационный сбор. Ответственность за этот вид нарушения законодательством о СМИ не установлена.
2. Не отвечая за достоверность содержания рекламы, редакции средств массовой информации, тем не менее, имеют право требовать от рекламодателя, предъявления документальных подтверждений истинности характеристик рекламируемого товара. Однако редакции не нарушают закон и не несут ответственности, если не воспользуются этим правом.
3. В газетах и журналах на последней странице часто публикуют объявления о том, что редакция не несет ответственности за содержание публикуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле это объявление от ответственности в качестве рекламораспространителя еще ни одну редакцию не освобождало и не освободит. Редакция обязана, даже при получении уже готовой рекламы от уважаемого рекламодателя, убедиться в соблюдении в этом рекламном сообщении положений закона.
Закон РФ «О средствах массовой информации» в статье 4 указывает на недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Определения понятию «злоупотребление свободой массовой информации» в Законе «О средствах массовой информации» не содержится. Вместе с тем статья 4 Закона «О средствах массовой информации» приводит перечень случаев, когда такие злоупотребления могут иметь место.
Часть 1 рассматриваемой статьи запрещает использовать средства массовой информации в качестве инструмента достижения следующих целей:
- совершения уголовно
- разглашения сведений, составляющих
государственную или иную специ
- призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;
- осуществления экстремистской деятельности;
- пропаганды войны;
- распространения передач,
Порядок отнесения сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с положениями Закона РФ «О государственной тайне»41, Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»42 и распоряжением Президента РФ «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»43.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).
Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»44 к сведениям, составляющим иную специально охраняемую тайну, относит конфиденциальную информацию - документированную информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.
Перечнем сведений конфиденциального характера45 к разряду конфиденциальной информации отнесены следующие сведения:
- сведения о фактах, событиях
и обстоятельствах частной
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
- сведения, доступ к которым
ограничен органами
- сведения, связанные с профессиональной
деятельностью, доступ к которы
- сведения, связанные с коммерческой
деятельностью, доступ к которы
- сведения о сущности
В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ информация может составлять служебную или коммерческую тайну при наличии трех условий:
- данная информация имеет
- к ней нет свободного доступа на законном основании;
- обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников данных отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ46. Данный Закон также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Сведения, составляющие медицинскую тайну, определены в ст. 61 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан»47, а также в ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»48. Публикация таких сведений возможна лишь с согласия лица, к которому данные сведения имеют отношение. Вместе с тем медицинская тайна не запрещает делать фотографии, рассказывать о болезнях, показывать операции, если такие материалы не позволяют идентифицировать личность пациента.
Журналистская тайна предусмотрена в ст. 41 Закона «О средствах массовой информации».
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона «О средствах массовой информации» использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, не допускается в следующих информационных и интеллектуальных продуктах:
- в теле-, видео- и кинопрограммах;
- документальных и
- информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, которые относятся к специальным средствам массовой информации.
Как видно, в данном перечне отсутствуют радиопередачи. Однако это вовсе не означает, что они могут быть использованы в целях воздействия на подсознание человека и причинения вреда здоровью. Законодатель перечислил лишь некоторые из объектов, в которых вероятность использования скрытых вставок наиболее велика.
Следует подчеркнуть, что законодательством не допускается использование любых скрытых вставок, независимо от того, какое влияние они оказывают на подсознание и (или) здоровье человека - положительное либо отрицательное.
Основным признаком, позволяющим установить нарушение данной нормы Закона «О средствах массовой информации» при использовании какой-либо вставки, является сложность ее распознавания человеком без применения специальных технических средств.
В средствах массовой информации и компьютерных сетях запрещена пропаганда любых преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Исключение составляют только случаи рекламы наркотических средств и психотропных веществ, которые внесены в списки II и III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»49. При этом такая реклама может быть размещена в средствах массовой информации, рассчитанных не на широкую аудиторию, а исключительно на медицинских и фармацевтических работников.
Перечень видов информации, распространение которой не допускается в соответствии с ч.3 ст.4 Закона «О средствах массовой информации», не является исчерпывающим. Законодатель подчеркивает, что информация, на распространение которой налагается запрет другими федеральными законами, также является ограниченной в обращении и не может свободно распространяться.
Выводы:
Закон «О средствах массовой информации» в статье 4 указывает на недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Определения понятию «злоупотребление свободой массовой информации» в Законе «О средствах массовой информации» не содержится. Вместе с тем статья 4 Закона «О средствах массовой информации» приводит перечень случаев, когда такие злоупотребления могут иметь место.
Часть 1 рассматриваемой статьи запрещает использовать средства массовой информации в качестве инструмента достижения следующих целей:
- совершения уголовно
- разглашения сведений, составляющих
государственную или иную специ
- призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;
- осуществления экстремистской деятельности;
- пропаганды войны;
- распространения передач,
Рассмотрение вопроса о приостановление деятельности средства массовой информации, как особой формы ответственности выведено нами в отдельный параграф, ввиду повышенно-серьезного и небесспорного его содержания, как со стороны законодателя, так и со стороны актуальной правовой мысли.
Переходя
к дальнейшему рассмотрению
Согласно ст. 16 Закона РФ «О средствах массовой информации» деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.
Учредитель имеет право
Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю или главному редактору, а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.
Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»50.
Основанием для приостановления судом деятельности средства массовой информации может служить только необходимость обеспечения иска согласно ч. 1 ст. 16 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.
Если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений.