Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:00, дипломная работа
Итак, целью настоящей работы является изучение механизма правового регулирования и государственного контроля за средствами массовой информации в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования средств массовой информации России.
Введение 3
Глава 1. Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ 8
1.1 Понятие и виды средств массовой информации по законодательству РФ 8
1.3 Государственный контроль за деятельностью средств массовой информации: понятие, виды 22
1.4 Особенности и проблемы правового регулирования отдельных видов средств массовой информации 28
Глава 2. Ответственность в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.1 Понятие и виды ответственности в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.2 Ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации 41
2.3 Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации 49
2.4 Приостановление деятельности средств массовой информации как особый вид ответственности 55
Заключение 61
Библиографический список 65
Подводя итог в определении круга вопросов освещаемых в данном параграфе и раскрытия формулировки заглавия «отдельные виды средств массовой информации», следует вывести, что мы, в рамках данного параграфа, ставим целью рассмотреть особенности и проблемы правового регулирования рекламных средств массовой информации, а также, так называемых «сетевых СМИ».
Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг в Российской Федерации. Часть 1 ст. 18 Закона устанавливает, что при платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок. Таким образом, несанкционируемое пользователем интернет-услуг предоставление рекламы является неправомерным.
Под объектом регулирования, согласно Закону «О рекламе», понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств рекламная информация (а именно - информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации. Таким образом, от других видов массовой информации рекламу отличают цели ее создания и распространения. А именно, пробудить или поддержать интерес к конкретным товарам и услугам и способствовать их реализации. Совокупность указанных признаков является необходимой для признания распространяемой информации рекламной. Одной из целей Закона является недопущение недобросовестной конкуренции с использованием рекламных трюков. Другой целью стоит защита потребителей от ненадлежащей рекламы, под которой понимаются четыре ее разновидности - недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, а также иная реклама, в которой допущены нарушения требования законодательства к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Все перечисленные виды рекламы недопустимы, т.е. незаконны.
Согласно ст. 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, т.е. не допускается нарушение норм морали путем оскорбления лиц по признакам расы, национальности, профессии, пола, веры и т.п. Она не может порочить культурные ценности и государственные символы.
Конвенция от 20 ноября 1989 года «О правах ребенка»25, ратифицированная РФ26, устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. С этой целью в законодательстве РФ содержится комплекс норм. Поэтому естественно, что Закон «О рекламе» особо защищает интересы несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Нельзя злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что пока законодатель не конкретизировал механизм правового регулирования распространения рекламной продукции в сетевых средствах массовой информации, все вышеперечисленные нормы Закона «О рекламе» могут и должны применяться к отношениям, возникающим в связи с деятельностью в Интернете. Основы правового регулирования этих отношений, таким образом, уже существуют, но ставить точку в этом вопросе представляется преждевременным.
Правовое регулирование сетевых средств массовой информации является одной из важнейших проблем государственного контроля за деятельностью в Интернете. До последнего времени государство не уделяло этой сфере должного внимания27.
Исходя из норм действующего законодательства, пока не найдено надежных юридических критериев, позволяющих однозначно квалифицировать определенные информационные ресурсы в Интернете именно как сетевые средства массовой информации28. В этой ситуации регистрация сетевых средств массовой информации может быть только добровольной, основанной на привлекательности статуса средства массовой информации.
Если рассматривать Интернет-сайт в контексте положений ст. 24 «иные средства массовой информации» Закона «О средствах массовой информации», то следует прийти к следующим выводам. Часть первая ст. 24 Закона «О средствах массовой информации» закрепляет: «Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой «в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет-сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним «в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору»29.
Выводы:
1. Исходя из круга очерченных в данном параграфе проблем, представляется необходимым, законодательно конкретизировать нормы правового регулирования, устанавливающие контроль над распространением рекламной продукции посредством интернет-сайтов, обладающих всеми признаками средства массовой информации, но не зарегистрированных в качестве таковых.
2. Интернет-сайт по определению не может считаться «иным средством массовой информации», а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе РФ «О средствах массовой информации».
Сказанное выше не исключает, а, напротив, предполагает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона «О средствах массовой информации», любой гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Поскольку создание интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения.
3. В Законе «О средствах массовой информации» сетевые средства массовой информации следует выделить в особую категорию, отличную как от печатных, так и от электронных средств массовой информации. Для сетевых средств массовой информации должны быть предусмотрены некоторые особенности, связанные с их государственной регистрацией и прекращением выпуска, перечнем выходных данных, порядком направления обязательных экземпляров в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Раскрывая понятие юридической
ответственности в сфере
Говоря же о юридической ответственности
непосредственно в сфере деятел
Основанием привлечения к
Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, юридическая ответственность - это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Юридическая ответственность в сфере деятельности средств массовой информации реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций.
Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации регулируется главой VII Закона РФ «О средствах массовой информации».
Ответственность в сфере деятельности средств массовой информации подразделяется на дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Дисциплинарная
Административная ответственность в сфере деятельности средств массовой информации устанавливается за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе РФ «Об административных правонарушениях»33 предусматривается административная ответственность за:
- нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов;
- изготовление,
распространение или
- воспрепятствование
распространению продукции
- ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу;
- нарушение правил распространения обязательных сообщений и др.
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» вводит составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации». Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
Два состава административного правонарушения, непосредственно касающихся деятельности журналистов, установлены Кодексом РФ «Об административных правонарушениях». Речь идет об ответственности за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), а также за разглашение информации с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Первый состав может образовать, например, несоблюдение редакцией средства массовой информации условий разглашения информации о несовершеннолетнем, совершившем преступление или административное правонарушение либо явившимся потерпевшим. Второй состав прямым образом соотносится с обязанностью редакции сохранять конфиденциальность источника информации, а также сведений, предоставленных гражданином с условием сохранения их в тайне.
Изменения
в избирательном
Рассмотрим теперь административную ответственность за нарушение права на получение информации.
Согласно ст. 38 Закона РФ «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
В Кодексе РСФСР от 20 июня 1984 года «Об административных правонарушениях»34 отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении информации редакции средства массовой информации, в связи с чем единственно возможными видами ответственности за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.