Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:00, дипломная работа
Итак, целью настоящей работы является изучение механизма правового регулирования и государственного контроля за средствами массовой информации в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования средств массовой информации России.
Введение 3
Глава 1. Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ 8
1.1 Понятие и виды средств массовой информации по законодательству РФ 8
1.3 Государственный контроль за деятельностью средств массовой информации: понятие, виды 22
1.4 Особенности и проблемы правового регулирования отдельных видов средств массовой информации 28
Глава 2. Ответственность в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.1 Понятие и виды ответственности в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.2 Ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации 41
2.3 Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации 49
2.4 Приостановление деятельности средств массовой информации как особый вид ответственности 55
Заключение 61
Библиографический список 65
Содержание
Актуальность темы дипломной работы обоснована тем, что в настоящее время правовое регулирование средств массовой информации является одной из важнейших проблем государственного контроля. Закон РФ «О средствах массовой информации» принят в 1991 году, в то время как средства массовой информации и по сегодняшний день являются одной из самых динамично развивающихся сфер человеческой деятельности. Это привело к тому, что целый ряд «коммуникационных явлений», подпадающих «задним числом» под определение средства массовой информации установленное законом, оказался фактически вне правового поля. Современный этап развития российского общества вызывает необходимость правого упорядочения информационных отношений, оказывающих значительное влияние на решение государственных и общественных задач.
Проблема правового регулирования деятельности средств массовой информации обозначена весьма остро. Для современного человека средства массовой информации являются одним из основных наиболее доступных, и даже наиболее авторитетных источников информации, и то, в какой мере общественные отношения в сфере массовой информации должны быть опосредованы правом, а в какой мере могут остаться за пределами правового регулирования следует обозначать в ясной правовой форме. Как институт гражданского общества средства массовой информации являются одним из эпицентров развития современного правового государства, поскольку правовая культура граждан Российской Федерации не может формироваться вне окружающего их информационного поля. На этот факт неоднократно обращалось внимание со стороны руководящих органов Совета Европы и других международных организаций. В частности, в Декларации «О средствах массовой информации и правах человека»1, принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы на 4-й Европейской конференции министров в области средств массовой коммуникации было заявлено, что «плюрализм и разнообразие СМИ являются основополагающими для демократии и что гласность в СМИ - важное условие, чтобы помочь компетентным национальным властям оценить воздействие концентрации СМИ на эти ценности, а также, чтобы предоставить индивидуумам возможность сформировать свое мнение об информации, поставляемой СМИ».
Вполне естественно, что возрастание роли средств массовой информации в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на средства массовой информации, расширяется необходимая нормативная база. Многие государства (прежде всего страны англосаксонской правовой семьи) предпочитают по возможности не создавать специальных норм, регламентирующих отношения в сфере средств массовой информации. Юристы этих стран полагают, что производство и распространение средств массовой информации должно регламентироваться общими нормами, определяющими правовой статус граждан и организаций. В то же время во многих государствах в настоящее время сформировались особые комплексные правовые отрасли и институты, регламентирующие правовой статус средств массовой информации и Российская Федерация здесь, не является исключением.
В обществе с развивающейся рыночной экономикой, свободой слова и плюралистической демократией средства массовой информации могут выступать и как мощное орудие власти, и как институт гражданского общества. В сфере деятельности средств массовой информации должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, с тем чтобы, в конечном счете, обеспечить контроль общества и над средствами массовой информации, и над теми политическими силами, каким они могут быть подконтрольны. По отношению к обществу средства массовой информации, в своем «идеальном» содержании должны выполнять две основные функции: а) обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией; б) адекватно отражать общественное мнение. Ввиду вышесказанного в любом государстве, в том числе в Российской Федерации, необходимо создание и функционирование эффективного механизма государственного регулирования средств массовой информации.
Характер, содержание, сферы взаимоотношения государства и средств массовой информации в правовом демократическом государстве определяет, прежде всего, та законодательная база, которая регулирует положение и роль средств массовой информации в обществе. Это в равной мере касается как специальных законов о средствах массовой информации, так и других законодательных актов и в первую очередь Конституции Российской Федерации. По сути, законодательство определяет ту роль, которую играют средства массовой информации в обществе, объем полномочий, определенных для источников информации, те рамки и пределы, в которых государство в лице тех или иных своих органов может оказывать воздействие на средства массовой информации, и с другой стороны – обязанности, которые берут на себя средства массовой информации перед обществом и государством.
Итак, целью настоящей работы является изучение механизма правового регулирования и государственного контроля за средствами массовой информации в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования средств массовой информации России.
Предметом исследования являются теоретико-правовые проблемы правового регулирования деятельности средств массовой информации.
Гипотезой исследования выступает следующее предположение «действующее законодательство не соответствует современному уровню развития средств массовой информации, что приводит к пробелам в их правовом регулировании».
Задачи исследования:
Методология дипломного исследования. В ходе исследования применялись наряду с общенаучным диалектическим методом научного познания, и частно-научные методы исследования: исторический, или же историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, анализа и индукции.
В процессе исследования использовалась литература по общей теории права, информационному, уголовному, гражданскому, административному, трудовому и иным отраслям права, а также специальная литература в сфере деятельности средств массовой информации и др.
Нормативную основу дипломного исследования составили Конституция РФ, международные правовые акты, кодифицированные правовые акты и иные законы РФ, акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, основополагающие нормативные акты, регулирующие отношения в области средств массовой информации.
Проблема деятельности средств массовой информации с различных позиций достаточно широко освещена российскими учеными В.Н Коноваловым, В.П. Пугачевым, О.А. Городовым, С.Н. Загородниковым, А.А. Шмелевым, Л.Л. Поповым, Ю.И. Мигачевым, С.В. Тихомировым, И.Ш. Килясхановым, Ю.М. Саранчуком, Е.К. Волчинской, Н.Н. Ковалевой, М.А. Федотовым, И.Л. Бачило исследовавшими различные аспекты проблемы средств массовой информации и их влияния на формирование демократических институтов.
Проблемы правового
В процессе исследования использовались труды ученых в области теории права М.Г. Шарце, Р.З. Лившица, Н.И. Матузова, А.В. Малько, И.А. Ильина, Ю.А. Тихомирова, В.Д. Сорокина, Г.Ф. Шупперта и др.
Эмпирический материал дипломного исследования включает в себя результаты исследования научных публикаций таких периодических изданиях как «Законодательство», «Актуальные проблемы российского права», «Право и Экономика», «IT и жизнь», «Инфобизнес» и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Раскрывая понятие «средство массовой информации», необходимо выделить и проанализировать наиболее существенные признаки, характерные для всех видов средств массовой информации (СМИ), как с позиции законодателя, так и на общетеоретическом уровне.
Ключевыми составляющими понятия «средства массовой информации», раскрывающими его этимологическое содержание выступают такие элементы как «средство», «массовая», «информация». Общее значение понятия дает В.Н. Коновалов определяя СМИ как систему «сообщения населению информации посредством печатных, технических, изобразительных и иных форм и средств, а также осуществление коммуникаций между культурными и политическими субъектами посредством образных форм в виде искусства, трансляции массовых зрелищ, спортивных и иных феноменов, несущих информацию и воздействующих на человека»2.
По определению В.П. Пугачева средства массовой информации это – «учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»3.
На законодательном уровне понятие «средство массовой информации» раскрывается в Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»4. Закон конкретизирует и закрепляет основные дефиниции «средства массовой информации» в Российской Федерации, определяющие их значение и понятийный ряд.
Согласно ст.2 Закона РФ «О средствах массовой информации» под «массовой информацией» понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
По мнению Н.Н. Ковалевой «наиболее адекватным правовой природе СМИ представляется определение средства массовой информации как результата интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы или иную форму периодического распространения массовой информации»5.
Средства массовой информации подразделяются на традиционные, к ним относятся периодические печатные издания, телевидение и радиовещание, и так называемые «электронные» средства массовой информации или «сетевые СМИ».
Периодическое печатное издание – представляет собой издание, имеющее устойчивое название, текущий номер и выходящее в тираж с периодичностью не менее чем раз в год. Это материальный носитель с зафиксированной на нём информацией имеющей определенные реквизиты.
К периодическим печатным изданиям относят:
– газеты – периодические печатные издания, выходящие в свет через краткие промежутки времени, которые могут содержать, как официальную, так и иную, соответствующую их целевой аудитории, в том числе и рекламную, информацию;
– журналы – официально утвержденные в качестве данного вида и имеющие постоянную рубрикацию периодические печатные издания, содержащие статьи и рефераты по научным, политическим, развлекательным, информационным и другим вопросам и интересам;
– альманах – периодическое печатное издание, выпускаемое в форме сборника, содержащего публицистические, литературно-художественные и научно-популярные произведения, консолидированные по определенному тематическому признаку;
– бюллетень – периодическое или продолжающееся печатное издание, выпускаемое в срочном порядке, содержащее официальные материалы по вопросам, входящим в компетенцию выпускающей его организации.
Приведенный перечень печатных изданий не является исчерпывающим и может включать в себя иные периодические издания, перечисление которых, в рамках данной работы не представляется нам необходимым ввиду их сходного, а во многом и единообразного правового регулирования.
Радиопрограмма – представляет собой совокупность регулярных сообщений передаваемых по аудиоканалу передач, имеющих устойчивое название и выходящих в эфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма является специфическим материальным носителем, имеющим выражение физического электромагнитного поля, отображающего то или иное сообщение в форме сигналов установленного частотного спектра.
Телепрограмма – это сложная совокупность регулярных аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих устойчивое название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Аудиовизуальное сообщение – это определенная информация, состоящая из серии связанных между собой кадров, направленная на зрительное или слуховое восприятие с помощью специальных технических устройств. Телепрограмма, как материальный носитель находит свое выражение в форме физического электромагнитного поля, передающего аудиовизуальное сообщение в виде сигналов установленного частотного спектра.
Видео- и кинохроникальные программы – представляют собой сложную совокупность регулярных аудиовизуальных сообщений и данных, имеющих устойчивое название и выпускаемых не реже одного раза в год. Видео- и кинохроникальные программы – это материальные носители в виде дисков, кинопленок, видеокассет и иных возможных носителей, на которых в соответствии с принятой технологией зафиксированы видео- и звуковые сигналы.
Специализированные средства массовой информации – это та, специально определенная законодателем, часть средств массовой информации, в отношении которых устанавливаются специальные правила регистрации и распространения.
Специальные правила регистрации определены для:
– средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти для издания официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, деятельность которых регулируется Федеральным Законом РФ 13.01.95 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»6;