Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:00, дипломная работа

Краткое описание

Итак, целью настоящей работы является изучение механизма правового регулирования и государственного контроля за средствами массовой информации в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования средств массовой информации России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ 8
1.1 Понятие и виды средств массовой информации по законодательству РФ 8
1.3 Государственный контроль за деятельностью средств массовой информации: понятие, виды 22
1.4 Особенности и проблемы правового регулирования отдельных видов средств массовой информации 28
Глава 2. Ответственность в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.1 Понятие и виды ответственности в сфере деятельности средств массовой информации 34
2.2 Ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации 41
2.3 Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации 49
2.4 Приостановление деятельности средств массовой информации как особый вид ответственности 55
Заключение 61
Библиографический список 65

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.51 Мб (Скачать)

В соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» нарушение права на поиск и получение информации является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответа редакцией средства массовой информации подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное предоставление информации, как установлено статьей 5.39 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Объективная сторона данного правонарушения, установленная Кодексом РФ «Об административных правонарушениях», практически аналогична объективной стороне преступления («отказ в предоставлении гражданину информации» - ст. 140 Уголовного Кодекса Российской Федерации35). Отличие между ними составляет наличие/отсутствие такого элемента, как причинение вреда правам и законным интересам гражданина (при преступлении он всегда присутствует). Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления с аналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно - причинению вреда.

За действия, образующие три состава административных правонарушений, Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» предусмотрена ранее отсутствовавшая ответственность. К таким действиям относятся:

- воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

- нарушение правил распространения обязательных сообщений;

- воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм. Необходимость установления ответственности за действия, которые описаны в составах этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ «О средствах массовой информации».

Уголовная ответственность в сфере деятельности средств массовой информации может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Нам представляется оправданным, что преступления данного вида помещены в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступление ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение  такой информации, либо отказ в  ее предоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды36.

Характерными признаками данного преступления являются: во-первых, совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и недолжностное (например, владелец или собственник информационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать население соответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информация должна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различных предположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.

Гражданско-правовая ответственность  в сфере деятельности средств массовой информации может наступить за нарушение нормативно регулирующих информационно-имущественных отношений, а также возмещение морального вреда и имущественного вреда в случае разглашения порочащих сведений.

При предъявлении при регистрации  требований, не предусмотренных в Законе «О средствах массовой информации», нарушителем законодательства о средствах массовой информации выступают регистрирующие средства массовой информации органы. Они будут нести гражданско-правовую ответственность в случае причинения вреда в связи с незаконными действиями в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ.

 

Выводы:

 

1. В заключение следует отметить, что последствия нарушения законодательства в сфере деятельности средств массовой информации могут быть самыми разнообразными, однако чаще всего ответственность наступает за административные правонарушения и может выражаться в применении таких разновидностей административных взысканий как:

- предупреждение - мера административного  наказания, выраженная в официальном  порицании физического или юридического  лица, выносимого в письменной форме;

- административный штраф - денежное  взыскание;

- возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

- лишение специального права;

- административный арест;

- административное приостановление  деятельности.

         2. Исходя из проведенного сравнительно-правового анализа Кодекса РСФСР «Об административных правонарушениях» и КоАП РФ можно сделать вывод, что не подверглись существенным изменениям такие составы административных правонарушений, как нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации и нарушение порядка объявления выходных данных. В отношении первого можно отметить, что отныне нарушением порядка распространения признается распространение продукции средства массовой информации не только незарегистрированного, но также и средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию. Наложение взыскания возможно и на основании факта изготовления или распространения продукции средства массовой информации после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке.

 

 

2.2 Ответственность за нарушения  законодательства о средствах массовой информации

В продолжение анализа начатого в предыдущем параграфе, в данном параграфе дипломного исследования мы ставим целью максимально полно охватить все разнообразие нарушений законодательства о средствах массовой информации, влекущих за собой административную, уголовную и иные формы ответственности.

Например, учреждение средства массовой информации через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации обманным путем. В этом случае свидетельство о регистрации может быть признано недействительным только судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа. Получение свидетельства через подставное лицо есть один из способов получения свидетельства обманным путем37.

При получении лицензии на вещание  обманным путем согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона «О средствах массовой информации» лицензия аннулируется. Аннулирование лицензии производится решением выдавшего его органа. Следующий вид нарушения законодательства о средствах массовой информации - скрытая уступка лицензии. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона «О средствах массовой информации» при установлении комиссией по телерадиовещанию факта скрытой уступки лицензии лицензия аннулируется.

Незаконное изготовление продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Уклонение от перерегистрации (перерегистрация  в соответствии со ст. 11 Закона «О средствах массовой информации» требуется при смене учредителя, изменении состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения средства массовой информации) противоречит интересам средства массовой информации, поскольку в случае уклонения от перерегистрации они вынуждены будут не изготавливать, не распространять свою продукцию, так как согласно ст. 13.21 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» за изготовление и распространение продукции для СМИ, не прошедшего перерегистрацию, предусмотрена административная ответственность.

Воспрепятствование осуществляемому  на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу периодического печатного издания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.16 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Незаконное распространение продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий влечет административную либо уголовную ответственность.

Предусмотрена административная ответственность  за осуществление предпринимательской  деятельности без специального разрешения.

Предпринимательская деятельность с  нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензией), влечет административную ответственность. Однако если в результате этих действий был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо указанная деятельность сопряжена с извлечением дохода в крупном размере, то нарушитель несет уже не административную, а уголовную ответственность, предусмотренную в ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

За нарушение правил распространения  обязательных сообщений предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 13.17 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

За нарушение правил распространения  рекламы также предусмотрена административная ответственность (ст. 14.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»).

Нарушение порядка объявления выходных данных влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 13.22 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.18 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Все виды запрещенной к распространению  рекламы могут повлечь административную ответственность в виде предупреждения антимонопольного органа или штрафа.

Заведомо ложная реклама умышленно  вводит потребителя в заблуждение. Другими словами, заранее зная о недостоверности сведений о рекламируемом товаре, рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) все же эти сведения дает, производит или, соответственно, распространяет38. Такая реклама влечет за собой уголовную ответственность в виде штрафа от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо ареста на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет в соответствии со ст. 182 Уголовного кодекса РФ.

Совершенная повторно в течение  года после административного взыскания за те же действия ненадлежащая реклама - в любом из вышеперечисленных проявлений - также должна повлечь за собой уголовную ответственность. Однако Уголовный кодекс подобного состава преступления не предусматривает, и фактически ответственность не наступает.

Рекламодатель несет ответственность  за содержание информации, которая передается в рекламном сообщении. Рекламопроизводитель несет ответственность за этап подготовки рекламы - в том случае, если он совершил какую-то ошибку в этом процессе, скажем, перепутал слова местами, добавил "не" либо, наоборот, убрал "не" в рекламном сообщении.

Рекламораспространитель несет ответственность  в той части, которая имеет отношение прежде всего к месту, времени и средству размещения рекламы. Если рекламу определенных товаров нельзя распространять в дневное время, естественно, ответственность за нарушение этого положения несет рекламораспространитель, если рекламу каких-то товаров нельзя распространять вблизи детских учреждений либо церквей и т.п., то за нарушение этого также несет ответственность рекламораспространитель со ст. 38 федерального закона «О рекламе».

Если деятельность рекламодателя  подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (будь то недвижимость, оружие, медикаменты или др.), а также при рекламе самого рекламодателя рекламораспространитель обязан потребовать предъявления, а рекламодатель – предоставить лицензию либо ее надлежащим образом заверенную копию. Заметим, что производство и реализация большой части товаров и услуг, которые рекламируются, требуют в нашей стране лицензии - лицензии на сделки с недвижимостью, лицензии на туристические и банковские услуги, лицензии на торговлю табаком и алкоголем и т.д.

Получается, что все, что можно  производить, все услуги, которые  можно оказывать только после  получения лицензии, рекламировать  можно только после ее получения. Если мы хотим рекламировать оружие, то сначала нужно получить лицензию на производство оружия, а потом уже рекламировать оружие. На самом деле это не так уж просто, ведь возможна ситуация, когда хотят рекламировать магазин еще до того, как его построят и откроют. Но это невозможно до получения лицензии на право торговли.

Хранить рекламные материалы рекламораспространитель обязан в течение года со дня последнего их распространения. Эти материалы, а также другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий государственными контрольными органами, уполномоченными следить за соблюдением законодательства в сфере рекламы, рекламораспространители обязаны предоставлять по первому их требованию. Полученные сведения, составляющие коммерческую тайну, контрольные органы разглашать не вправе, причем в законодательстве установлена ответственность за разглашение таких сведений (см., например, ст. 12, 13, 128 и 139 Гражданского Кодекса РФ39).

Редакция не должна проверять правильность указанного в рекламе телефона, адреса, не должна посылать корреспондента, чтобы проверить, действительно ли товар имеется в продаже, но редакция должна убедиться в наличии у рекламодателя всех необходимых лицензий. Редакция также должна проверить, чтобы рекламные сообщения не нарушали положений Конституции и других законов Российской Федерации. Например, если в тексте рекламы есть слова, которые подрывают устои государственного строя, то за распространение этой рекламы несет ответственность и редакция распространившего ее средства массовой информации.

Информация о работе Понятие, деятельность и особенности правового регулирования средств массовой информации в РФ