Особенности влияния СМИ на мировоззрение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы:
-Выявить аспекты влияния современных средств массовой информации на сознание и формирование личности человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2-4
Глава I.Теоретическое представление о современных СМИ и методов влияния на человеческое сознание……………………………….....................5
1.1 История СМИ в Российском обществе…………................................5-6
1.2 Общие понятия, виды СМИ……………………………………………6-8
1.3 Функции СМИ……………………………………………………………9-11
1.4 Методы влияния на человеческое сознание………………………11-15
Глава II. Влияние СМИ на мировоззрение человека……………….............16
2.1 Положительные и отрицательные аспекты влияния СМИ на мировоззрение человека……………………16-19
2.2 Искажение социальной реальности в сознании человека………20-22
Заключение…………………………………………………………………23-25
Список использованных источников………………………......................26

Файлы: 1 файл

Особенности влияния СМИ на мировоззрение человека.docx

— 58.06 Кб (Скачать)

Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или  иным проблемам социальной жизни, которые  имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при  выборах – в данном случае народ  не только оказывает степень доверия  тому или иному кандидату, но и  выражает свое мнение.

 

1.4  Методы влияния на человеческое сознание

В практике СМИ сегодня  широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего  мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически  вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную  реакцию на конкретное событие.

Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической  природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. «Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств или побуждающее человека к совершению определенных действий.»8 Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является  негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие. Для направленного воздействия на общественное мнение необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно  эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить  метод дезинформации.

Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью.

Во-первых, дезинформация  подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного  решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже  будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком.  

Метод семантического манипулирования. Предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде.  Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.

Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г.Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации.  Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.

Немедленность подачи информации, по мнению Г.Шиллера9, не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его осуществления. Однако такое ложное чувство срочности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного времени.

Формирование  стереотипов. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются  под воздействием двух факторов: бессознательной  коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно,  при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует “оптимизм до последнего”.

СМИ приучают человека мыслить  стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Еще одним методом СМИ  является мифотворчество (греч. mythos-предание, сказание)10 -  в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и  их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.

СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени  этому способствует телевидение, которое  является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление  о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися  выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал “затертым”, СМИ часто представляют его в несколько ином “свете”, что часто вновь привлекает аудиторию.

Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние  на человеческое сознание, заставляя  самого человека действовать и думать определенным образом.

Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению  к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения ,всякого выбора информационную ловушку.

 

 

Глава II ВЛИЯНИЕ СМИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Положительные  и отрицательные аспекты влияния СМИ на мировоззрение человека

Положительное влияние  СМИ:

Окружающая нас реальность постоянно  и кропотливо систематизируется  мозгом: новые знания и навыки, новая  информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные  ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно – на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает  самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам  определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ  освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как  в обществе, так и индивидуально.    

К техническому инструментарию СМИ  относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. В последние десятилетия  средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения  спутниковой связи, кабельного радио  и телевидения, электронных текстовых  коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также  индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные  СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с «эффектом присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия.

Таким образом, благодаря СМИ  формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям  действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.  
    Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к.  несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

 Сегодня на пути развития  компьютерных информационных технологий  почти полностью отсутствуют  какие-либо барьеры. Интернет - порожденная  этими технологиями система поиска  и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем  приобретет абсолютный набор  степеней свободы. Это явление  открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные  возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других  областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на  основе понимания явления виртуальной  реальности, принесут несомненную  пользу как отдельно взятому  человеку, так и государственной  системе в целом. 

Отрицательное влияние  СМИ:

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение  к данному явлению. Благодаря  своей биологической природе, человек  подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является  негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий  является – пропаганда.  Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно  эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является  метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.

 Метод ассоциаций предполагает  тщательный отбор и специальную  компоновку понятий, вызывающих  либо позитивные, либо негативные  ассоциации, что позволяет влиять  на восприятие информации (мы - борцы  за независимость, процветание  России, они - оккупанты, поработители  народа; за нами все прогрессивное  человечество, простой народ, за  ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на  определенных ассоциациях, он  позволяет легко повлиять на  человека в силу его привычек  и убеждений. Это в последствие  ведет к формированию стереотипов.  Стереотипы эффективно управляют  всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего  механическая подгонка еще неизвестного  явления под устойчивую общую  формулу (стереотип). Поэтому СМИ  стандартизируют сообщение, т.е.  особым образом “подводят” информацию  под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать  сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под  воздействием двух факторов: бессознательной  коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно,  при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение. 
    Велико значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на ее психическое состояние. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др.факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

Информация о работе Особенности влияния СМИ на мировоззрение человека