Особенности влияния СМИ на мировоззрение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы:
-Выявить аспекты влияния современных средств массовой информации на сознание и формирование личности человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2-4
Глава I.Теоретическое представление о современных СМИ и методов влияния на человеческое сознание……………………………….....................5
1.1 История СМИ в Российском обществе…………................................5-6
1.2 Общие понятия, виды СМИ……………………………………………6-8
1.3 Функции СМИ……………………………………………………………9-11
1.4 Методы влияния на человеческое сознание………………………11-15
Глава II. Влияние СМИ на мировоззрение человека……………….............16
2.1 Положительные и отрицательные аспекты влияния СМИ на мировоззрение человека……………………16-19
2.2 Искажение социальной реальности в сознании человека………20-22
Заключение…………………………………………………………………23-25
Список использованных источников………………………......................26

Файлы: 1 файл

Особенности влияния СМИ на мировоззрение человека.docx

— 58.06 Кб (Скачать)

 

 

 

2.2 Искажение социальной  реальности в сознании человека

СМИ непосредственно конструируют, более того, искажают социальную реальность, которая впрямую не совпадает  с «объективной», делая те или  иные факты предметом местной  или общегосударственной значимости.

Эта социальная реальность всегда отражает ценности определенных групп людей. Она также пытается выступить  «образцом» жизни для людей, выполняя воспитательное воздействие. Социальная реальность, которая появляется в СМИ представляет собой совокупность отобранных фактов из жизни окружающего мира, которые, по мнению масс-медиа, достойны стать новостью: приоритетные, важные для зрителей, динамичные и масштабные факты (угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и другие катастрофы); неожиданные, сенсационные и новейшие факты (новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, полет к другой планете, новые политические партии и их лидеры); факты, ориентированные на «элитные персоны» и детали их жизни (личная жизнь звезд в политике, спорте, искусстве).

В исследовании 1940 г., посвященном  изучению пропаганды и эффективности  средств массовой информации, американский социолог П. Лазарсфельд совместно с Б. Берельсоном и Г. Годэ установил, что аудитория не воспринимает средства массовой информации как некий недифференцируемый блок. Воздействие СМИ происходит при посредничестве определенных лиц, играющих в этом процессе роль инициаторов и передатчиков – «лидеров мнения», направляющих или предписывающих его. «Лидеров мнения» отличает несколько черт: они выглядят более информированными, чем их окружение, более внимательны к информации, больше читают, слушают радио, смотрят телевизор. Таким образом, идеи распространяются вначале от электронных СМИ и прессы.

Габриель Тард (французский социолог и криминолог) рассматривал средства массовой коммуникации как важный фактор социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где человеческая индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Тард выделяет как бы промежуточное звено - публику, которая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединенной, обладает общим самосознанием. Общество он сравнивает с человеческим мозгом: «Общество вообще представляет собой или каждый день приближается к тому, чтобы представлять только большой собирательный мозг, в котором отдельные маленькие индивидуальные мозги являются клеточками»11. Стремление человека к подражанию - пожалуй, одна из самых заметных черт его природы. Людей, по словам Тарда, можно сравнить со стадом овец, среди которых рождается подчас глупая овца, но в тоже время она гений, потому что она, эта овца, одною лишь силою примера увлекает за собой других. «Направление общественного мнения - в политике, торговле, во всех видах человеческой деятельности - всегда определяется инстинктом подражания».12

С. Кара-Мурза, проводя подробный  анализ СМИ и их способности манипулировать сознанием людей. Он отмечает следующее: «Человек массы, продукт мозаичной  культуры, был в значительной степени  создан прессой. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены  именно для массы, в них установлены  жесткие ограничения на сложность  и оригинальность сообщений (даже на длину слов, хотя два-три заумных  слова всегда допускаются в статье в качестве «приправы»».13 «Лидерам мнения», а затем от них к менее активным секторам.

В своей работе «Манипуляция сознанием» Кара-Мурза цитирует А. Моля, показывая огромную силу влияния СМИ на общество во всех сферах жизни: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества". Это означает, что современный человек фактически не может уклониться от воздействия СМИ.

Мы живем в динамично развивающемся  мире, где роль различных технологических  новшеств и в том числе информационных технологий невероятно велика. Современный  человек, привыкший к удобствам, создаваемым при помощи всяческих  средств коммуникации и массовой информации, вряд ли сможет прожить  без них даже короткий промежуток времени. Потому именно сейчас исследования на тему влияния СМИ на жизнедеятельность  общества наиболее актуальны. Нет абсолютного  единства мнений по поводу того, как  именно и с какими последствиями  СМИ влияют на сознание людей, но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее  воздействие на установки и мировоззрение  людей, что они действительно  имеют способность искажать социальную реальность в сознании человека.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Своеобразие переживаемой  российским обществом ситуации  заключается,  в частности,   в   том,   что   в   условиях   противоречий,    противостояния

разнонаправленных политических и экономических сил и  политический  конфликт становится одним из средств политической  игры.  Характерно,  что  в  данном случае политический конфликт часто  не  порождается  конфликтом  социальным. Напротив,  общество  вовлекается  в  него  политическими экономическими элитами, которые используют политический конфликт  как  средство  управления обществом и одновременно как средство борьбы за власть.

       В условиях  тотальной нестабильности  системы,  резкого  политического

противостояния все более  серьезным  фактором  борьбы  за  власть,  фактором политики становится и  борьба  за  влияние  на  СМИ,  своего  рода  «синдром четвертой власти», который перерастает в борьбу за моновлияние как на  СМИ-систему, так и на отдельные средства  массовой  информации.  Неудивительно, что при этом  проблемы  удовлетворения  собственно  информационных  запросов общества уже (или  вновь)  не  являются  определявшими  и  преобладающими  в деятельности СМИ и коммуникации.

      В то  же время для формирования  общественного  мнения,  основанного   на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не  только разнообразных  источников  информации,  но  и  условий  доступа  к  ним.   В Конституции Российской Федерации (ст. 29) закреплено право  граждан  искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.  Однако,  как уже отмечалось выше, реальных  и  законодательно  обеспеченных  условий  для реализации права на информацию, в частности доступа к информации  граждан  и их  организаций,  нет.  Очевидно,  что  необходимы  действия  и  властей,  и общества,  направленные  на  решение  двуединой  задачи:  с  одной  стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации,  с  другой-  укрепление   гарантий,   обеспечивающих   защиту   самого   общества   от злоупотреблений этими свободами.

      В силу  особенностей  отечественного  экономического  и  политического

развития в России монополия  на оперативное  распространение  информации  по-прежнему принадлежит  в основном телевидению  и  радио.  Однако  она  уже  не столь  безусловна  и  не  носит  исключительного  характера,   как   прежде. Многократное  повышение  стоимости  жизни,   введение   платы   за   услуги, предоставляемые учреждениями культуры,  постоянный  рост  подписных  цен  на газеты  и  журналы  ведут  к  резкому  падению   уровня   информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации  и культурным  ценностям  для  абсолютного  большинства  населения  все  больше становится телевизор.

      Итак, можно  констатировать:

во-первых,  в  России  отсутствует  действенный  законодательный   механизм, препятствующий монополизации  СМИ  и  превращению  их  в  бесконтрольный  со стороны общества инструмент  обслуживания  политических  либо  экономических интересов отдельных коммерческих и политических структур; во-вторых, отсутствует механизм  обеспечения  прав  граждан  на  информацию, свободный доступ к ней.

      Чтобы   формировать  оптимальное   общественное  настроение   населения, Потребуется:                                                               

   . вернуть доверие к источникам и к самой информации;

    . создать независимые,  подчиненные только «Закону о  СМИ»;

    . разработать  основы новой информационной  политики.

      От того, какая форма собственности, какой  строй, какая власть и в

какие сроки сумеют это  сделать, и будет зависеть роль информации в

формировании социального  настроения населения.

      Мы находимся  на пороге нового этапа в  информационном обеспечении

населения. Причем, если не уделять  внимание специфическим условиям жизни  в России, то несмотря на все сложности реализации этого этапа он будет характеризоваться следующими особенностями:

«-постоянное обновление средств механизации и автоматизации производства,

-развитие массовых коммуникаций,

-увеличение скорости транспорта и связи предъявляют новые повышенные

требования к сознанию вообще и психике человека в частности, который должен постоянно адаптировать себя в условиях частой смены ситуации, в самые сжатые сроки успевать осмысливать огромный поток разнородной информации и принимать незамедлительные и вместе с тем нравственно обоснованные решения».14

 

Список использованных источников

  1. Ворошилов В. В. «Теория и практика массовой информации» 2006,с. 98
  2. Грушин Б.А. «Мнение о мире и мир мнений». М: Политиздат,1967, с.64
  3. Институт психологии РАН «Преступная толпа». - М.:, Издательство <КСП+>, 1999.
  4. Кара-Мурза С. «Манипуляция сознанием», М., 2000, с.96
  5. Колесников Ю.С.«Прикладная социология», Ростов-на-Дону, ”Феникс”,2001,с.117
  6. под общ. ред. В.С. Комаровского, «Связи с общественностью в политике и государственном управлении»– М.: РАГС, 2001. –с. 520
  7. Коновченко С.В. «Общество - сми – власть»– Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001. - с.8-9.
  8. Корконосенко С. Г. «Основы теории журналистики». СПб. 1995, с.53.
  9. Прохоров А.М. «Советский энциклопедический словарь» М.: Сов. Энциклопедия,1986, с.81
  10. Пугачев В.П.  "Политология. Справочник студента". М. 1999 ,с. 421
  11. Тард Г. «Социальная логика», СПб., 1901.с.54
  12. Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение – М.:1996 с. 140-147.
  13. www.internews.ru/internews/Internews_News.html

 

 

1 Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред. В.С. Комаровского. – М.: РАГС, 2001. – 520 с.

2 Коновченко С.В. Общество - сми – власть / Коновченко С.В. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001. - С.8-9.

3 Пугачев В.П.  "Политология. Справочник студента". М. 1999 ,с. 421

4 Ворошилов В. В. «Теория и практика массовой информации» 2006,с. 98

5 Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995, с.53.

6 www.internews.ru/internews/Internews_News.html

7 Грушин Б.А. «Мнение о мире и мир мнений». М: Политиздат,1967, с.64

8 Советский энциклопедический словарь/гл. ред. Прохоров А.М., М: Советская энциклопедия 1986,с 231.

9 Колесников Ю.С. Прикладная социология, Ростов-на-Дону,”Феникс”,2001,с.117

10 Советский энциклопедический словарь/гл.ред.Прохоров А.М., М.: Сов. Энциклопедия,1986, с.81

11   Тард Г. Социальная логика, СПб., 1901.

12  Преступная толпа. - М.: Институт психологии РАН, Издательство <КСП+>, 1999.

13 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием, М., 2000.

14 Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение – М.:1996 с. 140-147.


Информация о работе Особенности влияния СМИ на мировоззрение человека