Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы:
-Выявить аспекты влияния современных средств массовой информации на сознание и формирование личности человека.
Введение……………………………………………………………………….2-4
Глава I.Теоретическое представление о современных СМИ и методов влияния на человеческое сознание……………………………….....................5
1.1 История СМИ в Российском обществе…………................................5-6
1.2 Общие понятия, виды СМИ……………………………………………6-8
1.3 Функции СМИ……………………………………………………………9-11
1.4 Методы влияния на человеческое сознание………………………11-15
Глава II. Влияние СМИ на мировоззрение человека……………….............16
2.1 Положительные и отрицательные аспекты влияния СМИ на мировоззрение человека……………………16-19
2.2 Искажение социальной реальности в сознании человека………20-22
Заключение…………………………………………………………………23-25
Список использованных источников………………………......................26
Введение…………………………………………………………
Глава I.Теоретическое представление
о современных СМИ и методов влияния на
человеческое сознание………………………………..........
1.1 История СМИ в Российском
обществе…………..................
1.2 Общие понятия, виды СМИ……………………………………………6-8
1.3 Функции СМИ……………………………………………………………9-11
1.4 Методы влияния
на человеческое сознание………………
Глава II. Влияние СМИ на мировоззрение человека……………….............16
2.1 Положительные
и отрицательные аспекты влияния СМИ
на мировоззрение человека…………………………………………………16-
2.2 Искажение социальной реальности в сознании человека………20-22
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………...........
Введение
Наступил XXI век, который принес в нашу жизнь существенные изменения, такие как: развитие инфраструктуры, рыночных отношений, предпринимательства. Человечество каждый день трудится над созданием новых технологий, без которых сейчас мы не сможем жить. Все эти преобразования ведут к изменению социального строя общества. Разум людей каждый день наполняется новой информацией и знаниями. До появления самых последних средств, таких, как телевидение, видео и спутниковое вещание, основные роли играли пресса, радио и кино. Эти медийные средства способствовали развитию образования и грамотности населения. По мере того как общественное мнение превращается в инструмент глобального влияния, в обществе растет осознание важности учета особенностей массовых коммуникаций. Правительства и различные организации с каждым годом придают все большее значение освещению их деятельности в СМИ. Сегодня в мире издаются сотни тысяч наименований новых книг, журналов и газет. Ежедневно на нас обрушивают потоки информации десятки тысяч радиостанций и сотни – телевизионных. Ежеминутно наше внимание выступает объектом настойчивого притязания и жесточайшей конкуренции на информационном поле.
Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.
Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на формирование личности человека. То, что это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, снижение порога чувствительности – все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей в особенности у подрастающего поколения.
СМИ в условиях рынка утратили свои
некогда важнейшие функции
Но задумывались ли мы над
тем, как могут изменить нас СМИ,
которые стали неотъемлемой частью
нашей жизни, или какое влияние
они на нас оказывают? Как сильно
изменился мир! И эти изменения
непосредственно связаны с
Объект исследования - Средства массовой информации.
Предмет исследования - влияние СМИ на мировоззрение человека.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы:
-Выявить аспекты влияния современных средств массовой информации на сознание и формирование личности человека.
Для этого в работе мы должны поставить следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- рассмотреть историю становления СМИ в Российском обществе;
- сформулировать виды и функции современных СМИ;
-показать положительное и отрицательное влияние СМИ на состояние человека;
- выявить сущность и методы влияния СМИ на сознание человека.
Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВРЕМЕННЫХ СМИ И МЕТОДОВ ВЛИЯНИЯ НА ЧЕЛОВЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1.1 История СМИ в Российском обществе
СМИ оказывают сильнейшее влияние на общество. В современном обществе они стали ««продолжением» физических органов и органов чувств человека»1. Каждая отдельно взятая страна имеет свою историю, культуру. Точно также в каждой стране существует своя, сугубо индивидуальная «политика СМИ». Россия не является исключением, и процесс становления СМИ в российском обществе тоже имеет свои особенности. Во-первых, этот процесс неразрывно связан с историческими и политическими изменениями в стране. В коммунистическую эпоху СМИ «не были озабочены проблемой обратной связи»2, но с тех пор и до наших дней мир СМИ изменился до неузнаваемости. Особенно сильные изменения происходили в данной сфере последние 15-20 лет. Этот период в жизни российских СМИ можно условно разделить на четыре периода:
1) Период политизации масс-медиа (апрель1985 – июль 1990). Именно в этот период был принят закон СССР «о СМИ» и им была «дарована» определенная свобода.
2)Период «золотой век» (1990 – начало 1992). СМИ начинают получать независимость. Появляются первые независимые издания («Независимая газета»), изменяются способы подачи информации.
3)Период коммерциализации СМИ (начало 1992 – конец 1995). СМИ получают новых частных собственников, которые начинают использовать возможность влияния медиа- ресурса на общественное мнение.
4)Период утверждения новой
медиаполитической системы (конец 1995 по
настоящее время). Постоянно имеют место
трения «власть – олигархи», увеличивается
роль журналистов и отдельных изданий,
используются изощрённые стратегии и
механизмы манипуляции общественным мнением.
Очевидно, что четвёртый этап как нельзя
лучше отражает картину отношений, сложившихся
сегодня между СМИ и обществом. «Современные
российские СМИ – это не самостоятельные
идеологические структуры, а инструмент
в руках крупных финансово-промышленных
группировок». Хотя, нельзя не отметить,
что в последние годы влияние государственных
структур на СМИ выросло.
Такое положение вещей, конечно, характерно не только для российского социума – во всём мире СМИ занимают примерно одинаковую позицию по отношению к своему обществу. СМИ сегодня предлагают модель восприятия как в сфере политики так и воздействуют на создание образа всего окружающего мира в сознании человека.
1.2 Общие понятия, виды СМИ
«СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»3- это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье. «И.И. Засурский выделяет три уровня СМИ4: первый состоит из электронных всероссийских СМИ, формирующие единое информационное пространство; второй-это печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата, коммерческие издания, теле- и радиокомпании; третий- региональные электронные и печатные СМИ. Правда, утверждает Засурский, есть и четвертый уровень - Интернет.
Важным условием функционирования
массовой коммуникации является социальная
значимость передаваемой информации.
Наряду с социальной актуальностью
смысловой информации большое значение
имеет оценочная информация. Получатель
информации вольно или невольно «ожидает»
оценочную информацию. Это ожидание
объясняется тем, что СМИ, как
социальные институты, имеют статус
официального источника информации,
к которому массовая аудитория имеет
доверие. Истинность смысловой информации
трудно проверить, может быть, поэтому
аудитория столь чутко
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Печатная продукция воспринимается читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте. Однако, у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг.
Радиовещание-радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Однако, радиовещание в определенном смысле принудительно- передачу можно слушать лишь в то время когда она идёт в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание в удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке.
Телевидение - одно из самых массовых средств информации. Качество телевизионной информации - ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте. В военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени.
Интернет - в последнее десятилетие активно
развивается новый тип каналов информации
– всемирная компьютерная сеть( Интернет).
Компьютерные сети соединяют в себе возможности
всех типов
СМИ, правда, печатные тексты могут читаться
лишь с монитора. Также на многих сайтах
невозможно увидеть полной структуры
новостей, поскольку преобладают так называемые
«горячие» темы, сенсации дня. Сложно сказать,
является ли Интернет средством массовой
информации. Скорее всего пока не является,
но ситуация развивается таким образом,
что Интернет как источник информации
становится более структурированным,
подборка новостей начинает осуществляться
менее хаотично, многие новости распространяются
официальными источниками. В скором времени,
вероятно, Интернет станет полноценным
средством массовой информации.
1.3 Функции СМИ
Процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. СМИ имеет огромное количество функций в совершенно разных сферах.
Так, например, С.Г. Корконосенко5 выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.
В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:
- производственно-экономическую,
- регулирующую,
- духовно-идеологическую,
- информационно-коммуникативную.
Так, в экономической области
она становится элементом системы
производства, приобретает качества
товара. В социальном измерении главным
является сбор, накопление, хранение, переработка
и распространение информации.
Но, на мой взгляд, самое
простое разделение функций можно
встретить в современных
Экспрессивная функция – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, в данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью, но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.
Вторая функция –
Информация о работе Особенности влияния СМИ на мировоззрение человека