Фирменный стиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, курс лекций

Краткое описание

Раздел I. Предыстория и рождение фотографии
Тема 1. Введение. Проблемы изучения истории фотографии.
Тема 2. Предыстория изобретения фотографии и её появление.
Раздел II. Фотография 19 века: становление, функции, развитие.
Тема 3. Детство фотографии - дагерротип и калотип.

Файлы: 1 файл

1. Введение. Проблемы изучения истории фотографии.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Формирование Фотолиги в Нью-Йорке в 1936 г. (основатели Сид Гроссман и Сол Либсон). Общественная организация нью-йоркских фотографов, поддержка Коммунистической организации. Социальная городская фотография. Лизетт Модел, Лу Стоумен, Макс Явно, Марион Пост Уолкотт, Рут Оркин. Существование Фотолиги до 1951 года. Послевоенные фотографы-гуманисты - Хелен Левитт, Рой де Карава, Луис Фаурер, Джером Либлинг, Леон Левенстайн, Вальтер Розенблюм. Лиричные изображения людей.

Социальная фотография: Брюс Дэвидсон, Гордон Паркс, Леонард Фрид, Джил Фридман, Мэри Эллен Марк и другие. Социальных программы. Расцвет благотворительных фондов. Участие фотожурналистов в социополитических изменениях. Борьба за гражданские права в 1960-е гг. Появление большого количества чёрных фотографов (в том числе женщин). Интерес к субкультуре: Дэнни Лайон, Ларри Кларк. Отражение в фотографии тем секса, гендера, феминизма, наркотиков, гей-культуры. Появление феномена папарацци. Тацио Секкьяроли как прообраз персонажа Феллини в фильме “Сладкая жизнь”. Специфика вторжения в частную жизнь знаменитостей. Провокации и нарушения этических норм.

Американский фоторепортаж классического периода: Роберт Франк (1924-), Уильям Кляйн (1928-), Гарри Виногранд (1928-1984). Новаторство.  Ироническое восприятие американских ценностей. Уход от формальной красоты с целью придания большей динамики и экспрессии. Грубость и резкость снимков Франка и Кляйна. Фотоальбом Франка “Американцы”. Гротеск и сарказм. Поэтика фрагмента. Интерес к повседневности. Влияние кинематографа и любительского фото на репортаж. Фотосерия как аналог фильма или рассказа. Работа Кляйна параллельно в жанрах репортажа и фэшн. “Фотодневник” (1956 г.), посвящённый урбанистической теме.  Отказ от классической выстроенности, активная динамика, искажения, резкость и острота характеристик, размытость изображения как приём. Эстетика мгновенного фото, наивной фотографии. Интерес к современной массовой культуре и к наблюдению без оценки и комментария. Субъективность фотографии. Возвращение к репортажу в конце 1970-х гг. Создание работ с использованием живописи и фотографии в 1990-е. Виногранд: поиски противоречий, правды, иронический взгляд. Экспрессия, интерес к жесту, резкость манеры.

Агентство Магнум фото как феномен (год основания – 1947, основатели Капа, Картье-Брессон, Чим, Дж.Роджер). Предоставление свободы фотографам и обладание правами на снимок. Вернер Бишоф, Эрнст Хаас, Ева Арнольд, Берт Глинн, Эрих Хартман, Эрих Лессинг, Марк Рибо, Деннис Сток, Крин Таконис. “Правда о современном мире” с риском для жизни как часть программы Магнума. Гуманистические задачи, склонность к метафорам и парадоксам, отсутствие повествовательности во многих работах магнумовцев.

Выставка “Семья человеческая” (The Family of Man) в 1955 году в Музее современного искусства в Нью Йорке как апофеоз гуманистической традиции в фотографии. Интерпретация и контекст как сознательная задача куратора Эдварда Стайхена. Концепция выставки и её популярность. Фотокниги как возможность для фотографа высказаться без редакторского контроля. “Vietnam, Inc” Филиппа Джоунса Гриффитса, “Минамата” Юджина и Эйлин Смит, “Из одного Китая в другой” Анри Картье-Брессона и Жан-Поля Сартра, “Американцы” Роберта Франка, “Восставший город” Джилл Фридман, “Байкеры” и “Беседы с мёртвыми” Дэнни Лайона. Юмор в фотографии: Робер Дуано и Эллиот Эрвитт.

“Новое пробуждение” европейской фотографии к середине 1960-х годов. Влияние “субъективного реализма” Роберта Франка. Незначительность финансирования по сравнению с США. Франсуа Эр, Бернар Плоссю, Мартина  Франк. Лиризм и ирония, автобиографичность. Выход с периферии Италии, Испании, Португалии. Агентства Network, Katz Pictures, Camera Press и др.

Упадок фотожурналистики к 1970-м годам в связи с распространением телевидения в 1960-е гг. Социальные фотографии по заказу. Изменение ситуации с иллюстрированными фотожурналами, сокращение спонсорства, конкуренция фотожурналистов. Потеря контроля фотографа над изображением и его использованием. Критика социальной документации за эксплуатацию бедных. Переход к пресс-фотографии, одиночным снимкам-однодневкам. Более поверхностный и предсказуемый подход. Появление так называемых “обеспокоенных фотографов” (concerned photographers). Возникновение в начале 1980-х гг. так называемых “image catalogues” - каталогов изображений. Переход к малоформатным изображениям в новостных журналах.

Экономический кризис фотоагентств в начале 1990-х годов. Коммерциализация фоторепортажа. Упадок статуса и  заработков фоторепортёров. Монополизация  фотожурналистики крупными агентствами. Возникновение французских и  американских глянцевых журналов и влияние на фоторепортаж. Проблема выживания независимых фоторепортёров. Возрастание стоимости бумаги и печати, затрат на хранение и доставку. Уменьшение количества индивидуальных фотокниг. Сконструированность фотографии.

Фотография как историческое свидетельство, как художественно-философское высказывание и как социально-психологическое исследование. Жиль Перес, Сюзан Мейселас, Рагубир Сингх, Питер и Дэвид Тёрнли, Люк Делаэй, Раймон Депардон, Кристофер Моррис, Джеймс Нахтвей, Александра Була, Энтони Сво и их работы в жанре фотожурналистики. Большие заказы Time, Life, National Geographic, Newsweek, Geo, Sunday Times, New York Times Magazine. Интерес к документальности. Съёмка важных событий, культурных традиций, социальных изменений. Проникновение фотожурналистики в художественные галереи. Метафоры в фотожурналистике. Философское начало, фотография как размышление. Йозеф Куделка (1938-): продолжение брессоновских традиций. Создание «волшебного мира», не связанного с жанровостью и сюжетностью. Карл де Кейзер (1958-) и ирония в фотографии; соединение фотожурналистики и парадоксального сюрреализма бытовой жизни. Стивен МакКарри (1950-) и продолжение гуманистических традиций Магнума в журнале “National Geographic”. Работа с цветом и интерес к характерам и культурам. Себастьяно Сальгадо (1944-) его книги “Другие Америки”, “Сахель: человек в беде”, “Миграция”, “Дети”: трансформация репортажной фотографии в «фотокартину». Серия, посвящённая руднику Серра Пелада в Бразилии. Эпический размах и эстетизм, противоречащий сути происходящего. Мэри Эллен Марк, Николас Никсон, Донна Феррато, Марисса Рос, Лорин Гринфилд: темы сострадания, семьи, гендера, социальных ролей и др.

Вхождение в рамки  искусства, размывание границ жанра. Возникновение  разделения на фотожурналистику, документалистику, жанровую и уличную фотографию, выход за рамки разделения на репортаж и художественную фотографию (замена на термины «straight photography» и «manipulated photography”. Мартин Парр, Маркус Блисдейл, Паоло Пеллегрин, Антонин Кратошвил, Бертран Деспре, Трент Парк в поиске новых форм для идей фотожурналистики.

Появление фотографии на цифровом носителе. Микрофиша, видеодиск, компьютерные издания. Новые отношения  зрителя с цифровым изображением. Расширение технических возможностей. Погоня за внешними эффектами. Фотожурналисты в Интернете. Динамичная пересылка, потеря прежних параметров (интереса к размеру, качеству печати и т.п.). Манипуляции с изображением.

 

Тема 8.  Арт-фотография 1940-1990 годов.

Понятие фотографии как  “сконструированного изображения”. Субъективность концепций. Неопределённость границ. Художественные задачи. Создание “второй реальности”, а не отражения того, что видит глаз. Манипуляции с изображением. Роль авангарда (в особенности сюрреализма) в сложении языка арт-фотографии. Фотокамера как орудие “художника-философа”.

 “Метафорическая”  фотография. Чикагская школа (Новый Баухауз- Институт Дизайна). Поиск сути предмета за поверхностью вещей. Формальная игра. Предпочтение фотографии без вмешательства автора. Фотография как инструмент познания. Гарри Каллахан (1912-1999), преподавание и творчество. Интровертный характер работы, отбор снимков из огромного количества. Фотокамера как участник повседневности. Натюрморт, портрет, ню, пейзаж как выражение метафоры невидимого мира. Использование многократной экспозиции, наложение изображения. Минимализм, простота мотивов. Архетипичность. Переход к цвету в 1960-1970-е гг. “Оживление” неживых предметов. Значительность образа и абстрагирование от обыденности. Аарон Зискинд и его интерес к знакам, оставленным человеком на поверхностях: граффити, обрывки плакатов, стены и т.д. Связь с абстрактным экспрессионизмом. Майнор Уайт (1908-1976) и влияние Стиглица. Мистицизм, склонность к поэтизации. Интерес к серийным изображениям. Мотив времени. Преподавательская и лекторская деятельность Уайта, издание журнала “Апертура”. Пол Капонигро, Эммет Гоуин, Уолтер Чаппел.

Марио Джакомелли (1925-2000) - соединение репортажа и философии. Интерес к социальной тематике. Серии, посвящённые крестьянам, домам престарелых, священникам. Романтизация реальности. Манипуляции со снимками. Изображение страдания. Обобщённость, эпическое начало. Пейзажи.

1960-е годы как период  обращения к персональному в  фотографии. Фотография как мысль  и как позиция. Обращение художественной фотографии к любительской и документальной эстетике. Интерес к контексту, к комментарию: выставка “Глаз фотографа” (1964 г., Музей современного искусства в Нью Йорке) и Д. Жарковский как автор ахронистической концепции экспонирования снимков. Выставка как размышление, а не  как информация.

Сюрреалистические влияния. Билл Брандт: ню с использованием деформирующей оптики (альбом Perspective of Nudes 1961 г.). Йозеф Судек (1896-1976) и его снимки с длительной экспозицией. Интерес к течению времени. Джерри Улсмен: подход в духе Р.Магритта. Реалистичность и парадоксальные сопоставления. Комбинированные отпечатки. Фредерик Соммер (1905-1999) и его обращение к фотографии в 1930-е гг. Влияние Мэн Рэя и Макса Эрнста. Природа, архитектура, портреты, обнаженная натура, абстракция. Скандальная серия с птичьими потрохами. Преображение “предметов с помойки” в пугающие, завораживающие образы. Ральф Юджин Митьярд (1925–1972) как фотограф “неуютного”. Интерес к буддистской философии. Обыденность мотива, отход от привычных смыслов. Ироническое обращение к эстетике альбомного любительского снимка. Уход от композиционных правил профессиональной фотографии. Уход “через обыденное в неведомое”. Серия “Люсибелл Крейтер”. Книга “Непредсказуемая природа” (1971). Влияние на Д. Арбус, С.Шерман. Лукас Самарас и работа с фотоаппаратом “Поляроид”. Фотомонтажные автопортреты. "Фото-трансформации" (1970-е гг.). Хоан Фонткуберта (1955-) и игры с документальностью. Цитатность и влияние Р.Магритта. Мистификации. Серия “Чудеса и Компания”.

“Новая топография”  и псевдо-документ. Дайана Арбус (1923-1971).  Ученичество у Лизетт Модел в 1950-е гг. Уход из коммерческой съёмки и обращение к аутсайдерству. Выражение боли и ужаса существования. Трагическое восприятие реальности. Маргиналы как обратная сторона жизни, неизвестная американскому обществу. Реакция публики. Портреты анфас с фронтальным освещением – самопрезентация изображённых. Выход за границы документа. Проекты "Американский опыт" и "Американские обряды, обычаи и нравы" (1960-е гг.)  Самоубийство и взлёт популярности.

Ли Фридлендер (1934-). Городской пейзаж, близкий к репортажу подход. Язык “случайной съёмки”. Выбор банальных, незначительных мотивов. “Социальный пейзаж” и влияние Роберта Франка. Точная фокусировка, тщательная подготовка съёмки, работа с близкого расстояния. Фотограф как наблюдатель. Тема повседневности. Разрушение принятых правил построения снимка в профессиональной фотографии.

Выставка New Topographics (Рочестер, 1975 г.). Возникновение направления в фотографии, связанного с воздействием человека на природу. Связь с американской живописью 1-й пол. 20 века, воспевающей индустриальные мотивы (Ч.Шилер, Ч. Демут и др.) Документальность, отсутствие эмоций. Появление термина “измененный пейзаж” (“altered landscape”). Роберт Адамс, Фрэнк Голк, Льюис Болтц. Более поздний продолжатель направления ( с сер. 1970-х гг.) - Ричард Мизрак. Пустынные пейзажи с признаками вмешательства человеческой цивилизации. Работа тематическими циклами - “сantos”. Переход к цвету и большому формату. Ощущение одиночества и покинутости.

Уильям Эгглстон (1939-) как родоначальник художественной цветной съемки. Влияние У.Эванса, А. Картье-Брессона на ранние работы. Переход к съёмке на слайдовую плёнку в к. 1960-х гг. Выставка "Путеводитель Уильяма Эгглстона" (1976 г., Музей современного искусства в Нью-Йорке), устроенная Джоном Жарковским. Сближение с кругом Э. Уорхола. Идея "демократической камеры". Эксперименты с видео. Отрицание канонов, обращение к любительской съёмке и её эстетике (“снэпшот”). Интерес к незаметному, заурядному, неэффектному. Стилизация “неумения фотографировать”. Игра с границами искусства. Переход к “романтической” стилистике в поздние годы.

Нэн Голдин (1953-) и её уникальное положение в истории фотографии. Фотография как способ исповеди, как дневник. Неразрывная связь снимков с личными обстоятельствами. Намеренный выбор круга аутсайдеров. Серийность подхода. Фотография как способ выразить личные переживания, как средство поиска себя. Слияние повседневной жизни с фотографией. Проникновение в интимный мир изображённых. Основные темы, связанные с любовью, болью и смертью. Летопись исчезновения близкого круга людей. Восприятие жизни как катастрофы. Термин “Goldin look”. Гигантский формат, роль цвета (печать со слайдов) и света (вспышка). Серия “Баллада о сексуальной зависимости” (1979 г.), книга “Игровая площадка дьявола” (2003) и др. Демонстрации в виде слайд-шоу с музыкой, создание атмосферы. Влияние на современную фэшн-фотографию.

Игры с документальностью  в 1990-е годы: влияние бытовой цветной любительской фотографии, имитация её эстетики. Широкое распространение экспресс-лабораторий, переход фотографии к статусу неотъемлемой части повседневной жизни любого человека. Изменение статуса фотографии. Превращение фотографии в “музейное искусство” к 1970 годам. Псевдо-документальность в художественной фотографии. Влияние кинематографа и видео. Филип-Лорка Ди Корсиа и серия “The Hustlers”. Джефф Уолл и постановочные фотографии, имитирующие документальные. Работы, иронически цитирующие известные произведения прошлого. Демонстрация работ на выставках в большом формате на прозрачной плёнке в лайтбоксах. Рийнеке Дийкстра и фотографии людей в переходные этапы их жизни: размышление о социальных функциях бытовой фотографии.

Концептуальная и постмодернистская фотография. Трактовка изображения как текста. М.Маклюэн и понятие “The medium is the message”. Фотография как размышление о природе фотоизображения как такового. Игра в научность. Фотография как способ выражения идеи, а не как отдельный вид искусства. Влияние дадаизма. Ирония, интеллектуальное начало. Фотография как сконструированное изображение, с которым можно манипулировать. Теории Р.Барта и С.Зонтаг о фотографии.

Информация о работе Фирменный стиль