Дневной радиоэфир: особенности подготовки, ведения и взаимодействия с аудиторией (на примере Приморского радио и радио «Лемма»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:09, дипломная работа

Краткое описание

Выбранная мною тема актуальна, потому что отдельных исследований по дневному радиовещанию на информационно-музыкальных станциях практически нет. Поэтому необходимо определить особенности дневного эфира, его подготовки, ведения, взаимодействия между ведущим и аудиторией, а также проанализировать дневные программы информационно-музыкальных станций, вещающих на территории Приморского края. В этом и состоит цель дипломной работы. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- рассмотреть особенности программирования дневного эфира;
- выявить целесообразность использования интервью в дневных передачах;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. «ДЕНЬ» на радио 6
1.1 Подготовка дневного радиоэфира 6
2.2 Ведущий в эфире 16
1.3 Аудитория и ведущий: особенности взаимодействия 22
Глава 2. «День» в радиоэфире Приморья 28
2.1 Дневной эфир радиостанции «Лемма» 30
2.2 Дневной эфир Приморского радио 33
Глава 3. Творческая часть 36
1.1 Сценарный план и распечатка прямого эфира 37
программы «В час обеда» (выпуск 1) 37
1.2 Сценарный план и распечатка прямого эфира 46
программы «В час обеда» (выпуск 2) 46
1.3 Сценарный план и распечатка прямого эфира 53
программы «В час обеда» (выпуск 3) 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

ДНЕВНОЙ РАДИОФИР ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ВЕДЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ.docx

— 121.25 Кб (Скачать)

Образ ведущего.    Не менее важным моментом при анализе взаимодействия ведущего и аудитории является  то, как воспринимают самого ведущего слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, с которой работает ведущий, оценивает то, что он говорит и как он говорит. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообщения, повлияет ли переданное сообщение на действия слушателей и т.д.

Не только на ведущего, но и на аудиторию психологический контекст их собственного восприятия обычно действует как некая скрытая сила. Люди испытывают на себе результаты ее действия, но не всегда могут объяснить, что именно и почему определило их окончательное впечатление от конкретной радиопередачи. Иногда первых слов зазвучавшего по радио голоса достаточно, чтобы привлечь внимание слушателей. Бывает и по-другому: ведущий (это касается и гостя студии) говорит правильные вещи, но они не вызывают ответного интереса или даже возникает чувство неловкости за человека у микрофона. 

Между восприятием  образа ведущего и воздействием его сообщения обнаружена следующая связь: если у аудитории складывается положительный образ журналиста, то это, как правило, содействует положительному восприятию его сообщения, и наоборот.

Важно учитывать, что при формировании образа журналиста в равной степени имеют значение два ряда факторов, определяющих отношение, во-первых, между ним и сообщением, во-вторых, между ним и аудиторией.

Каждый  ряд содержит свою систему характеристик.

Наиболее  значимы для первого ряда отношений  следующие характеристики ведущего:

• знание того, о чем он говорит;

• его  искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит;

• умение донести свои знания, мысли до аудитории.

Среди характеристик, наиболее значимых для второго ряда отношений, можно назвать следующие качества ведущего:

• знание своей аудитории;

• искреннее уважение к аудитории;

• умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь самолюбованием.

Аудитория тонко чувствует отношение к  себе. Степень ее доверия и симпатии к журналисту зависит от таких его важных качеств, как авторитетность и компетентность, «звуковая» привлекательность и тактичность.

На разных этапах работы эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной стадии эффект привлекательности может возникнуть лишь благодаря приятному тембру голоса и его манере держаться у микрофона, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации о его образовательной подготовке. Однако, чем длительнее общение, тем большее воздействие будут оказывать перечисленные выше характеристики ведущего в отношении как к аудитории, так и к тому, о чем он говорит. Незаинтересованное, формальное ведение эфира оставляет людей равнодушными, высокомерие вызывает неприязнь. При этом важно знать, что даже хороший квалифицированный журналист не может скрыть своей внутренней позиции, если она не совпадает с тем, что он говорит. Достаточно точно установлено, что, когда человек неискренен, некоторые характеристики его голоса меняются определенным образом.     

 Следовательно, без учета рассмотренных выше социально-психологических особенностей взаимодействия между аудиторией и ведущим в дневном эфире информационно-музыкальной станции трудно понять задачи, которые необходимо решить режиссеру, редактору и, конечно, самому ведущему в процессе подготовки передачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. «День» в радиоэфире Приморья

 

Радиослушатели Владивостока сегодня  избалованы количеством и разнообразием  предложений. В эфире шестнадцать станций на любой вкус. Есть московские радио, свою нишу нашли и региональные станции. Однако, как отмечают специалисты Фонда независимого радиовещания (организаторы ежегодного фестиваля региональных вещателей), в ближайшее время ситуация на рынке будет меняться. Есть две основные тенденции, которые будут определять развитие радио в Приморье. Во-первых, появятся новые московские станции. Во-вторых, будущее - за информационным вещанием. Сегодня в нашем регионе ставку на развитие информационной составляющей делают только радио «Лемма» и Приморское радио.

Оценкам специалистов Фонда независимого радиовещания (ФНР) можно доверять. Это самая авторитетная на сегодняшний день российская некоммерческая организация, деятельность которой направлена на развитие качественного и независимого радиовещания. Как отметила на одном из фестивалей, прошедшем во Владивостоке, консультант в области радио, преподаватель факультета журналистики МГУ Виктория Сухарева, «сегодня радиостанции слушает весьма требовательная аудитория. Мало насытить эфир хорошей музыкой. Рано или поздно в любом случае людям становится скучно на определённой волне, и они уходят на другую частоту. Такая миграция по станциям - одна из отличительных черт сегодняшнего дня. Образно говоря, слушателя сложно чем-то удивить, ты можешь отплясывать голым в эфире, всё равно... Завтра устроят «пляски» на другой станции и уже человек настроит новую частоту»15.

Большая опасность сегодня - обезличивание  станций. С одной стороны, границы  между контентом стираются, все  предлагают всё и для всех. С  другой - никуда не делась и конкуренция  в эфире. Вот почему сегодня важное значение приобретает информационная составляющая: подача новостей, оригинальные программы. В Москве рынок уже несколько лет переживает бум информационных радиостанций: «Сити-FM», «Бизнес-FM», «Эхо Москвы», «Маяк», «Вести-FM». Эти станции пользуются большой популярностью. И есть все предпосылки для того, чтобы этот успешный опыт был через некоторое время реализован и в регионах, в том числе и в Приморье.

При этом у региональных станций есть существенное преимущество перед федеральными коллегами. Местный эфир больше привязан к событиям, которые происходят здесь и сейчас в твоём родном городе, крае, к проблемам о том, чем живут люди, что их волнует. Именно этот факт определяет востребованность продукта на рынке. Сами специалисты в области радио признают: сегодня в регионах всё большую роль в формировании общественного мнения, информирования населения играют местные станции. Им есть, что предложить радиослушателю.

Сегодня на территории Приморья вещают три  радиостанции, которые можно отнести  к информационно-музыкальным. Это сетевая станция Приморское радио (работает на канале «Радио России»), «Маяк» (местные включения отсутствуют) и локальная радиостанция «Лемма». Последняя в этом коротком списке находится как бы в подвешенном состоянии. В идеале информационно-музыкальный тип вещания предполагает соотношение информации и музыки где-то 60-70% к 30-40%. На «Лемме» доля музыкальной составляющей несколько больше. Но с каждым годом можно наблюдать, как в эфире появляются все новые информационные программы, такие как «От рассвета до работы», «Реальное время»,  «Пароход», «Ваш доктор», «Модная штучка» и другие.  Более того, радиостанция позиционирует себя как «Частота общения» - это, кстати, ее девиз. По мнению главного редактора радио «Лемма» Евгения Вольского, ввиду наметившейся тенденции к увеличению информационной составляющей, станция вправе называться информационно-музыкальной.

Поскольку предмет исследования в данной дипломной  работе дневные эфиры информационно-музыкальных  станций, то мы рассмотрим следующие программные отрезки: на радио «Лемма» с 16 до 17 часов и на Приморском радио с 12 до 13 часов.

 

2.1 Дневной эфир радиостанции «Лемма»

«Лемма» по отношению к Приморскому радио  имеет явное преимущество. Являясь  локальной станцией, работая круглосуточно  на средних и коротких волнах (102,7FM и 783AM), она по праву занимает лидирующее положение в информационном вещании  Приморья. По данным компании «TNS Россия» за второе полугодие 2009 года, «Лемму» слушает 86 тысяч человек  - это третье место в рейтинге радиостанций, присутствующих в эфире края16. Успех во многом обусловлен наличием большого количества информационных программ. Среди них программа «Реальное время». Он выходит в эфир по будням в 16.10.

 

Вот как структурно выглядит исследуемый  программный отрезок:

С 16:00 до 16:02 – прогноз погоды, оперативная  информация.

С 16:02 до 16:07 – выпуск новостей.

С 16:07 до 16:10 – песня.

С 16:10 до 16:50 – программа «Реальное время».

С 16:50 до 16:55 – реклама.

С 16:55 до 17:00 – песня.

 

Уже говорилось о том, что динамика эфира определяется хронометражом программируемых отрезков. Исходя из этого, непрерывная беседа, которая лежит в основе дневного эфира «Леммы» (в рамках программы «Реальное время»), длится в течение сорока минут. Первоначально «Реальное время» прерывалось выпуском новостей или экономическим обозрением «Бизнес-класс» в середине часа. Позже от этой практики пришлось отказаться. Как считает один из редакторов и ведущих «Реального времени» Андрей Волков, «во время новостей можно потерять внимание аудитории, а заново вводить слушателей в курс дела некогда». С этой же целью было принято решение все рекламные блоки переместить на конец часа.

Итак, в основе «Реального времени» - беседа в прямом эфире со статусным гостем на актуальную тему.  Разумеется, с привязкой к Приморью. Даже если поводом послужило событие другого региона или страны.  Любой факт рассматривается в плоскости, максимально приближенной к приморцам. Радиопроект «Реальное время» может носить просветительский характер, а также иметь рекламно-имиджевую составляющую. В этом случае собеседник или компания, которую он представляет, действует на рынке как социально-ориентированное предприятие, занимающееся, например, благотворительностью.

Программа может включать в себя ряд оригинальных рубрик, связанных  между собой, придающих эфиру документальность: «Дальше — больше», «Перейдем к подробностям», «Полезный опыт», «Прямая линия — нас слушает Приморье». Это позволяет удерживать интерес слушателей к той или иной теме. Кроме того, некоторые постоянные рубрики представляют собой отдельный формат: интервью, расследования («Оценки и суждения», «Наш комментарий», «Взгляд со стороны»). В рамках программы возможен выход специальных проектов: «круглых столов», ток-шоу и другое.

Программа «Реальное время» рассчитана на самую массовую аудиторию радиослушателей. Вот как ее, аудиторию, характеризует директор радиостанции Дмитрий Хабалов: «Наш слушатель – это человек думающий, состоявшийся в жизни, готовый принимать решения за себя и близких. Для него мы и работаем. И постоянно стараемся удивить чем-то новым». В зависимости от обсуждаемой темы меняется и половозрастной состав аудитории. Но в основном в дневной эфир дозваниваются люди старшего поколения. Как полагает главный редактор радио «Лемма» и ведущий «Реального времени» Евгений Вольский, участвуют в программе те, кто слушает радио дома или в офисе. Редко в эфире можно услышать голоса водителей или пассажиров транспорта. Автолюбители, как правило, находятся на волне во время утреннего и вечернего шоу, когда едут на работу или возвращаются домой.

В отличие от большинства дневных  программ информационно-музыкальных  станций, в «Реальном времени» приоритет  отдается гостю, а не слушателям. Поэтому  интерактив здесь – явление непостоянное. По усмотрению ведущего, звонки могут  и вовсе не приниматься. Это объясняется  главной задачей программы –  проинформировать слушателей, а пообщаться на «Частоте общения» приморцы могут  во время программ по заявкам или  развлекательных шоу.

В дневном эфире ведущие выступают  не только в качестве интервьюера, но и в качестве аналитика. Поэтому  большое значение придается доэфирной подготовке, чтобы не только гость, но ведущий был в теме. Ведущий подобных программ, где требуется не просто подвестись или отвестись от песни, имеет серьезные обязательства перед своей аудиторией: он должен отвечать за те слова, которые произносит в эфире. Тем более, если ведущий пытается не только модерировать, но и анализировать. Речь не идет о той ответственности, которая была у дикторов на протяжении долгих десятилетий и заключалась в одном очень коротком слове «страх». Теперь все гораздо сложнее. Эта ответственность должна существовать у ведущего прежде всего перед собой. Ведь если относиться к своему слушателю неуважительно, небрежно отмахиваться от его просьб, игнорировать его комментарии и вопросы или еще хуже – хамить ему, пусть даже неосознанно, то доверие слушателя просто-напросто исчезнет. Популярность накладывает особые требования, потому что к радиоведущим приковано самое пристальное внимание общественности. Ведь, как сказал Лис Маленькому Принцу, мы в ответе за тех, кого приручили. Видимо, ведущие «Реального времени» знаменитую новеллу Антуана де Сент-Экзюпери читали. В программе они стараются выглядеть достойно: следят за речью, вопросы задают без лишней нервозности, корректно ведут себя по отношению к гостю и слушателям. По признанию Евгения Вольского, который помимо всего прочего ведет и утренние шоу-программы, в дневном эфире ему приходится даже избегать шуточных высказываний и уж тем более смеяться. «Реальное время» - программа серьезная.

 

2.2 Дневной эфир Приморского радио

Ограниченный объем вещания (четыре часа в будние дни и два часа – в выходные) и отсутствие FM-частоты ставит Приморское радио в менее выгодное положение, нежели радио «Лемма». Борьба за аудиторию по проводам и на средних волнах малоэффективна. Но, главное, нет возможности дозировано выдавать в эфир коммерческую информацию. Рекламные передачи - обязательный элемент дневной программы «В час обеда», которая ограничивается пятьюдесятью минутами.  Возможности, как на «Лемме», «отодвинуть в сторону» заказные материалы нет. Кроме того, за отведенный промежуток времени необходимо выдать максимум информации в виде сообщений УВД, выпуска новостей, прогноза погоды и так далее. Таким образом, увеличивается динамика дневного эфира, что, по мнению автора диплома, претит желаниям аудитории Приморского радио.

Информация о работе Дневной радиоэфир: особенности подготовки, ведения и взаимодействия с аудиторией (на примере Приморского радио и радио «Лемма»)