Дневной радиоэфир: особенности подготовки, ведения и взаимодействия с аудиторией (на примере Приморского радио и радио «Лемма»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:09, дипломная работа

Краткое описание

Выбранная мною тема актуальна, потому что отдельных исследований по дневному радиовещанию на информационно-музыкальных станциях практически нет. Поэтому необходимо определить особенности дневного эфира, его подготовки, ведения, взаимодействия между ведущим и аудиторией, а также проанализировать дневные программы информационно-музыкальных станций, вещающих на территории Приморского края. В этом и состоит цель дипломной работы. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- рассмотреть особенности программирования дневного эфира;
- выявить целесообразность использования интервью в дневных передачах;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. «ДЕНЬ» на радио 6
1.1 Подготовка дневного радиоэфира 6
2.2 Ведущий в эфире 16
1.3 Аудитория и ведущий: особенности взаимодействия 22
Глава 2. «День» в радиоэфире Приморья 28
2.1 Дневной эфир радиостанции «Лемма» 30
2.2 Дневной эфир Приморского радио 33
Глава 3. Творческая часть 36
1.1 Сценарный план и распечатка прямого эфира 37
программы «В час обеда» (выпуск 1) 37
1.2 Сценарный план и распечатка прямого эфира 46
программы «В час обеда» (выпуск 2) 46
1.3 Сценарный план и распечатка прямого эфира 53
программы «В час обеда» (выпуск 3) 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

ДНЕВНОЙ РАДИОФИР ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ВЕДЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ.docx

— 121.25 Кб (Скачать)

В определенной мере тематическое планирование сохраняется  в практике современных информационно-музыкальных  станций, особенно крупных по масштабам  своей деятельности, многопрофильных по видам вещания. Однако оно не имеет сильного директивного влияния на формирование передач, а является побочным, дополнительным фактором при решении различных вопросов программирования.

Тематическое  планирование в наследство от Всесоюзного  радио досталось и Приморскому  радио. План составляется на неделю: кто  и по какому поводу будет выступать  в дневной программе «В час  обеда». Затем каждую пятницу на планерке шеф-редактор согласовывает  темы и кандидатуры будущих гостей с вышестоящим начальством. Правда, это единственное, что требует  утверждения. Так, например, конкретный день выступления гостя в течение  согласованной недели может меняться. Кроме того, не требуется от радиоредакции  определенного количества программ, допустим, политического или экономического толка. Тут уж журналисты Приморского  радио, учитывая формат, а также интересы аудитории, сами решают, какие темы и проблемы стоит осветить в течение  следующей недели. Это может быть программа, касающаяся вопросов пенсионного  обеспечения, программа о культуре, науке и т.д. Тематический диапазон очень широк, но превалируют в  дневном эфире все же темы социального  характера.

Как мы видим  планирование, пусть и недолгосрочное, но сохраняется. С одной стороны, это позволяет представить целостную  картину освещаемых проблем и  событий, помогает сделать радио  разным, интересным. С другой стороны, самые «живые» темы, рожденные сиюминутно, приходится откладывать до следующего согласования с начальством. Самое оперативное СМИ в этом случае не оправдывает своего предназначения.

Как уже говорилось выше, основу большинства  дневных программ на информационно-музыкальных  станциях составляет беседа в прямом эфире. Рассмотрим более детально, что  представляет собой радиоинтервью  и как к нему подготовиться.

Итак, радиоинтервью предполагает беседу с приглашенным в студию гостем. Продолжительность может варьироваться от нескольких минут до одного часа. Оно может выходить и в прямом эфире, и в записи.

Казалось бы, нет ничего проще: задавай  вопросы и выслушивай. Однако практика показывает, сколь сложен этот жанр, как трудно иногда разговорить собеседника, повести интервью в нужное русло. 

Выделим основные преимущества использования  интервью в дневной программе  перед другими формами наполнения гибкой части эфира. Интервью, во-первых, позволяет структурировать остальные элементы «программного колеса». Например, в начале и в середине часа выходят выпуски новостей, а в сорок пять минут должна прозвучать короткая коммерческая программа. Все остальное время смело можно отдать под интервью. Оно как бы заполнит пустоты. Главное, чтобы и ведущий имел «чувство времени», которое поможет не нарушить целостность восприятия программы. Во-вторых, интервью, достаточно большое по хронометражу, как нельзя лучше подходит для дневной аудитории, состав которой меняется очень медленно. Ну, и конечно ощущение живого разговора. Ничто так не притягивает внимание людей, как желание выслушать мысли другого человека и высказать свои одновременно, что предполагает также наличие интерактива.

Для того чтобы сделать интересную программу, помимо всего прочего, нужно пригласить в студию интересного гостя. Ведь даже горячую тему, вызвавшую  общественный резонанс, можно «потушить» скучным разговором. Поэтому здесь необходимо рассказать о принципах отбора гостей. Понятно, далеко не каждый желающий имеет шанс появиться в студии в качестве эксперта. Исключение составляют коммерческие эфиры, в которых, к сожалению, участвуют все, кто в состоянии оплатить свое выступление. Подобная ситуация наблюдается практически на всех информационно-музыкальных станциях.

Самое главное – потенциальный гость должен быть первым в своей области. Если мы хотим поговорить о надвигающемся на Приморье снегопаде – это должен быть руководитель Приморского гидромета. Если произошло какое-то событие в городе, необходимо пригласить мэра, в крайнем случае, вице-мэра. «Вниз по иерархии спускаться нежелательно. Но для того, чтобы «первые люди» шли на радиостанцию, нужно много-много лет над этим работать, делать так, чтобы появиться в эфире той или иной радиостанции было престижно»4.

По возможности, гостем должен быть человек известный. Тут никуда не денешься, в любой области бренд очень важен. Имя должно о чем-то говорить слушателю. Конечно, возможны и исключения: гостем может быть и неизвестный человек, но единственный, кто располагает на данный момент необходимой информацией.

Третий немаловажный критерий – человек должен свободно говорить, то есть мы должны предварительно убедиться, что наш потенциальный гость будет активен во время беседы. Хотя случаи бывают разные. Например, в эфире Приморского радио не так давно выступала руководитель одной общественной организации, объединяющей бывших узников концлагерей. Ничто не предвещало беды. Очень разговорчивая активная женщина вне эфира буквально потеряла голос после того, как оказалась в студии. Страх беседы в реальном времени с вопросами слушателей сковал ее мысли и движения. Она будто бы окаменела. Как ее не пыталась только расслабить ведущая дневного эфира! Благо опытная Наталья Орлова смогла «вытащить» эфир с помощью звонков слушателей, которых она расспрашивала о прошлом, о настоящем, давала им возможность высказать предложения и пожелания государству, общественным организациям. От молчаливого гостя ни одна радиостанция не застрахована.

И, наконец, последний критерий – гости должны быть статусными персонами, то есть теми, кто своим собственным статусом повысит статус вашей радиостанции. Вот им можно простить и плохое говорение, и опоздание, и даже срыв эфира – идем, что называется, на все. На местном уровне таких гостей, правда, очень мало.

«Журналисты, работающие в условиях радиоэфира…, в качестве принципов подачи информации используют приемы драматургии в большей степени, чем их коллеги из печатных СМИ. И понятно почему. Ведь вещательные СМИ работают на информационной медиаплощадке, граничащей с шоу-бизнесом»5. Когда в студии загорается красная лампочка, журналист выходит в эфир и оказывается на незримой сцене перед многотысячной (даже многомиллионной) публикой. Так, например, потенциальная аудитория Приморского радио – около двух миллионов человек.  А это и родственники, и соседи, и первые лица края, и собственные начальники: заметят все огрехи — каждую оговорку, запинку, неточность в ударении. В прямом эфире исключены дубли, нет возможности отредактировать сказанное.

Работа в радиоэфире требует от журналиста максимальной коммуникативной отдачи. Хорошо, если гость пришел на эфир по доброй воле. Ведь есть любители публичных выступлений, которых «хлебом не корми» только дай посидеть в студии. Но таких людей значительно меньше, чем тех, кто стесняется говорить в микрофон. «Страх микрофона» и «страх сцены» — явления одного порядка. По существу, это боязнь сказать что-то глупое или ответить невпопад. Поэтому ведущие дневного эфира должны уделять большое внимание психологической «обработке» собеседника: убеждению выступить, подготовке к разговору, обдумыванию правильной стратегии беседы.

Давно стало аксиомой правило, что  к любому интервью надо готовиться. В эфире интервью пострадает еще больше, если журналист этим пренебрег. Это заметит не только гость в студии, но и миллионы слушателей. Готовясь к эфиру, следует помнить, что они могут не знать и некоторых имен, и предыстории события. В результате информация может быть недопонята. Поэтому в радиоэфире обязательны краткие ссылки и разъяснения, даже если журналисту кажется, что это уже всем хорошо известно.

В зависимости от того, как организована работа на радио, досье — информацию о предыстории (как теперь говорят  на английский манер, бэкграунд события  или персоны) — готовит либо отдельная  группа сотрудников, либо сам ведущий. В радиопрограммах досье, как правило, служит не только «для внутреннего пользования», то есть подготовки вопросов для героя передачи, но и в качестве иллюстративного материала при представлении гостя. В радиоинтервью лучше не задавать биографических вопросов, намного выигрышнее прозвучит информация о биографии вашего гостя во время представления: «Добрый вечер! Сегодня гость нашей программы — г-н Н. Родился он там-то, его родители — такие-то. Образование г-н Н. получил там-то...». Другой способ – заранее записать материал и выдать одним файлом. Так, например, происходит на хабаровской радиостанции «Восток России». Дневная программа «Сегодня говорят» содержит рубрику, у которой хоть и нет названия, но предназначение ее определенно ясно – описать гостя в пяти-шести предложениях. 

Обязательный этап в подготовке дневной программы, основу которой  составляет интервью, разговор с гостем перед эфиром. Как уже отмечалось, большинство людей стесняются микрофона. Чтобы помочь своим собеседникам преодолеть эти барьеры, надо обязательно уделить время для разговора с ними перед записью или прямым эфиром. Рассказать о студии, об оборудовании: «Вы когда-нибудь до этого были в прямом эфире? Нет? Давайте я вам быстренько расскажу, что тут у нас есть. Вот это кнопка включения. Когда она горит красным цветом – мы в эфире...». Кстати, лучше не скрывать своего волнения перед собеседником. Если он поймет, что вы переживаете не меньше, чем он, это придаст ему силы: «Надо же, и он волнуется, бедняжка, а я ничего, держусь...».

Перед эфиром или записью желательно «разогреть» своего собеседника. Обычно обсуждаются темы, которые будут  затронуты во время самого интервью. Журналист сообщает, какие вопросы  задаст ему во время эфира, какие  проблемы будут в фокусе внимания. «Я спрошу вас о том-то и о том-то... Зрителю интересна ваша позиция по такому-то вопросу...». Подобная подсказка необходима для того, чтобы собеседник не стушевался во время эфира, мог заранее подготовить внятный ответ. «Некоторые журналисты поступают весьма неэтично: во время «разминки» задают один вопрос, а в эфире — другой. Конечно, определенного эффекта достичь можно: есть вероятность, что собеседник от неожиданности выпалит всю «правду-матку». Но, скорее всего, это вызовет замешательство и... молчание. И тогда проблему вам придется решать самостоятельно»6.

Нежелательна и чрезмерно долгая «разминка» с предварительным обсуждением  всех вопросов и ответов — в  этом случае будет утеряна естественность беседы. «Ну и конечно, одним из «смертных грехов» в вещании является запись репетиции интервью. Это как в спорте, когда рекорды «побиты» на тренировочном поле, а в соревновании спортсмен — без результатов»7. Кроме того, «очень важно не дать гостю выговориться до эфира. Вполне реальная опасность, и психологический механизм ее понятен. Если с вашим собеседником вы поговорите обо всем, то ему станет казаться, что он все сказал. Через десять минут вы приходите в эфир, задаете вопрос, а он пожимает плечами: «Но мы же об этом с вами говорили…». Весьма неприятная ситуация. Поэтому в предварительном разговоре можно лишь затрагивать темы. Если вы видите, что гость пустился в подробные объяснения, лучше остановиться и сказать: «Ну, об этом лучше уже в эфире».8

Начинающих ведущих всегда волнует, как они будут задавать вопросы, смогут ли сделать это профессионально, изящно. Конечно, чтение «заготовок»  по бумажке отвергается сразу. Что  советуют «зубры» эфира? Мнения тут  самые разные. Кто-то предлагает использовать простые, почти примитивные вопросы: их легко задавать, просто понимать, на них легко отвечать. При этом свое искусство беседы можно демонстрировать быстрой реакцией, вопросами «в досыл». Другие рекомендуют задавать такие вопросы, ответы на которые предсказуемы. В этом случае журналист контролирует ситуацию и в эфире происходит меньше неожиданностей. Кому-то по душе провокационные вопросы, которые драматизируют атмосферу. Но в этом случае надо быть всегда начеку — велик риск, что собеседник откажется отвечать.

Еще один момент. Как помочь себе запомнить вопросы? Рекомендуется написать их список, но использовать шпаргалку можно только в крайнем случае, чтобы «подсмотреть» следующий вопрос. Иначе будет утерян эффект свободного течения беседы.

Таким образом, радиопрограммы дневного эфира разрабатываются в соответствии с форматом и основными тематическими направлениями станции. Программные элементы жесткой и гибкой части вещательной сетки не должны пересекаться и создавать хаос в эфире.  А поскольку основу дневного вещания на большинстве станций информационно-музыкального типа составляет интервью в прямом эфире, важен вопрос доэфирной подготовки, как ведущего, так и гостя. 

 

2.2 Ведущий в эфире

Главная задача ведущего дневного эфира  на музыкальной станции сводится к чтению прогноза погоды и объявлению песен. Разумеется, и в этом деле очень важно продемонстрировать свой талант. От индивидуальной манеры ведения, стиля, приемов общения с аудиторией (в случае интерактива) во многом зависит популярность станции и ее идентификация для слушателей. (Например, мы слышим из приемника голос Гали Корневой, то можно с уверенностью сказать, что это дневной эфир «Русского радио»).

Основой дневных эфиров информационно-музыкальных станций, как уже говорилось, являются информационные и аналитические передачи, развернутые интервью и комментарии с участием различных специалистов в самых разных областях. Здесь главная функция журналиста – не столько формирование настроения у слушателя и умение прокомментировать ту или иную музыкальную композицию, сколько информирование, непосредственное общение как со слушателями, так и с гостями студии.

В то же время работа в дневном  эфире информационно-музыкальной  станции не должна сводиться к  сухому, декларированному изложению  материала. Современные ведущие  предпочитают не «вещать», а общаться со слушателями на нормальном русском  языке с нормальными человеческими  интонациями, чему способствует синтез лучших традиций отечественного радиовещания прошлых лет и современной  манеры подачи материала.

«Когда-то Ленин в диалоге с  Кларой Цеткин никак не мог решить, как же должно соотноситься искусство  и народ: должно ли искусство быть понятно народу или понято народом, и остановился на втором варианте.  Сталин решил эту загадку однозначно и по-своему: искусство должно быть понятно народу – и сразу же вслед за этим полетели проклятия в адрес людей, которые мыслили вразрез с партией и правительством, и великие композиторы Прокофьев, Шостакович были преданы анафеме, а их музыка стала «ненужной и непонятной народу». Это был непреложный закон, который десятилетиями распространялся на все сферы искусства, в том числе и на радио»9.

Информация о работе Дневной радиоэфир: особенности подготовки, ведения и взаимодействия с аудиторией (на примере Приморского радио и радио «Лемма»)