Дневной радиоэфир: особенности подготовки, ведения и взаимодействия с аудиторией (на примере Приморского радио и радио «Лемма»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:09, дипломная работа

Краткое описание

Выбранная мною тема актуальна, потому что отдельных исследований по дневному радиовещанию на информационно-музыкальных станциях практически нет. Поэтому необходимо определить особенности дневного эфира, его подготовки, ведения, взаимодействия между ведущим и аудиторией, а также проанализировать дневные программы информационно-музыкальных станций, вещающих на территории Приморского края. В этом и состоит цель дипломной работы. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- рассмотреть особенности программирования дневного эфира;
- выявить целесообразность использования интервью в дневных передачах;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. «ДЕНЬ» на радио 6
1.1 Подготовка дневного радиоэфира 6
2.2 Ведущий в эфире 16
1.3 Аудитория и ведущий: особенности взаимодействия 22
Глава 2. «День» в радиоэфире Приморья 28
2.1 Дневной эфир радиостанции «Лемма» 30
2.2 Дневной эфир Приморского радио 33
Глава 3. Творческая часть 36
1.1 Сценарный план и распечатка прямого эфира 37
программы «В час обеда» (выпуск 1) 37
1.2 Сценарный план и распечатка прямого эфира 46
программы «В час обеда» (выпуск 2) 46
1.3 Сценарный план и распечатка прямого эфира 53
программы «В час обеда» (выпуск 3) 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

ДНЕВНОЙ РАДИОФИР ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ВЕДЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ.docx

— 121.25 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

  профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

ИНСТИТУТ  МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

КАФЕДРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ

ДНЕВНОЙ РАДИОФИР: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ВЕДЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО  РАДИО И РАДИО «ЛЕММА»)

 

 

Выпускная квалификационная работа специалиста студента 351-ж группы Ливак Валерия Игоревича

 

Научный руководитель

Сабанова Татьяна Ивановна, старший  преподаватель кафедры ТВ и РВ ИМК ДВГУ

Работа допущена к защите «___»__________________

Зав.кафедрой ___________  

                          (подпись)                                                 

 

Защищена на оценку:

____________________

 

 

 

 

 

Владивосток

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.   «ДЕНЬ» на радио 6

1.1 Подготовка дневного радиоэфира 6

2.2 Ведущий в эфире 16

1.3 Аудитория и ведущий: особенности взаимодействия 22

Глава 2. «День» в радиоэфире Приморья 28

2.1 Дневной эфир радиостанции «Лемма» 30

2.2 Дневной эфир Приморского радио 33

Глава 3. Творческая часть 36

1.1 Сценарный  план и распечатка прямого эфира 37

программы «В час обеда» (выпуск 1) 37

1.2 Сценарный  план и распечатка прямого эфира 46

программы «В час обеда» (выпуск 2) 46

1.3 Сценарный  план и распечатка прямого эфира 53

программы «В час обеда» (выпуск 3) 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система средств массовой информации включает в себя телевидение, радио, прессу и  Интернет. Каждое из этих СМИ наиболее ярко проявляет себя в конкретном отрезке времени. Радио «живет»  утром, пресса и Интернет как электронная  версия газеты - днем, телевидение - вечером.

Такая устоявшаяся  формула позволяет говорить об особой роли радио. Ему принадлежат первые штрихи информационной картины предстоящего дня. Более того, радио является источником хорошего настроения и бодрости. Поэтому  все радиостанции независимо от формата  и формы собственности уделяют  огромное внимание программированию утренних эфиров. Как правило, утренний прайм-тайм начинается в 6-7 часов и заканчивается  в 10-11 часов. 

Однако  после одиннадцати приемник не затихает. Продолжается работа радио. Что-то, разумеется, меняется: динамика, характер программ, тематическое наполнение, состав аудитории. Так или иначе, радио продолжает жить, у «дневного» радио есть своя аудитория. Автору диплома как начинающему  журналисту интересно раскрыть секрет успеха дневных эфиров и попытаться выяснить, какие задачи стоят перед ведущим в процессе подготовки и ведения дневных радиопрограмм.  А так как он с 2007 года  является ведущим на Приморском радио, то акцент в своей работе автор исследования сделает на дневных эфирах информационно-музыкальных станций. Этот тип вещания подразумевает более сложное программирование. Оно может включать в себя информационные и аналитические передачи, развернутые интервью и комментарии с участием различных специалистов в самых разных областях и многое другое. В то время как на станциях музыкально-информационного типа дневные отрезки вещания, как правило, отводятся программам по заявкам радиослушателей. Например, «Стол заказов» на «Русском радио» или «Дилайла» на «DFM».  От того, насколько полно автору диплома удастся раскрыть заявленную тему, зависит качество и его работы.

Выбранная мною тема актуальна, потому что отдельных исследований по дневному радиовещанию на информационно-музыкальных станциях практически нет.

Поэтому необходимо определить особенности дневного эфира, его подготовки, ведения, взаимодействия между ведущим и аудиторией, а также проанализировать дневные программы информационно-музыкальных станций, вещающих на территории Приморского края. В этом и состоит цель дипломной работы.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели: 

-    рассмотреть особенности программирования дневного эфира;

- выявить целесообразность использования интервью в дневных передачах;

-   определить стиль ведения передач дневного эфира; 

-   рассмотреть влияние аудитории на работу ведущего в эфире;

- изучить современную ситуацию с дневным вещанием на информационно-музыкальных станциях Приморья.

Объект и предмет  исследования.

В данной дипломной работе объект исследования – это радио, предмет – дневные  эфиры информационно-музыкальных  станций.

Хронологические рамки  исследования.

Основное  внимание автора дипломной работы сосредоточено  на современном периоде дневного радиовещания (2007-2010 гг.). Однако в дипломную работу включена информация о дикторах и тематическом планировании советского времени.  

Методологическая  основа работы.

Основой для написания дипломной работы стали труды теоретиков и практиков в области радиовещания (М. Королева, М. Лукина, А. Шерель) и психологии (А. Леонтьев), а также статьи из глобальной сети Интернет. Помимо этого автор диплома интервьюировал людей, работающих в дневном эфире радио «Лемма». На вопросы отвечали ведущие программы «Реальное время» Е. Вольский  и А. Волков.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Значимость  данной дипломной работы состоит  в том, что ее материалы могут  быть использованы кафедрой Телевидения  и Радиовещания в спецкурсах.

Кроме того, данная работа может заинтересовать как радиоведущих, так и редакторов, которые занимаются информационно-музыкальным  вещанием и дневными программами.

Структура дипломного сочинения.

Данная  дипломная работа включат Теоретическую  часть, состоящую из двух глав; Творческую; Введение; Заключение и Список использованной литературы.

В первой главе рассматриваются основные характеристики дневного эфира информационно-музыкальной  станции: особенности программирования, стиль работы ведущих, их взаимодействие с аудиторией. Результатом теоретической части станет составление матрицы для дальнейшего изучения дневных эфиров Приморского радио и радио «Лемма» во второй главе.

Творческая  часть дипломной работы представлена программами Приморского радио  «В час обеда». Они подготовлены автором дипломной работы в 2009-2010 году. Все выводы сформулированы в Заключении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   «ДЕНЬ» на радио

День  на радио длится с 10-11 до 17-18 часов. Днем, как правило, люди находятся на работе, поэтому музыка, а соответственно и голоса, и манера ведения эфира  должны быть спокойными, не раздражающими  аудиторию. Радио в данной ситуации воспринимается как фон, создающий  приятную атмосферу. На большинстве  радиостанций музыкально-информационного  типа звучат различные концерты по заявкам, в строго отведенные отрезки  времени в эфир выходят короткие новости, прогноз погоды и рекламные  блоки. На станциях информационно-музыкального типа, помимо перечисленных выше элементов, днем можно слушать передачи более длительного хронометража такие, как беседы с гостями и слушателями в прямом эфире, или заранее записанные интервью, авторские, тематические программы.

 

1.1 Подготовка дневного радиоэфира

 

Создание радиопрограмм дневного эфира информационно-музыкальной  станции предполагает производство информационных, аналитических, репортажных передач плюс к этому проведение прямых эфиров. Последние наиболее используемы сегодня и наиболее популярны у радиослушателей. Прямые эфиры могут быть представлены выступлениями или беседами гостей радиостанции с ведущими, различными вариантами интерактивных диалогов, «круглых столов» и радиомостов.

Принципиальный момент, который  должен быть обязательно соблюден, если мы хотим сделать хорошее  радио: концепция - первична, технология - вторична. Иными словами технология производства радиопрограммы должна разрабатываться индивидуально под ту или иную программную концепцию вещания. И ни в коем случае не наоборот1. Такой точки зрения придерживается консультант «Эхо Москвы» Сергей Комаров.

В отличие от музыкальных станций, где основным материалом для дневных эфиров является уже имеющаяся записанная музыка, а изготовление радиопрограмм, как таковое, отсутствует, на информационной радиостанции все материалы не только программируются, но и записываются, монтируются, редактируются или же даются в прямом эфире. Обилие различных радиопередач в записи, чередуемых с отрезками прямого эфира, требует наличия четко отлаженной технологии подготовки радиопередач, размещения их на сервере в определенном порядке до выхода в эфир, автоматического уничтожения радиопередач, не подлежащих хранению после выхода в эфир и архивации ценных радиопередач.

Дневная программа, как и вещательная сетка радиостанции в целом, разрабатывается редакцией совместно с отделом рекламы. Сетка имеет жесткую и гибкую части. 

Жесткая часть фиксирует время и длительность выхода в эфир новостных и рекламных блоков, а также их продолжительность и периодичность. На «продвинутых» радиостанциях включение прямого эфира для новостей осуществляется вещательным компьютером в автоматическом режиме по сигналам точного времени. Звукорежиссер и ведущий не имеют возможности управлять временем начала или окончания информационного блока. Точно также, автоматически, в строго фиксированное время, выдается в эфир рекламный блок.  

 В промежутках между информационными выпусками и рекламными блоками, жестко зафиксированными в сетке вещания, могут располагаться другие радиопередачи, относительно свободно варьирующие свою продолжительность. «Набивание» передач в гибкую часть сетки осуществляет программист эфира, руководствуясь расписанием радиопрограмм. Такое построение сетки вещания способствует соблюдению высокой дисциплины эфира в новостных блоках, что на подсознательном уровне повышает доверие к радиостанции. Так, слушатели дневного эфира Приморского радио знают, что новости выходят в эфир в 12.30. Хотя вещательный компьютер в этом не замешан. Выход в эфир управляется скоординированной работой звукорежиссера и ведущего дневной программы. Отметим также, относительно свободное планирование радиопередач аналитического, экспертного или репортажного планов создает контраст, необходимый для обострения глубины восприятия радиопрограммы слушателями. 

 Как уже стало понятно,  непрерывные выступления любых  гостей эфирной студии должны прерываться выпусками новостей и рекламы вне зависимости от ранга гостя. Такое положение повышает доверие и уважение слушателей к радиостанции. «Кто бы к вам ни пришел, вы должны оставаться верными своим принципам. На такое восприятие довольно с большим «ассоциативным коэффициентом» будет указывать незыблемость сетки вещания. За всю свою историю «Эхо Москвы» лишь единожды нарушило свою сетку вещания - во время посещения ее Президентом США Биллом Клинтоном. Его 38-и минутное интервью ни разу не было прервано. Это можно интерпретировать как уважение к высокому гостю, а можно сказать, что «Эхо» «прогнулось» перед американцем. И то, и другое высказывание будет верным. На «Эхо Москвы» нет автоматизированного жесткого информационно-рекламного программирования. Как следствие, нет и высокой дисциплины эфира. Иногда передачи гибкой части программной сетки «налезают» на новости, сдвигая их на минуту и более. Правда, такие сбои бывают нечасто»2.

Любая передача для ведущего дневного эфира начинается с определения  той цели, которую он ставит перед  собой. Любое жизненное событие, социальное или культурное явление  многогранны и потому уже при  выборе темы требуют от журналиста формирования своеобразной рамки, осознания  границ проблемы. Все это помогает сосредоточению внимания на главном  сначала самого журналиста, а потом  и аудитории.

В некоторой  степени выбор темы уже предопределен  специализацией редакции, радиоканала  или радиокомпании, ее основными  тематическими направлениями, форматом. У каждой радиостанции – своя проблематика, в которой журналист должен разбираться достаточно глубоко и основательно.

Таким образом, выбор редакции – первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества.

Долгие десятилетия - во времена  Всесоюзного радио – «тематическое планирование» управляло абсолютно всем. Это проявлялось в стремлении заранее регламентировать тему, автора, композицию и все структурные элементы будущей радиопередачи. «Начиная с 1972 года каждая редакция заранее представляла ежегодный, квартальный и месячный планы, на основании которых заполнялись конкретным материалом сетки вещания на неделю и на каждый день. Конечно, через такое «сито» действительно живой идее проскочить было почти невозможно. Этим обстоятельством и объясняется феномен программирования 70-х - первой половины 80-х годов: огромное число рубрик, многие из которых дублировали друг друга. На стыке 1970-х - 80-х годов на Всесоюзном радио ежегодно среди 140-160 «старых» рубрик появлялось не более трех-четырех «новых», которые на поверку оказывались просто переименованными старыми. Достаточно перечислить «ведущие программы» Главной редакции пропаганды, радиостанции «Юность», литературно-драматического и музыкального вещания, чтобы убедиться: эфир «семидесятых» и по сути, и по форме дублировал журналистское радиотворчество «шестидесятых». Большинство программ делалось откровенно «для галочки», которую считали знаком аккуратного выполнения указаний начальства. При этом качество эфирного материала никого не интересовало».3

Информация о работе Дневной радиоэфир: особенности подготовки, ведения и взаимодействия с аудиторией (на примере Приморского радио и радио «Лемма»)