Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:09, дипломная работа
Выбранная мною тема актуальна, потому что отдельных исследований по дневному радиовещанию на информационно-музыкальных станциях практически нет. Поэтому необходимо определить особенности дневного эфира, его подготовки, ведения, взаимодействия между ведущим и аудиторией, а также проанализировать дневные программы информационно-музыкальных станций, вещающих на территории Приморского края. В этом и состоит цель дипломной работы. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- рассмотреть особенности программирования дневного эфира;
- выявить целесообразность использования интервью в дневных передачах;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. «ДЕНЬ» на радио 6
1.1 Подготовка дневного радиоэфира 6
2.2 Ведущий в эфире 16
1.3 Аудитория и ведущий: особенности взаимодействия 22
Глава 2. «День» в радиоэфире Приморья 28
2.1 Дневной эфир радиостанции «Лемма» 30
2.2 Дневной эфир Приморского радио 33
Глава 3. Творческая часть 36
1.1 Сценарный план и распечатка прямого эфира 37
программы «В час обеда» (выпуск 1) 37
1.2 Сценарный план и распечатка прямого эфира 46
программы «В час обеда» (выпуск 2) 46
1.3 Сценарный план и распечатка прямого эфира 53
программы «В час обеда» (выпуск 3) 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Дикторская профессия была превалирующей в течение очень многих лет – по сути со дня начала регулярного вещания в 1924 году и до перестройки массового вещания на рубеже 80-90-х годов. У этих двух разных профессий (диктор и ведущий) много общего (что не требует ни описания, ни специальных доказательств), но у них есть и принципиальные различия, и главные из них надо бы упомянуть.
Диктор - человек, который обращается к аудитории от имени вещательного канала или его хозяина: государства ли, акционерного общества или частного лица – не столь важно. Диктор себя не представляет, хотя время от времени (в различные исторические периоды жизни общества) ему дозволялось в большей или меньшей степени выражать личные эмоции по поводу сообщаемой им событийной или эстетической информации.
Ведущий - это человек, чьи высказывания в эфире, несмотря на то, что они регламентируются условиями работы, темой, социальным заказом, запросами аудитории и т.д., он, ведущий, все же опирается на свои собственные оценки того материала, который он сообщает, и обстоятельства его восприятия.
Сочетание традиций отечественного радиовещания прошлых лет и современной манеры подачи материала особенно ярко, по мнению автора диплома, сегодня проявляется в работе ведущих радиостанции «Маяк».
В 2007 году руководство «Маяка» сделало серьезный шаг и произвело так называемый ребрендинг станции. «Изменилась форма (логотип, музыкальное оформление) и содержание, сама концепция вещания: из эфира «Маяка» исчезли серьезные, «тяжеловесные» программы. Теперь каждый день в эфире станции звучат подряд несколько двух-трехчасовые шоу с известными ведущими. Это такие звездные дуэты, как Ольга Шелест и Антон Комолов, Пётр Фадеев и Фёкла Толстая, балагур и циничный интеллектуал Сергей Стиллавин и многие другие»10. Новая концепция и новый стиль ведения привлекли «свежую» аудиторию - людей от 25 до 45 лет.
В России до «Маяка» никому не удавалось
создать информационно-
Что-то похожее сегодня происходит в эфире приморской информационно-музыкальной станции «Лемма». Передачи ведутся таким образом, чтобы их слушали не только представители старшего поколения, но и молодежь. Однако по-прежнему в дневном эфире ставка делается на аудиторию «за пятьдесят».
Ведущий дневного эфира, помимо всего прочего, должен хорошо разбираться в людях, так как ему приходится много общаться с ними, соответственно ему важно быть интересным собеседником, хорошим интервьюером. Рассмотрим главные качества хорошего ведущего-интервьюера.
Они складываются из:
Индивидуальные способности – это набор качеств, врожденных или социально приобретенных, присущих человеку вне зависимости от его профессиональных навыков. В методической литературе описаны различные типы интервьюеров. Хороший интервьюер характеризуется выражением «дать-и-взять», которое означает, что при проведении беседы он должен уметь не только получить от гостя требуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовлетворения. Известно, что хорошо проведенное интервью обладает своего рода терапевтическим воздействием на личность интервьюируемого: снимает тревогу, помогает принимать решения, повышает самооценку и т.д. Способность вызвать данный психологический эффект и воспользоваться им для получения более полной информации считается основным качеством хорошего интервьюера.
Владение методикой, в отличие от индивидуальных способностей, приобретается путем обучения. Обучение интервьюеров, как и всякое профессиональное обучение, должно строиться на сочетании теории и практики. Для теоретического обучения необходимы учебники, методические пособия и лекционные курсы. Практическое обучение осуществляется путем проведения специальных тренингов. Овладеть методикой в Приморье можно, получив профильное образование на факультете Института Массовых Коммуникаций ДВГУ. Кроме того, во Владивостоке почти каждый год проходят семинары и мастер-классы, организованные Фондом независимого радиовещания.
Социологическая подготовка важна, по меньшей мере, в трех отношениях. Во-первых, каждый интервьюер должен хорошо усвоить известный методологический принцип анализа без оценочных суждений. Применительно к практике интервьюирования этот принцип означает оценочную нейтральность слушания. Во-вторых, социологическая подготовка делает возможным правильное понимание высказываний респондентов, особенно в тех случаях, когда интервьюер и опрашиваемый принадлежат к различным субкультурам и разным профессиональным областям. В-третьих, указанная подготовка развивает способность интервьюера к фиксации и развитию релевантных тем, что является одной из главных предпосылок успешного проведения интервью.
Подготовка в предметной области исследования означает, что при проведении интервью в сфере экономики от интервьюера требуется квалификация экономиста, в медицине – медика, при отработке технологий – технолога, при изучении эмоциональных реакций – психолога и т.д. Предметная подготовка, как и общесоциологическая, повышает способность интервьюера к правильному пониманию опрашиваемых и к отбору релевантных тем.
Названные выше четыре группы качеств обладают свойством взаимно усиливать друг друга и в то же время отчасти являются взаимозаменяемыми. Наивысшей квалификацией обладают интервьюеры, которым присущи все четыре качества.
Еще один
вопрос, непосредственно связанный
с особенностями ведения
Роли у ведущего дневного эфира также бывают разными. «Это зависит от формата программы, и формата радиостанции, и от состава участников. Например, бывает так: вы единственный ведущий, и к вам приходит гость. Сразу возникает вопрос: какое это будет интервью? Если речь идет об интервью информационном, когда вам важно получить от собеседника информацию о событии, узнать факты – это одно, и здесь, собственно, вам не нужно заниматься выражением своей точки зрения. Вы можете, конечно, спросить начальника управления МЧС: «Что ж такое происходит, Иван Иваныч, людей-то надо спасать?!» - чтобы как-то его спровоцировать на более эмоциональные высказывания. Но, в общем, в информационном интервью необходимости выражать свою точку зрения нет никакой. Ваша задача – снабдить слушателей информацией…Себя как личность вы отодвигаете в сторону.
Бывают другие программы. В них вы можете говорить что-то от себя. Например, в передаче участвуют два гостя, и явно обозначился конфликт между ними. Как правило, если приглашают в передачу двух специалистов, их взгляды на обсуждаемый вопрос расходятся, иногда – до враждебности. С одной стороны, журналист выступает…в качестве модератора, нейтрального посредника. Но это не самая интересная роль. Интересно ведущему время от времени становиться то на эту, то на другую сторону».12
В какой выступать роли, ведущий должен решить сам. Главное, не заиграться и не выпустить из внимания «соль» беседы. Особенно это касается тех программ, в которых участвуют большие группы.
Ведущий
дневного эфира информационно-
Итак, отличительной
особенностью дневного эфира информационно-
1.3 Аудитория и ведущий: особенности взаимодействия
Работа ведущего дневного эфира информационно-музыкальной станции выстраивается по принципу «максимального взаимодействия» со слушателями. Поэтому главным критерием отбора ведущих является их соответствие целевой аудитории. Далее попытаемся разобраться, как этого можно добиться на практике.
Анализируя особенности взаимодействия между аудиторией радио с одной стороны и ведущим - с другой, выделим два ключевых момента:
1)влияние аудитории на работу ведущего в эфире;
2)факторы, которые определяют привлекательность или непривлекательность образа ведущего в глазах аудитории.
Влияние аудитории. Начнем с того, что ведущий не видит своей аудитории. Следовательно, он лишен возможности непосредственно воздействовать на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы выйти из затруднения, необходимо организовать обратную связь. В дневном эфире – это, прежде всего, звонки в студию, а также SMS-сообщения, различные Интернет-форумы, на которых слушатели оставляют свои комментарии. Однако, по мнению психолога Леонтьева, «обратная связь подобного рода изменяет и совершенствует организацию общения, но на сам процесс общения непосредственно не влияет – если не считать некоторой возможной коррекции в стиле общения. Гораздо более значим второй вид обратной связи. Это представление коммуникатора о возможной и ожидаемой реакции реципиента»13. Другими словами, нужно как бы мысленно сузить аудиторию радио до «своей», до той, которую ведущий хорошо знает. Этот вид обратной связи специалисты называют скрытой обратной связью. Журналист, работающий в дневном эфире, знает, на кого рассчитана его передача. Имея достаточный опыт непосредственного общения со своей аудиторией, он может с высокой степенью уверенности предсказать, какое воздействие окажет его выступление и выступление гостя в студии и какова может быть реакция слушателя. А, зная это, имея своего рода внутреннюю мерку, журналист может гибко контролировать процесс общения.
Радийная публика не просто рассредоточена в пространстве — она рассредоточена психологически. Люди становятся радиоаудиторией случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели. Если обычный оратор имеет дело с людьми, уже заведомо представляющими собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио публичное выступление (а иначе это не назовешь) требует с самого начала усилий по привлечению внимания слушателей, включая специфическое построение самого выступления, особую манеру поведения выступающего, т.е. все, что могло бы их заинтересовать. И хотя иногда интерес может вызвать сама тема передачи, все-таки чаще всего ведущий дневного эфира сталкивается с необходимостью самому «подготовить почву» в умах слушателей для восприятия передачи. Важно дать понять слушателю, почему ему именно эта тема должна быть интересна, как решение поднятой проблемы отразится на нем лично, или как это повлияет на положение дел, допустим, в крае. На практике любую передачу можно подать в этом ключе. Отсюда и необъятное количество тем, которые можно затрагивать в дневном эфире информационно-музыкальной станции.
«Аудитория радиовыступления практически не поддается «заражению», поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи»14, о чем мы уже говорили в предыдущем параграфе. Восприятие массовой коммуникации очень зависит от той малой группы, в составе которой человек слушает передачу. Интерес к передаче и мнение о ее достоинствах и недостатках складываются обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, воспринимающей ее совместно. Поэтому выступление должно не только привлекать внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его. В дневном эфире это особенно важно, поскольку хронометраж передач, как правило, большой. И если на музыкальной станции удерживание интереса происходит благодаря грамотному программированию песен (хит «выстреливает» в нужный момент), то на информационно-музыкальной станции это достигается за счет неожиданных поворотов в беседе, за счет включения дополнительных рубрик, придающих эфиру документальность, а когда и динамичность и т.п.
Человек слушает дневные радиопрограммы, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию передач. От ведущего и гостя эфира ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстранённости, а с другой — доверительность, неофициальность.
И, наконец, аудитория радио весьма разнообразна. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей. Здесь имеется в виду и уровень образования, и, конечно, возраст аудитории. Последний фактор оказывает незаурядное влияние на работу ведущего дневного эфира, в особенности на речь. Если вы говорите перед молодежью, то речь должна быть отличной от речи перед пожилыми людьми или людьми среднего возраста. У молодых людей меньше знаний и опыта. Они лучше, а точнее сказать, спокойнее, воспринимают чужой способ мышления, чем старшие слушатели, которые имеют значительный опыт и поэтому критичней относятся ко всему, что им говорят. Молодые слушатели с готовностью воспринимают новые мысли и идеи и охотно принимают участие в экспериментах. Люди старшего возраста, как правило, консервативней. Юмор также молодежь воспринимает лучше.