Выразительные средства режиссуры массового зрелища

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Массовый праздник относится к разряду художественных зрелищ. Один из первых исследователей природы и сущности праздников И.М. Снегирев в своей работе «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» писал, что одним из сильнейших средств к сближению людей и одним из источников познания жизни каждого народа служат его праздники. Именно он первым теоретически обосновал и сформулировал определение праздника, как «упразднение», свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник – есть свободное время, обряд, знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий.
XX век - век ошеломляющего развития научной и ненаучной (художественной, оккультной) мысли, разработок новейших технологий (в том числе и информационных). Сегодня стало привычным и ни у кого уже не вызывает удивление многообразие существующих форм передачи информации, главным средством осуществления которых являются знаки.

Файлы: 1 файл

выраз. средст.docx

— 40.85 Кб (Скачать)

         Символическая закрепленность есть и в шрифте оформления. М.С. Коган в своей "Морфологии искусства" отмечает: "Шрифт имеет двухплановое значение: он играет словообразующую роль благодаря своей интеллектуально-смысловой нагрузке, информируя нас о том, что именно здесь находится, и одновременно роль художественно-образную, достигаемую эмоционально ассоциативной выразительностью рисунка шрифта, его расцветке, ритме, композиционной структуре".

         Режиссерам необходимо изучать знаковые выражения во всех видах искусств. Знание европейского искусства, искусства Востока, вообще обширные познания постановщика мероприятий позволяют расширить спектр выразительных средств, состав знаков-символов. Здесь важно помнить, что, если выбор знаков становится произвольным и присущи только для творчества одного художника, это усложняет коммуникативную функцию - и произведение становится непонятным. Зритель должен понять сообщение, содержащееся в произведении, на основе утвержденной системы знаков. Вот почему восприятие произведения искусства становится актом сопоставления и знания.

              Продолжая разговор о выразительных средствах, создающих особый язык театрализации, остановимся на метафоре. Это еще одно очень важное средство эмоционального воздействия в режиссуре.

В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

Различаются три типа метафор:

- метафоры сравнения,  в которых объект прямо сопоставляется  с другим объектом ("колоннада  рощи");

- метафоры загадки, в  которых объект залощен другим  объектом ("били копыта по мерзлым  клавишам" - вместо "по булыжникам");

- метафоры, в которых объекту  приписываются свойства других  предметов ("ядовитый взгляд", "жизнь сгорела").

В разговорном языке мы почти не замечаем использования  метафор, они стали привычными в  общении ("жизнь прошла мимо", "время  летит"). В художественном творчестве метафора активна. Она содействует  творческому воображению, ведет  его путем образного мышления.

Для режиссера метафора тем  и ценна, что используется именно как средство построения сценических  образов. "...А всего важнее - быть искусным в метафорах, - говорится  в "Поэтике" Аристотеля. Только этого  нельзя перенять от другого; это - признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры, значит подмечать сходство".

        Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Здесь необходимо умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение. Потому что новизна и неожиданность многих глубоких по смыслу метафор не раз становились препятствием к их правильному восприятию - тем самым недальновидные зрители и критики духовно обедняли сами себя.

С какой целью режиссер прибегает к приему метафоры, называя только то, с чем сравнивается изображенный предмет или понятие, и утаивая его прямое наименование? Делается это для того, чтобы заставить работать мысль и воображение зрителя. Метафора требует от нас духовного усилия, которое само по себе благотворно.

         Еще в конце прошлого века Альфред Жарри начал переводить словесную метафору на пластический язык сцены. Цель преследовалась одна - создание образного строя, поэтическое углубление мысли, позволяющее режиссеру довести решение спектакля до философского обобщения.

Диапазон использования  метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего  спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры  массового театра как театра больших  социальных обобщений, имеющего дело с  художественным осмыслением и оформлением  повседневной реальной жизни. Именно метафора может придать реальному факту  аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя.

         Наиболее типичные пути использования метафоры в языке театрализации:

1. Метафоры оформления. Пути  создания образа через метафору  в театрально-декорационном оформлении  спектакля различны. Мысль, идея  могут быть выражены через  планировку, конструкцию, оформление, детали, свет, через их соотношение и сочетание. "Внешнее оформление спектакля должно быть построено на поэтическом начале, - говорил В.И. Немирович-Данченко, надо дать провинциальный дом не натуралистически, а наполнить его поэтическим настроением. Солнечная гамма света, заливающая все, - и минимальное количество предметов".

2. Метафора пантомимы.  Вот классический сюжет Марселя  Марсо "Клетка". Человек, проснувшись,  направляется вперед и натыкается  на препятствие. Он - в клетке. Часто перебирая руками по  всем четырем стенам, ищет выхода. Не находя его, он приходит  в отчаяние, мечется, натыкаясь  на стены клетки. Наконец отыскивает  лазейку. С трудом выбравшись  через нее, человек ощущает  себя на свободе. Идет вперед. И снова препятствие. Оказывается,  клетка находилась в другой клетке, большего размера.

         Пантомима соткана из знаков. Они представляют самый материал ее выразительного языка. Когда на первых порах неопытные мимы лихорадочно мечутся по сцене, нагромождая движение на движение, а зрители при этом ничего из происходящего не понимают, в таком случае движения ничего не означают, зритель не в состоянии расшифровать внутренней сущности жеста. В тех же случаях, когда мы оказываемся захваченными содержанием действия, весь классический "текст" являет собой непрерывную цепь логически выстроенных, почти по форме, емких и ясных по содержанию знаков.

          Виктору Древицкому, актеру Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, выученику классической школы "переживания", в прекрасном спектакле "Взрослая дочь молодого человека" понадобилась акробатика. Режиссер Анатолий Васильев так выстроил внутреннюю линию героя, что в определенный момент актер просто не мог выразить ее иначе, чем с помощью сальто-мортале. И "старое, доброе" сальто, классический трюк древних гистрионов, персонажей комедий дель Арте и театра Дебюро был поставлен на службу для выявления внутреннего мира делового человека. Таким образом, мы видим, что метафора пантомимы может стать обобщающим художественным образом только в том случае, если в ее действии заложены борьба, динамика, образная пластика и монументальность.

3. Метафора мизансцены. Эпизод "Барабан интервенции" в  одном из представлений, был решен за счет метафорической мизансцены "живой шлейф". В ее основе лежали выступления Керенского перед представителями различных партий в Париже. Проходя в полутанцевальных движениях через линии этих представителей, Керенский призывал к интервенции против Советской России. Восхищенные его красноречием "представители" создавали за его спиной "живой шлейф" интервенции.

Метафорическая мизансцена требует особо тщательной разработки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного  художественного образа режиссерской мысли.

4. Метафора в актерской  игре. "Животные, как ничто другое, дают повод именно для метафор", - заметил как-то писатель Ю.  Олеша.

Н. Виноградов в "Красноармейском  чуде" так описывает приход на репетицию красноармейской актерской  студии В.Э. Мейерхольда:

"Вопрос к Мейерхольду:  Как играть классовых врагов? Мейерхольд: Гротеск! Только гротеск!  Гениальный гротеск!" Мейерхольд попросил просвистеть хором птичьих голосов.

Запели пенки, дрозды, жаворонки, соловьи... В комнату вошел лес  и тишина. На лицах бойцов, давно  оторванных от семей, от родных лесов  и полей, - поэтическая грусть.

Стоп! - Мейерхольд хлопнул  в ладоши. - А теперь, пожалуйста, на скотный двор! Кто враги нашей Республики? Люди? Нет! Взбесившийся скотный двор!.. Бык, акула... Мейерхольд увлек наше воображение. Мы научили бойцов индивидуализировать образы классовых врагов. Вместо "вообще генерал" появился "генерал-бык", "генерал-индюк", "генерал-осел".

       Метафора в актерской игре продолжает оставаться действенным образным средством театра, и с ее помощью режиссер массового представления может и должен создавать образы больших обобщений. Однако, несмотря на такую масштабность, здесь также имеет большое значение неразрывная связь с жизненным опытом данной социальной общности, участвующей в массовом действии. Только в этом случае метафора может быть понятна и способна оказать эмоциональное воздействие на массы.

Итак, мы убедились, что сценическая реализация метафоры позволяет ярче и нагляднее для аудитории выразить суть либо основного события эпизода, либо отношений, складывающихся между персонажами. Аудитория получает возможность быстро и точно, определить, сформулировать свою собственную позицию по отношению к происходящему, что в свою очередь является первой и необходимой предпосылкой к формированию у аудитории активного отношения к получаемой сценической информации.

          Важное место в режиссерском искусстве театрализации принадлежит аллегории. В "Поэтическом словаре" А. Квятковского сказано: "аллегория - иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.). В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь истолкования содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие".

         Жизнь, смерть, надежда, злоба, совесть, дружба, Азия, Европа, Мир - любое из этих понятий может быть представлено с помощью аллегории. В том и заключается сила аллегории, что она способна на долгие века олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, различных нравственных качествах. Богиня Фемида, которую греческие и римские скульпторы олицетворяли с завязанными глазами и весами в руке, навсегда осталась олицетворением правосудия. Змея и чаша - аллегория врачевания, медицины. Библейское изречение: "Перекуем мечи на орала" - аллегорический призыв к миру, к окончанию войн.

       Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре массовых празднеств всех времен и народов. Значение аллегории для режиссуры реального действия прежде всего в том, что она всегда, впрочем как символ и метафора, предполагает двухплановость. Первый план - художественный образ, второй план - иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

        Аллегория была наиболее характерна для средневекового искусства, искусства возрождения, барокко, классицизма. Аллегорические образы занимали ведущее место в празднествах французской революции. Вот один из примеров, описанный К. Державиным в книге "Театр французской революции": "Особую группу декораций представляло аллегорическое оформление сцены в том жанре, который являл собой любопытную особенность революционной драматургии в жанре апофеоза и театрального празднества. Например, торжественно устроенное 10 ноября 1793 года в соборе Парижской богоматери в честь Разума празднество послужило революционной сцене известным образом для оформления ее апофеозов и патриотических живых партий. Посредине собора была воздвигнута гора, на вершине которой находился храм с надписью на фронтоне "философия", окруженный бюстами философов - представителей революции. У подножия горы алтарь, на котором пылал факел истины".

          Эстафету использования аллегорических средств в празднествах французской революции приняли советские режиссеры в массовых праздниках 20-х годов. Например, в 1951 году на фестивале в Берлине И.М. Туманов в своей массовой пантомиме на музыку А. Александрова "Священная война" следующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость. На поле - 10 тысяч гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизирующие народы Азии, и на коленях - черные - еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправили спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен, желтые начинают двигаться, черные встают во весь рост... Конфликт развивается бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разного цвета кожи, несмотря на то, что была выражена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, вскрывает сложнейшие жизненные явления путем их столкновения и сопоставления.

Все-таки необходимо заметить, что в современном искусстве  аллегория уступает место более  развитым в образно-психологическом  отношении символическим образам.

        Использование символа, метафоры, аллегории в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время - это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму - содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания.

Также нужно всегда помнить, что все средства иносказания в режиссуре, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора иносказательных выразительных средств для режиссера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. М., 1967г.
  2. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. М.,1973г.
  3. Кнебель М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М., 1992г.
  4. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1992г.
  5. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу программ. Ростов на Дону, «Феникс», 2003г.

Информация о работе Выразительные средства режиссуры массового зрелища