Византийская культура и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

Византийская культура, как культура других средневековых государств, представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывается и на другой. Тесная связь, взаимное влияние всех видов культуры - закон их развития. Хотя, конечно, общее явления - борьба старого с новым, зарождение новых тенденций - протекали в разных отраслях культуры по-разному. Сопоставление их, типологизация помогут выявлению главных направлений эволюции византийской культуры.

Файлы: 1 файл

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

 

Прикладное искусство Византии, подарившее миру столько прекрасных шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и интересы различных социальных слоев византийского общества. В своей основе оно было более тесно связано с народной культурой, зачастую питалось образами и представлениями, порожденными социальной психологией и широких кругов населения империи. В месте с тем оно одновременно подчинялась общим мировоззренческим установкам и художественным канонам, господствующим в византийском обществе. Ремесленники, естественно, должны считаться со вкусами знатных заказчиков, императорского дворца, церкви. И все же прикладное искусство смелее отходило от тематических и стилистических штампов, черпая новые импульсы из народного общественного сознания, из творчества народных масс.

 

Итак, в X-XII вв. в искусстве Византии сложилась классически стройная художественная система, устойчивый иконографический канон спиритуалистических образов, стабильная иерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитав культуру многих народов. Это послужило основой его широкой экспансии в различные страны. Византийское искусство стало непререкаемым эталоном для искусства православного мира - грузинского, сербского, болгарского, русского. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока. Влияние византийского искусства прослеживается в Италии и на острове Сицилия, на Кавказе и ряде других областей. Разумеется, византийское искусство само испытывает изменения под влиянием местных художественных школ. Подробное рассмотрение этих связей, разумеется, дело специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат: Искусство Византии. Иконопись 

Содержание

Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина.        2

Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.)........................................6

От античной живописи к иконописи..............................................10

Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи................. 13

Византийский иконографический канон...........................................16

Техника иконописи.............................................................16

Пропорции фигур...............................................................17

Тип лица и выражение..........................................................17

Внешность и поза..............................................................17

Палитра цветов, игнорирование светотени.......................................18

Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410)................ 20

Список литературы.............................................................23

 

   Краткий экскурс в историю  Византии. От Константина до Константина.

В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь

столицу империи.

В 395 году Римская империя распалась  на Восточную и Западную.

В 476 году Западная Римская империя  пала под натиском варваров.

Восточной, Византийской империи, суждено  было существовать до середины 15

века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство - ромейской

державой, а Константинополь - "Новым Римом".

Со времен основания до второй половины 12 века это было могущественное,

богатейшее и культурнейшее  государство Европы. Византийская империя,

раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала

Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть

Месопотамии и Армении, острова  Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и

на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население - 30-35

млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов

христианского мира. О богатстве  и пышности византийского императорского двора

ходили легенды.

Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти  поголовно

граотным населением) и великой  морской и торговой державой. Ее купцы

проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию, Китай, на

Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой солид играл

роль международной валюты.

Национальный состав империи отличался  большой пестротой, но начиная с 7 века

большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский император

стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после завоевания

Болгарии и подчинения сербов и  хорватов, Византия стала, по существу, греко-

славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии

сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию,

Болгарию, большую часть Сербии.

До 7 века официальным языком империи  была латынь, однако существовала

литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866 году

"солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели

славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

Несмотря на то, что вся жизнь  государства и общества была проникнута

религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной.

Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и  строго

централизованное управление.

По своей политической структуре  Византия была самодержавной монархией, учение

о которой окончательно сложилось именно в здесь. Вся полнота власти

находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил

внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его

считалась божественной и была практически  не ограниченной, однако,

(парадокс!) она не была юридически  наследственной. Результатом этого  были

постоянные смуты и войны  за власть, кончавшиеся созданием  и личным

способностям нередко мог занять очередной династии (простой воин, даже из

варваров, или крестьянин, благодаря ловкости высокий пост в государстве или

даже стать императором. История  Византии полна таких примеров).

В Византии сложилась особая система  взаимоотношения светской и церковной

властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу,

управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и

инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в  печально

знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было полностью  подчинено

императорской власти, лишено многих привилегий, богатства церкви и монастырей

были частично конфискованы. Что  касается культурной жизни, итогом

"иконоборчества" стала полная  канонизация духовного искусства.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы

литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм,

образным видением мысли, утонченностью  эстетического мышления, глубиной

философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического

Востока, по силе выразительности  и глубокой одухотворенности Византия многие

столетия стояла впереди всех стран  средневековой Европы. уже с VI века

Константинополь превращается в прославленный  художественный центр

средневекового мира, в "палладиум  наук и искусств". За ним следуют  Равенна,

Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского

художественного стиля.

Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В  нем были

эпохи подъема и упадка, периоды  торжества прогрессивных идей и  мрачные годы

господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее

благополучных, отмеченных особым расцветом  искусства:

Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой  век Византии" и так

называемые Византийские "ренессансы":

·   Правление македонской  династии (середина IX - конец XI века) -

"македонский ренессанс".

·   Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский

ренессанс".

·   Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".

Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый поход), но с

образованием и укреплением  на ее границах Османской империи  ее конец стал

неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество

(Ферраро-Флорентийская уния, с  негодованием отвергнутая народом).

В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией и через

два месяца взят штурмом. Последний  император - Константин XI Палеолог - погиб

на крепостной стене с оружием  в руках.

С тех пор Константинополь именуется  Стамбулом.

Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в

целом) миру. Отвлекаясь от политики и  экономики, христианские богословы

видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в  том лицемерии в

вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века ее

существования. Так, Владимир Соловьев писал:

"После многих отсрочек и  долгой борьбы с материальным  разложением

Восточная империя, давно умершая  нравственно, была наконец, как раз  перед

возрождением Запада, снесена с  исторического поприща. ... Гордясь  своим

правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и самоочевидной

истины, что действительное правоверие и благочестие требуют, чтобы  мы

сколько-нибудь сообразовали свою жизнь  с тем, во что верим и что  почитаем, -

они не хотели понять, что действительное преимущество принадлежит христианскому

царству перед другими, лишь поскольку  оно устрояется и управляется  в духе

Христовом. ... Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению -

быть христианским царством, - Византия теряла внутреннюю причину своего

существования. Ибо текущие, обычные  задачи государственного управления могли, и

даже гораздо лучше, быть исполнены  правительством турецкого султана, которое,

будучи свободно от внутреннего  противоречия, было честнее и крепче и притом не

вмешивалось в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных

догматов и зловредных ересей, а  также не защищало православия посредством

повального избиения еретиков и  торжественного сожига-ния ересиархов на кострах

".

    

Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.)

 

В истории средних веков (и не только средних веков) было немало драматических

моментов, когда в силу политических или экономических причин определенный

жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники, работающие в этом жанре,

а также его почитатели, подвергались репрессиям, уничтожались морально или

физически. Ярчайшим примером является период иконоборчества в Византии.

В 717 г., когда ислам завоевывал Азию и угрожал Европе, на пошатнувшийся

византийский престол взошел Лев III (675-741), прозванный Исавром.

Неизвестно, происходил ли он на самом  деле из племени исавров (дикого и

воинственного народа), но известно доподлинно, что он был отважным и

блестящим полководцем, сумевшим защитить страну от арабов и значительно

укрепить внешнеполитическое положение Византии.

Не теряя времени, Лев Исаврянин  решительно взялся за внутренние реформы  и, в

частности, обратил пристальное  внимание на Церковь. При этом он нашел, что

почитание реликвий (останков святых и священных предметов) и икон приняло

небывалые размеры, превратившись, по существу, в суеверие. Священным

изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнуться молитвенным

духом и приблизиться к Богу, воздавались  порой такие почести, что подлинный

смысл христианского искусства  стал подменяться языческим идолопоклонством.

Духовенство же зачастую ловко использовало суеверия и языческие привычки

паствы в целях собственного обогащения и усиления влияния. Неудивительно, что

культ икон в своем извращенном  виде стал прекрасной мишенью для  насмешек

мусульман, придерживавшихся строгого монотеизма. Для Льва, очевидно, было

чрезвычайно важно опровергнуть обвинения  в идолопоклонстве, возводимые против

христиан.

Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай  себе

кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле

внизу...". Среди идейных иконоборцев  были в основном жители Востока, чьи

традиции вообще не допускали изображения  человека (что было закреплено

мусульманской религией).

Взгляды самого императора были вполне православными, и он мог бы внести

заметный вклад в отстаивание  христианских истин, если бы к его  борьбе с

идолопоклонством не примешивались  иные, чисто политические мотивы. Церковные

историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против чрезмерного почитания

икон явилась только частью его  обширных замыслов по реорганизации  всей

государственно-церковной системы  Византийской империи. Целью этой борьбы было

ограничение прав и влияния высшего  духовенства, занимавшего ведущие

государственные должности.

В 726 году император обнародовал указ, в котором запрещалось воздавать

поклонение иконам как божественным изображениям и давалось указание вешать их

в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило этот

наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских святынь.

Население империи разделилось  надвое: иконоборцы и иконопочитатели.

Информация о работе Византийская культура и искусство