Византийская культура и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

Византийская культура, как культура других средневековых государств, представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывается и на другой. Тесная связь, взаимное влияние всех видов культуры - закон их развития. Хотя, конечно, общее явления - борьба старого с новым, зарождение новых тенденций - протекали в разных отраслях культуры по-разному. Сопоставление их, типологизация помогут выявлению главных направлений эволюции византийской культуры.

Файлы: 1 файл

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Немедленно началась череда кровавых событий: в Константинополе иконоборцы

попытались публично уничтожить икону  Христа, но были растерзаны толпой

иконопочитателей, последних ловили и казнили, был низложен любимый народом

патриарх Герман, отказавшийся подчиниться  указу, в ответ на это византийский

флот открыто перешел на сторону  иконопочитателей и двинулся на столицу, чтобы

низложить императора, но был сожжен "греческим огнем" и страна осталась без

флота...

Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой ереси -

император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая иконы,

стойкие христиане рисковали жизнью. Многие кончали жизнь на плахе, других

растерзала толпа. Настоящая гражданская  война длилась до самой смерти Льва

III и продолжалась при его  приемнике Константине Копрониме.  Сторонники

императоров явно побеждали. Теперь допускалась  только светская живопись

(главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась только в

отдаленных провинциальных монастырях.

Христианские мыслители поняли всю опасность ереси иконоборчества. Вопрос, по

сути дела, заключался не в иконах. Отрицая божественные изображения,

иконоборцы тем самым отрицали возможность одухотворения материи, что

противоречило основам христианского  учения. Крупнейшие деятели Церкви повели

решительную борьбу против иконоборчества. Римский Папа Григорий II, а за ним

Григорий III решительно осудили эту  ересь. Григорий III приказал прекратить

сбор подати в пользу Византии, дав понять, что отныне он не считает  себя

подданным византийского императора. Это выступление Григория III поддержала

вся Италия.

К концу VIII века движение иконоборцев  пошло на убыль. Регентша византийского

престола Ирина, афинянка по происхождению, женщина красивая, властная и

коварная, была ревностной

почитательницей икон. Став императрицей, она созвала VII Вселенский Собор,

который открылся в 786 году в Константинополе. На Соборе присутствовали

легаты Римского Папы Адриана I. Однако между сторонниками и противниками

иконоборчества произошли столкновения, Собор был сорван и открылся вновь

только через год.

Иконопочитание победило. Собор  постановил: "Мы неприкосновенно  сохраняем все

церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них

заповедает делать живописные церковные  изображения, так как это согласно с

историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог - слово

истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам". Иконы были

признаны "напоминательными начертаниями" и почести им разрешалось воздавать

только как образам. Тем самым  Собор, отвергнув ересь иконоборчества, вместе с

тем преодолел крайности иконопочитания. Епископы-иконоборцы получили на

Соборе прощение. Идеи иконопочитания были теоретически обоснованы в трудах

Иоанна Дамаскина, положивших начало процессу канонизации иконописи.

Однако, мытарства иконопочитания еще не закончились. Политическая ситуация

быстро менялась. Запад усиливался, арабы в период правления халифа Гарун-аль-

Рашида процветали, а Византия продолжала слабеть. В 802 году Ирина была

свергнута и отправлена в ссылку. В 815 году патриарх Феодот вновь

торжественно провозгласил законность иконоборческих эдиктов. Вновь началась

жестокая реакция. Закрывались монастыри, конфисковывались их земли, монахов

ссылали или казнили.

Все закончилось только к 843 году, когда  патриарх Мефодий собрал новый Собор

и подтвердил

решения VII Вселенского собора об иконопочитании. 11 марта 843 года Церковь

впервые праздновала Торжество Православия. С тех пор это событие ежегодно

отмечается в течение первой недели Великого Поста, которая носит  название

"недели Торжества Православия".

Это была грустная победа. Православие  торжествовало, но сам факт, что императоры

стали решающими судьями в жизни Церкви и что именно от их воли зависела судьба

Православия, свидетельствует о  полной победе цезарепапизма в

Византии. С IX века истинные византийские христиане либо эмигрируют, либо все

более удаляются от мира - на гору Афон, в пустыни, за крепкие каменные стены

монастырей. Одновременно исчезает и  религиозная активность мирян, так  выгодно

отличавшая Византию от варварских народов современной Европы. Резко  снижается

уровень богословия, уменьшается грамотность  населения, которая раньше была

практически всеобщей. Духовная жизнь  Востока начинает замирать.

    

От античной живописи к иконописи

 

Как это ни странно, и живопись эпохи  Возрождения, и средневековая иконопись

имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись

началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения

христианской церкви. Каноны иконописи  складывались постепенно, в

течении многих веков.

Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемой религией, местом

сбора верующих для совместной молитвы были места уединенные, часто - катакомбы.

Христиане Рима и Неаполя, Керчи  и Сиракуз, Милоса и Александрии  построили целые

подземные лабиринты, которые были для них и церковью, и кладбищем, и 

мартирием. Стены катакомб белили и покрывали живописью, в которой

использовались художественный язык и сюжеты античности. Здесь еще  много было

ваз, цветов, плодов, животных, амуров. Однако постепенно античные образы стали

приобретать новый, символически-аллегорический смысл.

Например, образ прелестной девушки Психеи стал толковаться как изображение

христианской души. Пальмовая ветвь - атрибут императорских триумфов - стала

символизировать райское блаженство. Амуры без труда превратились в ангелочков.

На фресках появляются молящиеся - фигуры с воздетыми вверх руками - оранты.

Особый смысл приобрели виноградная  лоза и гроздь - они стали символом главного

таинства - пресуществления хлеба  и вина в Тело и Кровь Христовы (

евхаристии).

Видимо, на этих двух иконах, как раз, аллегорически представлено таинство

евхаристии. Первая называется "Вино истины", вторая - "Хлеб жизни". Иконы

современные (Афонская школа), но явно сделаны по средневековому образцу.

Интересна трансформация традиционного  для антики образа юноши-пастуха  овец в

образ Христа. Он стал трактоваться как Добрый Пастырь ("Аз есмь пастырь

добрый, пастырь добрый полагает жизнь  свою за овец", Евангелие от Иоанна).

В мавзолее Галлы Плацидии (V в., вторая иллюстрация) Добрый Пастырь скромно

восседает на пригорке, вокруг, по зеленой  траве, гуляют овцы, к одной из

которых он ласково прикасается, однако опирается уже не на посох, а на Крест,

утверждая его над миром.

Доброго Пастыря в полном блеске можно видеть на мозаике.

В мавзолее Галлы Плацидии (V в., вторая иллюстрация) Добрый Пастырь скромно

восседает на пригорке, вокруг, по зеленой  траве, гуляют овцы, к одной из

которых он ласково прикасается, однако опирается уже не на посох, а на Крест,

утверждая его над миром.

Доброго Пастыря в полном блеске можно видеть на мозаике церкви Сан-Аполинаре

(VI в., третья иллюстрация): Пастырь,  одетый в роскошные одежды, мало

интересуется своими овцами, т.к. смотрит  вдаль и видит другие стада "овец

Христовых", жаждущих прикоснуться к его учению.

Принцип изображения лиц на фресках  также берет свое начало в античной

традиции - традиции надгробного портрета.

     Прекрасные образцы  надгробных портретов были обнаружены  в египетском оазисе

Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из которых можно  увидеть в

Московском Музее Изобразительных  искусств). Люди на портретах находятся как бы

по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных

глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.

Этот принцип был использован  и развит до предела в византийском иконописном

каноне

Художники постепенно, но сознательно  отходят от античной трактовки

человеческого образа в гармоническом  единстве его морального и физического

совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая

правдивой передачей физического облика.

Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться

самопроизвольно, и лишь много позднее  был узаконен церковью и традицией.

    

Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи

 

Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным - великий поэт, крупнейший

богослов и борец за православие. Он родился в Дамаске, в богатой  и знатной

христианской семье, получил разностороннее и глубокое образование. Отец

позаботился, чтобы преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика был

христианин. С этой целью он выкупил раба-монаха, под руководством которого

Иоанн изучил философию, математику, астрономию и музыку. Сначала Иоанн  служил

при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св.Саввы (близ Иерусалима),

где и прожил до самой смерти.

Иоанн Дамаскин был разносторонне одаренным человеком, интересным во многих

отношениях. Его духовное наследие огромно, оно составляет бесценное  сокровище

Церкви.

Предание называет Иоанна автором  замечательных церковных песнопений, в

которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение.

Считается, что именно он составил пасхальный канон, могучий гимн "Воскресение

Христово видевше", замечательные  надгробные молитвы. Лаконичность и  живость

языка, трогательный лиризм и глубина  мысли - все это делает Дамаскина

величайшим поэтом Византии и всего  христианского мира. Не случайно его

прозвали "златоструйным". Одним  из первых он составил календарь дней памяти

христианских святых и подвижников.

С поэзией Дамаскина тесно сливается  и его музыкальная деятельность. Ему

принадлежат первая церковная система  нот и оформление большинства

христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих".

Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал фундаментальный

труд "Источник знания", состоящий  из трех частей: в первой, "Диалектике",

излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, "Книге о ересях",

перечисляются и анализируются  учения, противоречащие христианству, а в

третьей, "Точном изложении православной веры", систематизируется православное

вероучение.

Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке, определяющая его

место в этом и в потустороннем  мирах. Он рассмотрел и обобщил как

естественнонаучные представления  древних, так и догматы своих

предшественников-богословов, и тщательно  отобрал те из них, которые ни в коей

мере не противоречили канонам  вселенских соборов.

Основным методом работы Дамаскина  была компиляция (в соответствии с  его

девизом "Не люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики. С этой

точки зрения богословие Дамаскина  даже по средневековым меркам было лишено

оригинальности. Однако он сделал то, что неодходимо было сделать: благодаря

устранению из церковных догматов противоречий православное вероучение было

приведено в более-менее стройную систему.

Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только

православных, но и католических

богословов (Фомы Аквинского). Для  православной Церкви сочинение Иоанна

Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского

вероучения.

Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен нам

прежде всего как яростный противник "иконоборчества" и создатель  теории

Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.

Согласно его теории:

Изображать святых можно, но в символическом  и аллегорическом виде.

Можно и нужно изображать то, что  было в действительности (сцены из Священного

писания, Жития Святых).

Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя

писать образ Бога-Отца.

Изображения святых необходимы - они  украшают храмы, заменяют книги

неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не

картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней

изображено ("первообразу"), а  не мастерству художника - иконы должны быть

анонимны.

Иконы чудотворны, так как несут  в себе часть божественной силы того, кто на

них изображен.

Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.

Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в  шпионаже в пользу Византии и приказал

отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.

Иоанн приложил отрубленную кисть  на место, всю ночь усердно молясь об

исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой.

Наутро кисть приросла. В ознаменовании  этого чуда Дамаскин прикрепил  к

серебряному окладу чудотворной иконы  в знак вечной благодарности руку,

отлитую из чистого серебра. Эта  икона изображена слева. Сейчас она  находится

в монастыре Хилардар (Афон, Греция).

Так возник один из канонических образов  Богоматери - Богоматерь-Троеручица.

Информация о работе Византийская культура и искусство