Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:34, реферат
Целью работы является исследование красочного слоя иконы, а именно пигментов и материалов красок, а также технологию их создания.
Задачами работы является изучение темперной живописи, характеристика пигментов и красителей темперных красок.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Связующие темперной живописи 4
2. Пигменты темперной живописи 6
3. Минеральные краски 7
4. Общие сведенья о красках 9
5. Палитра средневекового художника 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЯ 20
Краски, имеющиеся в продаже, не являются химически чистым продуктом даже в лучших своих сортах, а всегда содержат хотя и минимальные примеси веществ, взятых для их фабрикации, или других посторонних веществ, которые в таком количестве не вредят им. Таким образом, говоря о чистых красках, следует прежде всего подразумевать лишь техническую чистоту их.
Немногие из красок состоят в целом из одного красящего начала. Таковы: киноварь, цинковые белила, хромовая окись и т. д.; большинство же состоит из красящего начала и белого или бесцветного вещества иного химического состава, служащего для первого основанием. Из минеральных красок искусственного происхождения сюда следует причислить, например, ультрамарин, синий кобальт, светлые сорта кадмиевых красок, красный кадмий. Все названные краски содержат в своем составе белое вещество, на которое осаждено красящее начало.
К этому же виду красок относятся почти все краски земляного происхождения: желтые охры, тердесиенны, умбры, красные охры, зеленая земля и др., а также подавляющее количество органических красок искусственного и натурального происхождения, носящих в этом случае специальное название лаков*. Таковы крапп-лаки, желтые лаки и т. д., каменноугольные пигменты-лаки. Краски этого типа обычно содержат в своем составе гипс, шпат, каолин, мел, водный глинозем и т. п. белые, бесцветные, а иногда и цветные вещества, которые являются их неизбежными составными элементами, без чего не представляется возможным получить краску. Их не следует смешивать с тем сортом красок, в котором содержатся мел, шпат, гипс и т. п. в виде простой примеси, сделанной с целью удешевления их или фальсификации.
Наконец, существует еще один вид красок — составных, состоящих обыкновенно из смеси двух красок, представителями которых являются «зеленая киноварь», «перманент» и др.
Краски, применяющиеся в живописи, т. е. в смешении со связующими веществами, не должны растворяться в воде и маслах и содержать в себе растворимых веществ. Реакция их должна быть нейтральной, содержание чуждых им элементов, как уже указывалось выше, — минимальным.
Древнеримский историк Плиний Старший знал уже все пименты, которыми пользовались затем художники вплоть до начала индустриальной эры. Он приводит около двадцати названий красок, но при этом замечает, что древние мастера пользовались всего четырьмя красками: «Мы были богаче искусством, когда были беднее материалами. Не душа, но материал ценятся теперь в искусстве».
Палитра средневекового художника состояла из чистых и смешанных красок, среди которых наиболее употребительны были следующие:
Свинцовую белую получали из минерала гидроцерусит или искусственным путем. Минеральный церуссит в живописи встречается редко. Для живописи белый пигмент издавна вырабатывали посредством окисления уксусом свинцовых стружек в течение 2-3 месяцев в специальных глиняных горшках с отделением для уксуса, куда добавляли конский навоз. Этот метод был известен в Китае с IV века до н.э. В итоге получали свинцовый карбонат белого цвета. Свинцовая белая была практически самой употребляемой белой краской в европе до XIX века. Обычно свинцовые белила затирали и растительными маслами, с яичным желтком, а также с животным клеем и гумми.
Пигмент мела – белая краска с древности приготавливалась из мелко перетертого порошка мела, который добывался из меловых отложений, образовавшихся из заизвестковвнных окаменелостей моллюсков. Мел – это углекислый кальций. Лучший мел привозили на Русь из Греции, с острова Мелос, от чего и произошло название «мел». Другое название мела – левкас – происходит от названия острова Левкас, откуда также привозили его.
Охра – натуральная земля, в зависимости от примесей бывает различных оттенков: от желтого до красного. При прокаливании получают жженые пигменты более темных красно-коричневых тонов.
Аурипигмент и рельгар (желтый сернистый мышьяк и красный сернистый мышьяк). Пигменты минерального происхождения, известные с древности под названием арсеникон (перс – царский) «аури» (лат. золотой) и реальгар. Минерал для приготовления пигмента в античности добывали в Сирии. Его нельзя было смешивать с белилами. Красный реальгар римляне называли сандарак (араб. – жёлто-рыжий). Средневековые алхимики называли оба пигмента «два короля». Также был известен способ искусственного приготовления сандарака путем смешения при возгонке серы и мышьяка.
Свинцовая желтая – искусственный пигмент, получаемый прокаливанием свинцовых белил. Производство известно с древности. На Руси иконописцы называли этот пигмент бягиль (от нем. Bleigelb)
Свинцово-оловянная желтая – минеральный пигмент, называемый также джаллолино или массикот. Пигмент получали путём прокаливания свинца и олова вместе (1:3) с добавкой сурика. До начала XIV века пигмент использовали в производстве керамики и стекла, а позднее и для приготовления краски в живописи. Встречается до 1750 года, о затем эту краску перестают применять. В русской иконописи используется редко. Пигмент вновь начали изготавливать в 1941 году, поэтому он может встречаться в копиях и подделках.
Неаполитанская жёлтая – свинцовая сурьма – искусственный пигмент, который известен с XVIII века до н.э. в технологии окраски стекла. Секрет приготовления терялся несколько раз. В живописи пигмент активно использовали с 1620-х годов по 1850 год, затем он был заменён кадмием.
Индийская жёлтая – пигмент жёлтой кристолической соли магнезии из мочи коров. Был завезён из перси, в Европе изредка применяли с XV века в темперной живописи и акварели. Производство в индии было запрещено в 1908 году.
Органические жёлтые – красители, которые получали из соков растений: шафран из растения Crocus, или крушины.
Красные земли – окислы железа – минеральные пигменты различных оттенков – от светлых (английская красная) до фиолетовых (капут мортум). В живописи применяется с древнейших времён. Названия пигментов определённого цвета обычно происходят от имени местности, где добывают пигмент.
Сурик красный – свинцовый окисел – краска, которую в античной древности называли миниум (minium). Пигмент минерального или искусственного происхождения. Натуральный пигмент получали из свинцовосодержащего минерала миниум. Искусственный пигмент, который химически и по своей кристаллической структуре идентичен минералу, получают при обжиге при 450 ۫ С свинцовых белил.
Киноварь – сернистая ртуть – наиболее яркий кранный пигмент минерального или искусственного происхождения, основной красный цвет в древней и средневековой живописи. В источниках античного времени краска называлась миний (minium), как и свинцовая красная, а так же циннобар, отчего происходит русское название киноварь. «Cinnabaris» - есть индийское слово. А именно так называют индийцы кровь дракона. «Да и нет другой краски, которая бы в живописи изображала кровь столь хорошо как сия», - писал Плиний Старший. Он отожествлял минеральный пигмент с органической красной краской «драконова кровь», которую получали из сока драконова дерева. Месторождение киновари соседствует с залежами ртутной руды, её добывали в Испании, Средней Азии, на Алтае, а России, На Балканах, в Германии.
Искусственную киноварь или вермиллион получали путем искусственного соединения ртути и серы. В древнем Китае были разработаны два метода – сухой и влажный, рецептура которых появляется в Европе в VIII-IX веках. В русских иконописных подлинниках описан более простой способ: капли ртути помещали в яйцо.
Органические красные красители
Драконова кровь – краситель, который получали из драконова дерева, растущего в Индии. В отличие от киновари, которой этот краситель дал название, в европейском искусстве применялся крайне редко из-за низкого качества цвет: «Оставь её в покое, - писал Ченнино Ченнини, - так она не принесёт тебе чести».
Пурпур – органический краситель животного происхождения, который добывали из морской улитки и осаждали на мел для приготовления краски. Содержит красящие вещества ализарин и пурпурин. Пурпур имеет различные оттенки красного вплоть до фиолетового-чернильного.
Краплак, или мареновая красная – растительный краситель из корней краппа или красильной марены, содержащих красящие вещества ализарин и пурпурин. С XVI века растение стали разводить во Франции и Фландрии. Этот краситель издавна использовался в текстиле и живописи, обычно в смесях.
Червонная красная или кошениль – органический краситель, который получили из телец насекомых (червеца) кошениль и кермес. Насекомые живут в корнях кустарника Scleranthus perennis по всей средней Европе и на кермесовом дубе, распространенном в Италии, Испании, на Крите, в Греции. Один из древнейших органических колорантов. Краситель кермес упоминается в текстах Библии, его названия восходят к санскритскому корню kirmidja (санскрит. - червь, отсюда - кармин и червецовая). Высушенных и мелко нарезанных червячков кипятили с дубовым пеплом до тех пор, пока жидкость не приобретала ярко-красный цвет, благодаря образованию кермесовой кислоты.
Зеленые земли лежат в основе целой группы минеральных пигментов различных оттенков зеленого цвета. Оттенки зависят от содержания в минералах и глинах окислов железа, силиката алюминия, магнезии и других примесей. Наиболее известны пигменты из минералов вулканического происхождения — глауконита и селадонита. Они имеют различные названия: веронская земля, тера верде и другие. Глауконитовая веронская земля имеет бледный зелено-голубой цвет, из-за жирной консистенции использовалась подобно болюсу при золочении. Плиний Старший считал ее «худой краской».
Ярь медянка, или Вердигри - соли меди или ацетат меди яркий сине - зеленый лессировочный пигмент искусственного происхождении. Пигмент получали путем замачивания медных пластин в винном уксусе или кислом молоке, в результате чего на пластинах появлялся сине-зеленый налет.
Медный резинат — общее название для прозрачных, получаемых искусственным путем, медных солей типа вердигри. Все зеленые пигменты этого типа не стойки - в результате окисления коричневеют.
Натуральный малахит - углекислая соль меди - натуральный пигмент, который получали из минерала. Малахит часто дает слабую в гоне краску, он чаще встречается в темперных красках, чем в масляных.
В иконописной традиции известна «празелень» — общее название доя красок зеленого цвета, не связанное с определенным пигментом.
Ультрамарин (лазорь) - серный содово-алюминиевый силикат - натуральный минеральный пигмент, получаемый из полудрагоценного лазурита, или ляпис-лазули (lapis-lazuli). Название минерала происходит от соединения латинского слова «лапис» (камень) и персидского «лазули» (синий). В Средневековье единственным источником этого ценного камня как для европейских, так и для византийских и русских художников был Бодахшан в Афганистане. В Европе использование пигмента подчас специально оговаривалось в контрактах. Драгоценный пигмент часто заменяли более дешевыми: в античности — египетской синей, в Средние века — азуритом. В русской иконописи применялся в большинстве тестированных произведений.
Египетская синяя - кальциевый медный силикат - искусственный пигмент, получаемый нагреванием до 850° С кальция (извести), меди (малахит) и кварцевого песка. Древнейший искусственный пигмент, из которого готовили синюю краску до начала Средних веков, позднее его перестают использовать.
Азурит - карбонат меди - самый распространенный синий пигмент минерального происхождения — его залежи в Италии, Испании, Франции, Германии и других странах всегда сопровождают жилы серебра и малахита. Азурит часто обнаруживают в виде вкраплений в малахите. Цвет варьируется от сине-зеленого до интенсивного синего. Азурит обнаружен в живописи времен IV династии Древнего Египта, и с тех пор использовался повсеместно.
Смальта – порошок истолченного калийного синего стекла, окрашенного кобальтом (силикат кобальта). В живописи его применение известно с XV века, хотя в стекольном производстве технология известна с древности. В Европе источником кобальта для приготовления смальты был минерал смальтит, который был идентифицирован в живописи XV века. Истолченную смальту затирали на масле.
Информация о работе Темперная живопись, характеристика пигментов и красителей темперных красок