Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:34, реферат
Целью работы является исследование красочного слоя иконы, а именно пигментов и материалов красок, а также технологию их создания.
Задачами работы является изучение темперной живописи, характеристика пигментов и красителей темперных красок.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Связующие темперной живописи 4
2. Пигменты темперной живописи 6
3. Минеральные краски 7
4. Общие сведенья о красках 9
5. Палитра средневекового художника 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЯ 20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоит в том, что христианская концепция визуального образа изменила предназначение искусства в мире. Древние создавали статуи богов и поклонялись им, считая их прямым воплощением божества. Христиане такие образы считали презренными идолами.
В основе иконы (от греч. Eikon – образ) лежит идея представления в видимых формах «невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего» (Иоанн Дамаскин, VII век) Само существование иконы, согласно представлениям отцов церкви, стало возможным благодаря акту Боговоплощения. Визуальный образ составляет сущность христианства, так как оно есть откровение не только Слова Божия, но и Образа Божия, явленного в мир Иисусом Христом.
В иконе богословский смысл – Слово и художественная форма – Образ, слитны и нераздельны. Икона изображает не образы и предметы внешнего мира и не сами первообразы Божественного мира. Икона представляет в красках подобия первообразов.
Следовательно, икона представляет собой отдельный мир, созданный художником, который ищет в предметах окружающего мира скрытые указания на первообраз: «Через видимый образ наше мышление должно устремляться в духовном порыве к невидимому – величию божества»
Икона часто обозначается как «не-искусство», так как главное предназначение визуального образа связано с религиозной функцией. Икона играет важную роль в церковной литургии. Однако икона содержит в себе и ряд так называемых «скрытых функций», в том числе художественную, познавательную и другие.
Целью работы является исследование красочного слоя иконы, а именно пигментов и материалов красок, а также технологию их создания.
Задачами работы является изучение темперной живописи, характеристика пигментов и красителей темперных красок.
Древнерусские иконописцы так же, как и их современники в Византии и Италии писали красками на яйце, которые в Италии называли темперой (от лат. temperare – смешивать), поскольку связующее вещество этих красок представляет собой природную эмульсию. Применяли краски как на цельном яйце, так и на одном желтке. Яичная краска является одной из древнейших в мире: ею пользовались в Древнем Египте, Китае, Шумере и Вавилоне.
Яичный желток отделён от белка оболочкой и находится внутри виттелиновой мембраны. Желток – это самая большая одиночная биологическая клетка. Он состоит на 51% из сухого вещества и на 49% из воды. Жиры-липиды в виде яичного масла составляют 33%, другую часть сухого вещества образуют протеины – виттелина и альбумина, являющихся природными эмульгаторами, эмульсия не расслаивается и способна дополнительно эмульгировать полтора объема масла. Присутствие лецитина замедляет высыхание яичного масла и придает эмульсии эластичность. Яичный белок представляет собой альбумин (белок), состоящий из нескольких слоев разной вязкости.
Куриный желток разводили в зависимости от региона: в Италии – фиговым молоком (сок фигового дерева), вином или винным уксусом, в Северной Европе и на Руси – пивом или квасом, которые добавляли в воду. Эти добавки служили разбавителем и консервантом.
Желтковая темпера являлась стойкой эмульсией и после полного просыхания дает очень прочную, не изменяющуюся в цвете и не растворимую в воде пленку. Эти качества желтковой темпере придает полимеризация животного масла в составе эмульсии, которая происходит в процессе оксидации при высыхании пленки, что занимает несколько месяцев.
Основная часть пигментов затиралась на желтке. Однако желтковая эмульсия считалась слишком грубой и недостаточно прозрачной для лессировочных красок из органических красителей. Она была химически неблагоприятна для пигментов, содержащих серу (киноварь, ультрамарин). Кроме того, не рекомендовалось смешивать с желтком ярь-медянку, так как она портится в смеси с ним. Пигменты, содержащие свинец также химически не совместимы с желтком. Синие и красные (киноварь) лучше было не смешивать с желтком также по оптическим причинам – они теряли чистоту цвета. Известно замечание Ченнино Ченнини о том, что лицо молодой девушки лучше писать на желтке городской курицы, а лицо солдата или старика – на желтке деревенской курицы. Поэтому часть пигментов стирали с яичным белком либо с животным клеем, камедью, гумми, мягкими смолами или с олифой. В иконописном подлиннике Никодима Сийского, например, сказано, что ярь-медянку и другие зеленые краски лучше затирать на меду.
Вторым после желтка связующим в станковой живописи была камедь — растворимая в воде смола акации (гуммиарабик) и некоторых фруктовых деревьев (вишни, сливы, алычи и т. д.).
Гуммиарабик почти без примесей содержится в соке, добываемом из коры аравийской и африканской акаций. Основное вещество смолы — это арабин, который состоит из кальциевых и калиевых солей арабиновой кислоты. Гуммиарабик медленно распускается в холодной воде, растворяясь в ней полностью. Высыхая, он образует бесцветную блестящую, стекловидную, твердую пленку. Повторно легко растворяется в воде. Раствор гуммиарабика быстро закисает и плесневеет. Водный раствор гуммиарабика легко и прочно смешивается с эмульсией из желтка куриного яйца.
Вишневую или сливовую камедь добывают из наплывов загустевшего сока, вытекшего из-под пораженной коры вишни и сливы. Это вещество представляет собой стекловидно-прозрачные кусочки различной формы, бесцветные или коричневые (от светло-коричневых до темно-коричневых). Кроме арабина оно содержит вещества, не растворимые, а только набухающие в воде. Из свежей, еще не высохшей вишневой камеди, арабин легче переходит в водный раствор.
В России были известны два способа получения раствора камеди. Первый состоял в том, что в стеклянном сосуде, в чистой прозрачной воде распускали кусочки камеди; для ускорения растворения ее помешивали, а затем процеживали через ткань, чтобы отделить нерастворимые вещества и загрязнения. При втором способе камедь заливали дождевой водой и выдерживали четыре-шесть дней. Затем, вероятно, для того чтобы перевести малорастворимые составные части смолы в водный раствор, его подвергали бродильному процессу сроком до 20 дней. После этого раствор процеживали через ткань.
Пигментный состав древнерусской иконописи в целом идентичен византийской и западноевропейской живописи. Некоторые из них крайне редко встречаются в русском искусстве, как, например, свинцово-оловянная желтая, которая была обнаружена в миниатюрах XI века «Изборника Святослава». Следует помнить, что в источниках названия цвета и названия пигментов часто не разделены, что создает определённую путаницу. Например греки часто называли церуссой (cerusssa) белую краску, хотя она могла содержать свинцовые белила, а могла быть приготовлена из гидроцерусита – очень редкого минерала, содержащего свинец.
Цвет краски создается красящим веществом минерального (пигмент) иои органического (краситель) происхождения которые бывают искусственными и натуральными. Пигмент не растворяется в жидкости, а красители большей частью растворимы в воде, спирте или маслах. Минеральные природные пигменты – это главным образом окислы или соли металлов. Искусственные пигменты производятся химическим путём. Органические красители (лаки), которые применялись в древности, были растительного или животного происхождения. Эти цветные жидкости, которые осаждались на минеральные неокрашенные частицы (барит, гапс, яичная скорлупа).
Важным физическим качеством красящего вещества является оптическая характеристика – укрывистость, которая тем выше, чем более кристаллическую структуру имеет пигмент. В зависимости от коэффициента преломления света краски делятся на прозрачные, или лессировочные, и непрозрачные кроющие. Аристотель считал хорошими красками те, что «можно видеть одну сквозь другую».
Преобладающее число минеральных красок натурального и искусственного происхождения состоит из солей различного происхождения: карбонатов, хроматов, сульфатов, силикатов и других нерастворимых в воде и маслах простых и сложных солей различных металлов. Другая, тоже значительная часть красок этого отдела представляет окислы различных металлов и гидраты их. Таковы окислы железа, марганца, кобальта, свинца, кальция и других металлов.
Минеральные краски (сами по себе) прочны постольку, поскольку прочны химические соединения, из которых они состоят. Прочность же химических соединений, как известно, зависит прежде всего от природы входящих в них элементов и степени сродства между ними. Элементы, обладающие наиболее противоположными свойствами, имеют наибольшую степень сродства между собой, и потому краски, состоящие из соединений типичных металлов и металлоидов, принадлежат к наиболее прочным из существующих. Таковы кислородные соединения металлов: кальция, железа, цинка, хрома и т. д., представителями которых являются краски: жженая известь, цинковые белила, желтые и красные охры, хромовая зелень и др.
Прочность кислородных соединений многовалентных элементов, как известно, зависит от количества атомов кислорода, входящих в соединение. Недостаточно насыщенные кислородом соединения и пересыщенные им относятся в большинстве своем к химически активным и потому неустойчивым соединениям, стремящимся перейти в устойчивые. При многовалентных металлах, к которым относятся, например, железо, хром, марганец, прочность их кислородных соединений находится в прямой зависимости от количества атомов кислорода, входящих в них.
Так, закись железа (низшая степень окисления его) сравнительно менее прочна, нежели окись железа, содержащая большее число атомов кислорода, так как железо, находящееся в состоянии закиси, стремится перейти в окись. Окрашенная закисью железа краска «зеленая земля» на этом же основании менее прочна, нежели желтые, коричневые и красные охры, окрашенные окисью железа.
Хромовая окись обладает большой прочностью, чем и объясняется прочность красок хромовой и изумрудной зелени. Высшая степень окисления хрома — хромовый ангидрид — вещество чрезвычайно непрочное. Вот почему все краски, представляющие соли хромовой кислоты (желтые хромы, цинковая желтая, желтый ультрамарин и желтая стронциевая), принадлежат к непрочным краскам, так как более или менее легко переходят в хромовую окись — соединение, обладающее большой устойчивостью.
Различные степени окисления металлов имеют различный цвет.
В изменении цвета красок следует различать, таким образом, два химических процесса. Первый из них есть процесс оксидации (присоединение атомов кислорода). Таково изменение цвета порошка зеленой земли, долго лежавшей на воздухе и принявшей буроватый оттенок, побеление желтого кадмия, почернение сурика, обесцвечивание органических красок. Второй процесс есть процесс восстановления (потери атомов кислорода). На нем основано позеленение желтых хромовых красок.
Большинство минеральных красок состоит из прочных химических соединений, которые и при смешении красок друг с другом остаются нейтральными и не реагируют друг на друга химически. Непрочными красками являются краски медного происхождения и желтые хромовые краски, состоящие из непрочных химических соединений, которые способны реагировать на смешиваемые с ними краски и потому являются причиной образования непрочных смешений красок.
Красками называются вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал или с помощью какого-либо связующего вещества, или без него, или же соединяясь с ним химически. К первым относятся краски, применяющиеся в живописном деле, ко вторым — краски, применяющиеся в текстильной промышленности. Эти последние носят также название пигментов.
Одни из красок принадлежат к веществам, состоящим из несложных химических соединений, к каковым относятся, например, цинковые белила — химическое соединение цинка и кислорода, киноварь — соединение серы и ртути; другие же более или менее сложны или состоят из сложных химических соединений, каков, например, ультрамарин, в состав которого входят кремнезем, глинозем, натр, сера и пр., или же состоят из смеси различных химических соединений: таковы свинцовые белила, охры и многие другие краски.
Очень немногие из красок, применяющиеся в живописи, имеют ту определенность в своем составе, какая присуща химическим соединениям, таковы: кадмий, цинковые белила, баритовые белила, киноварь и некоторые другие краски; большинство же их лишено этой определенности и постоянства. Вот почему на практике одна и та же краска (на различных фабриках и даже на одной и той же) нередко выходит с различным составом и, следовательно, с различными свойствами и оттенками. Такие изменения и колебания в составе красок зависят всецело от чистоты сырых материалов, взятых для фабрикации, от способов последней и даже от малейших деталей производства.
Информация о работе Темперная живопись, характеристика пигментов и красителей темперных красок