Нетрадиционнная техника рисования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Файлы: 1 файл

нетрадиционная техника рисования.docx

— 524.75 Кб (Скачать)

     Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать  любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

     Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

     Особый  интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят  сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У  каждого малыша есть свои любимые  произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут  создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу  в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса  и заяц», можно затем попросить  их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый  красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к  одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

     Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к  своей любимой сказке, а затем  поочередно рассказывают эпизод, который  изобразили. Дети с большим удовольствием  откликаются на предложение воспитателя  нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном  городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и др. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить и материалы.

     Чем разнообразнее будут условия, в  которых протекает изобразительная  деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также  материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться  детские художественные способности.

 

 

 

 Развитие  творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста в процессе рисования нетрадиционными  техниками и живописными  материалами.

     Тема: «Одуванчики в  траве».

     Программное содержание:

     Учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием  в стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования штрихами полусухой  кистью - прямыми штрихами при рисовании  желтой головки цветка. При изображении  белой головки использовать прием  «набрызга». Развить способность рационально применять технику «набрызга».

     Ход занятия.

     В начале занятия детям были прочитаны  стихотворения и предоставлены  иллюстрации с изображением одуванчиков. В течение занятия был использован  рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление с детьми о последовательности выполнения работы.

     Детей заинтересовало нестандартное оборудование (зубные щетки), которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес.

     Дети  получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.

     Тема: «Летний пляж».

     Программное содержание:

     Закреплять  умение рисовать «по-сырому», развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при помощи цвета, опираясь на предыдущий сенсорный опыт.

     Ход занятия.

     Детям было предложено оборудование и иллюстративный материал. В ходе занятия использовалась музыка, различная по содержанию и  характеру. Был предложен рисунок-схема  с изображением солнца и волнообразных  линий - некая поверхность, с помощью  подбора цвета дети должны были превратить в ледяную пустыню африканскую  жаркую пустыню или в солнечный  ласковый пляж. Дети использовали различные  тона и цветовую гамму для получения  рисунков, имеющих разный характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.

     Так же были проведены следующие упражнения: «Времена года», «Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и  навыки подбирать нужный цвет находятся  на низком уровне. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать  художественный образ с помощью  цвета, но в основном дети упражнялись  в применении нетрадиционных живописных техник.

 

     Чудо  нетрадиционной техники  рисования (из опыта  работы с 

     На  мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она  позволяет ребенку выразить в  своих рисунках свое впечатление  об окружающем его мире. Вместе с  тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего  развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

     Рисование – важнейшее средство эстетического  воспитания. А художники Древней  Греции считали, что обучение рисованию  необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

     Я работаю в детском саду более 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной  деятельности дошкольников. Раньше, когда  только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца”  и “показа” приемов рисования  и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

     Последние 6 лет своей работы с детьми я  посвятила наиболее углубленным  занятиям по изобразительной деятельности, работая преподавателем изостудии. На первом году работы я столкнулась  с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей идти на занятие. Некоторые из них не хотели даже покидать свою группу, чтобы пойти  со мной в изостудию и приходилось  их уговаривать. А другие, придя туда, и узнав, для чего они пришли, просто-напросто прятали руки за спину, отказываясь  брать карандаш или кисточку. Особенно дети-левши. Я старалась уговорить  их, выяснить причину отказа. И, в  конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

     Особенно  это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно.

     А ведь главное в моей работе, да и  в работе любого педагога, чтобы  занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми. Моей палочкой-выручалочкой стал журнал “Дошкольное воспитание”, в котором воспитатели из далекого от нас сибиряков региона России, делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в журнале. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши “трусишки”, которых пугал вид карандаша и кисточки, придя однажды в изостудию и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: “А что мы будем сегодня делать?” Мой ответ: “Рисовать” – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой того занятия был “Разноцветный дождь”. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса “левши” не осталось и следа! Именно у “леворуких” детей раньше других проявился интерес к рисованию и нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой.

     Боязнь  “не умею”, “не могу”, “левша”  была побеждена.

     С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, при моем появлении  в любой из групп первая реакция  детей – радость и немедленный  вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”

     На  занятиях с детьми я использую  еще один способ нетрадиционной техники  рисования –“Монотипию”. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование оттого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

 

 

     Конспект  комплексного занятия  по изобразительной  деятельности в нетрадиционной технике рисования  для подготовительной логопедической группы на тему: “Какого цвета весна”.

     Цель  занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании репродукции картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”. Активизировать в речи детей четкое произношение звука “Р”.

     Оборудование: по 2 альбомных листа бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого ребёнка, репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, увеличенный фрагмент картины с изображением одного грача для проведения физминутки.

     Словарная работа: прозрачный воздух, пробуждение природы, грачи суетятся, перекликаются, небо лёгкое, с голубыми окнами-просветами, нежные, размытые цвета, бледно-голубой, беловато-серый, светло-коричневый.

Информация о работе Нетрадиционнная техника рисования